Смоленским кадетам предложили стать сценаристами
Такое неожиданное заявление сделал автор сценария «9 роты» Юрий Коротков, который вместе с актером Иваном Кокориным 9 мая посетил Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус.По мнению Короткова, кадетство само по себе тема, которая может и должна лечь в основу большого полнометражного фильма. Но никто не сможет раскрыть эту тему лучше курсантов. А для этого всего-то и надо зарегистрироваться на сайте КиноПризыви отправить свою историю. «Если за вашу историю зацепятся киношники, вы получите грамоту и много-много денег. В прошлом году, например, конкурс выиграли два подполковника ракетных войск муж и жена», - подбодрил смоленских кадетов сценарист Юрий КОРОТКОВ.
Но главной темой встречи со смоленскими кадетами стал рассказ Юрия Марксовича о работе над созданием сценария «9 роты». Оказывается началась она еще в 1982 году, когда Юрий Коротков после института пошел в армию. «Я рвался в Афганистан. Но так как в родном политотделе меня отговаривали, я решил подать заявление начальнику отдела кадров военного округа. Подарил ему две свои книги и положил на стол заявление с просьбой отправить меня в Афганистан. Его не приняли, а через полгода-год меня дембельнули, - вспоминает Юрий КОРОТКОВ. – В 37 лет Федя Бондарчук, по примеру своего отца, решил дебютировать с полным метром и попросил меня написать сценарий с рабочим названием «Судьба человека 2». В основу сценария должна была лечь Чеченская война. Я долго думал, работа не шла, пришел к Феде и сказал: «Хочешь режь меня, но я не могу написать эту историю о Чечне, давай напишем про Афган». Почему именно о ней? Афганская война очень долго считалась у нас неправедной постыдной, о ней молчали. Люди, которые возвращались из Афганистана, честно исполнив свой долг, встречали словами «Мы тебя туда не посылали! Почему ты требуешь каких-то привилегий?». Мне удалось убедить Федю и я принялся за сценарий. Мне организовали встречу с ребятами из 9 роты. Сейчас они все большие люди, занимаются бизнесом, работают в правительстве, а тогда они были простыми солдатиками. Мы проговорили с шести вечера до четырех утра. Материала было слишком много. Всё в сценарий естественно не вошло, да и рассказывать в кино обо всём было нельзя».
Сценарий Короткова утвердили. Начались съемки. После финального монтажа оказалось, что хронометрах фильма составляет 3,5 часа. Это слишком много для картины, которую планировали запускать в прокат. Многими сценами пришлось пожертвовать. Насколько это было мучительно, по словам Юрия Короткова, отдельная история.
Недавно возникла идея создать на основе всего отснятого материала четырех серийный фильм. Но выяснилось, что пленка не сохранилась. «Особенно жалко одну сцену. Ребята после прибытия в Афган кушают мясо. А вырезанной оказалась сцена, когда нужно было решить, кто этого кролика убьет. Алексей Чадов, Воробей, сидит, прижав кролика к бревну, берет штык-нож, замахивается, а кролик смотрит на него во все глаза. И Чадов опускает руку со штык-ножом и говорит «не могу». Артур Смольянинов, Лютый, вырывает у него штык и говорит «Пошел вон, тоже мне припёрся на войну». Хватает кролика, замахивается, пауза и тоже говорит «не могу». В итоге кролика убивает Константин Крюков, Джоконда - спокойно с холодными глазами. Это очень важная сцена, - уверен Юрий Коротков. - Люди, которые не могут убить кролика, через полчаса экранного времени будут сражаться: убивать, резать, стрелять во врага, спасая своих товарищей».
Кстати, оказывается после громкого успеха «9 роты» была идея написать продолжение. Оно стало бы историей о возвращении Лютого и Пиночета с Афганской войны, о том, что они остаются служить в армии и попадают теперь уже на Чеченскую войну, но оказываются по разные стороны баррикад. «Но Бондарчук категорически сказал, что для него этот фильм закончен. И я совершенно с ним согласен», - рассказал Коротков.
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА