Культура

Объёмный мир

7 апреля 2014 года в 14:05
3 марта в Доме художника открылась выставка работ Валерия Гращенкова. Экспозицию приурочили к 60-летнему юбилею мастера, члена Союза художников России. Валерий Степанович увлечён творчеством уже 35 лет, а двадцать из них преподаёт на художественно-графическом факультете СмолГУ.

Оскульптурить жизнь


Большинство из выставленных работ – новые. Некоторые из них только что прибыли из мастерской. Часть скульптур успела побывать на крупных региональных выставках в Липецке и Москве. В экспозицию вошли и самые значимые для автора произведения, созданные ранее. Например, одна из самых первых работ мастера «Ночной сторож».
– С той или иной работой связаны определённые этапы моей жизни, – поясняет Валерий Степанович. – На каждом из них искусство открывалось определённым образом, каждая работа несёт в себе заряд и частичку того времени, когда она создавалась.
В одном из залов Дома художника на время поселились созданные Гращенковым варианты памятника смолянам-путешественникам. Есть здесь и эскизный проект памятника преподобному Авраамию Смоленскому. Двухметровую фигуру отлили из бронзы два года назад, и сейчас она находится в подсобном помещении Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря. Дело в том, что место для установки памятника пока не выделено. Только что творческим достижением Валерия Степановича стала победа в конкурсе на создание бюста писателя Бориса Васильева.

Как рождаются образы


Валерий Гращенков убеждён, что идеи не рождаются в голове автора, они проходят сквозь него. Ведь художник – это своего рода проводник. Бывает, замысел возникает уже завершённым, цельным, а порой перед скульптором предстаёт лишь неоформившийся образ.
– Тот же «Памятник кошке» пришёл ко мне внезапно, он открылся полностью, – поясняет Гращенков. – А бывает, какую-либо идею додумываешь, делаешь несколько вариантов эскизов и только тогда понимаешь, что должно получиться в результате.
Мастер работает с деревом, металлом, камнем, керамикой.
– Все материалы по-своему хороши, – отмечает скульптор. – Мне, конечно, больше по душе бронза, но из неё можно сделать не всё. Да и недешёвое это удовольствие. А вот найти древесину у нас намного проще. Как только где-то начинают спиливать деревья, я беру тачку или санки и иду запасаться материалом для работ.
Всё чаще российские скульпторы используют всевозможные синтетические смолы. Литейные качества у этого материала такие же, как и у металла, кроме того, их можно тонировать практически под любую фактуру. Ещё один плюс заключается в том, что смолы – дешёвые.

Мечта


Признанный мэтр, профессор, член Союза художников России, участник международных, всероссийских, областных и городских художественных выставок, автор нескольких памятников мечтает лишь об одном – о свободном времени.
– Мне нужно как можно больше успеть. Однако времени на всё не хватает. Многие этюды ждут своей очереди, но возникают новые идеи, и постоянно приходится что-то откладывать на потом, – признаётся Валерий Степанович. – Хочется как можно больше времени посвящать творчеству – главному делу в моей жизни.

Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Объёмный мир


Фото: Юлии ВЕСЕЛОВОЙ
Иван Грозный и Сталин встретятся в Смоленске
День смерти на «Смоленском ковчеге»

Другие новости по теме