Послесловие к фильму "Царь"
4 ноября, в День народного единства, в кинотеатре quot;Современникquot; состоялась премьера историко-художественного фильма quot;Царьquot;.Фильм в целом неплохой. Режиссёр Павел Лунгин живописует ужасы опричнины Иоанна Грозного, с которыми борется митрополит Филипп (Колычев). В этой неравной борьбе человеколюбивый священнослужитель гибнет, но одерживает моральную победу, что символизирует победу любви и милосердия над тиранией и самодурством. Роль митрополита играет Олег Янковский, а его антагониста-царя – Пётр Мамонов. Несмотря на величайший талант покойного народного артиста, образ митрополита у Янковского получился чисто схематичным, безжизненным, просто икона в человеческом обличье. Его антипод Иоанн Грозный, сыгранный Мамоновым, куда богаче! Но не покидает ощущение, что он перешёл сюда из фильма quot;Островquot;, где играл юродствующего монаха. Разница в том, что чудачества юродствующего царя небезобидны и страшны, ибо кровавы.
В фильме поднимаются разные темы. На мой взгляд, они плохо проработаны, но хуже всего дело обстоит с исторической составляющей. Великий государь Иоанн Грозный показан совсем не таким, каким был на самом деле. В фильме – это полусумасшедший деспот, жаждущий кровавых расправ с любым не угодившим ему человеком. В жизни же он был истинно богобоязненным христианином и вынужден заботиться о своих подданных. В фильме царь пытками вынуждает своих опальных бояр признаться в преступлениях, которых они не совершали, и жестоко карает, сама смерть им кажется благодеянием и избавлением от мук. Но в жизни государю противостояла мощная оппозиция, планировавшая возвести на престол Владимира Старицкого, и борьба с этой оппозицией развернулась не на жизнь, а на смерть. В этой борьбе погибло на плахе несколько тысяч врагов Иоанна Грозного. Но и другая сторона несла потери: были отравлены три его жены, почти все дети, да и он сам. В наше время уже установлено, что содержание ртути и мышьяка в останках царственных особ превышает все мыслимые пределы. Кстати, и сын его Иван не был убит отцом, как представлено на известной картине Репина.
История же с митрополитом Филиппом очень проста. В мае 1566 года митрополит Афанасий по болезни оставил свой пост и ушёл в монастырь. На освободившееся место претендовал архиепископ Новгородский Пимен, сформировавший мощную группировку из священнослужителей. Но ему государь не доверял, пытался поставить архиепископа Казанского Германа, но тут воспротивились не только пименовцы, но и опричники во главе с Басмановым. Тогда Иоанн пригласил настоятеля Соловецкого монастыря Филиппа Колычева, которого знал с детства. Государь выбрал его кандидатуру не только по высоким нравственным качествам, но и потому, что Филипп был далёк от всяких московских группировок и политических дрязг. Однако кандидатом подло воспользовались: новгородская верхушка загрузила скромного настоятеля кучей жалоб и просьбами к царю отменить опричнину. Пимен об отмене опричнины благоразумно помалкивал. Филипп же выложил государю всё, но, вопреки ожиданиям провокаторов, Иван всё же выдвинул его на пост митрополита. Правда, договорились, что царь не будет вмешиваться в дела церкви, а митрополит не будет вмешиваться в царские. Так в июле 1566 года митрополитом был избран Филипп (Колычев).
В 1567 году государь предпринял попытку завоевать часть Ливонии, пройти по Двине до Риги, но получил сведения о новом заговоре, одним из активных участников которого был богатейший из бояр – Фёдоров-Челяднин. Пришлось вернуться назад, провести следствие, по результатам которого были казнены несколько главных заговорщиков. Митрополит Филипп поддержал меры государя, даже публично обличал епископов, сочувствующих изменникам. Кроме того, обнаружил в православной церкви ересь и начал расследование. Тут уж пименовская группировка всполошилась и усилила меры по его дискредитации. Оклеветав Филиппа перед царём, пименовцы созвали Освященный собор, где митрополита низложили и потребовали ему смертной казни. Но царь, хоть и не вступился за митрополита, казнить не стал, сослал в Тверской монастырь. А на пост митрополита был избран не Пимен, а архимандрит Кирилл.
В 1569 году был организован новый заговор с целью убийства государя, но погибла лишь его жена Мария Темрюковна. Во время следствия по этому делу царём был предпринят поход для наведения порядка в Новгород и Псков. В Новгороде было казнено около 1500 изменников и других преступников. Архиепископ Пимен был низложен, лишён священства и отправлен в Москву. В Пскове подозрения в измене не подтвердились. Государь оповестил о созыве нового Освященного собора против пименовской группировки и послал в Тверской монастырь за Филиппом своего доверенного Малюту Скуратова. Но в живых того царский посланник не застал – его убил приставленный Пименом Стефан Кобылин, объявивший Филиппа угоревшим.
По делам об измене были казнены примерно 150 человек, в том числе и убийца Филиппа. Пимен был сослан в Веневский Никольский монастырь. Малюта Скуратов погиб при штурме эстонской крепости в 1573 году. Позже в смерти Филиппа, причисленного к лику святых, обвинили именно его.
Но что до верного слуги государя? Бессовестно оболган был и сам государь Иван Грозный… Конечно, художественный фильм допускает некоторые погрешности в истории, ведь смысл киноповествования заложен в другом. Однако хотелось бы, чтобы не обходились с историей так произвольно, ведь в своём большинстве неискушённые зрители склонны изучать историю именно по фильмам. Всё-таки, внедряя в сознание зрителей даже самые человеколюбивые и благородные истины, мы должны более тщательно подходить к исторической правде.