Культура

Космоджаз Сергея Летова

5 декабря 2013 года в 13:14

4 декабря на сцене «А-клуба» стартовал XIX ежегодный фестиваль современной музыки «Смоленский проект». И первый его день по традиции был посвящен джазу. Тонкие мелодичные аранжировки швейцарского квартета Карила Бейкера, джазовые стандарты в исполнении столичного коллектива Time и космоэлектронные мантры Сергея Летова – это сочетание раскрыло зрителям всю панораму современного джаза.

Но самым ярким и радикальным было выступление именно Сергея Летова, культовой фигуры русской авангардной музыки XX века. На концерт в Смоленск он привез тенор-саксофон и электронные инструменты, которыми Сергей серьезно увлекся несколько лет тому назад. По словам музыканта, специально для «Смоленского проекта» он подготовил совершенно новую экспериментальную программу электронной музыки – микс из традиционного джаза, фри-джаза, блюза, трип-хопа и даба. Аккомпанировал Летову на виолончели известный смоленский музыкант-авангардист Влад Макаров, с которым Сергей дружен уже около тридцати лет.


- Программа во многом была экспериментальной, я никогда не играл электронную программу с Владом Макаровым. Это был экспромт. Но всегда нужно что-то делать в первый раз. И мне было приятно предложить Владу что-то новенькое Мне всегда приято с ним поиграть, я всегда рад предложить ему что-то новенькое, - рассказал «СГ» после выступления Сергей ЛЕТОВ. - На каждом концерте я стараюсь показать что-то новое. Постоянно покупаю новые инструменты, осваиваю новые музыкальные технологии. Последнее время серьезно увлекся экспериментами с электронными инструментами: это новое звучание, новые тембры, новые артикуляции. И это очень интересно!

- В вашей коллекции десятки необычных инструментов от редких восточных, до ультра современных. Ваше последнее приобретение?

- В августе этого года приобрел очень маленький саксофон-сопранино Оскара Адлера, автора первого немецкого саксофона. Не знаю точно, какого года инструмент, но думаю начала XX века, может, 1920-е годы.

- А правда ли, что вы сами занимаетесь изобретением музыкальных инструментов?

- Это было давно. В 1980-е я пробовал из бамбука и алюминия что-то вырезать, но сейчас меня больше привлекают современные электронные инструменты. А паять я еще не очень хорошо умею. Зато я познакомился с замечательным ростовским мастером Эдуардом Серапионовым в просторечии «Папа Срапа». Он сам ваяет, паяет, собирает невероятные электроинструменты из оплавленных дисков и затопленных микросхем. Он обещал для меня изготовить нечто с уникальным звучанием.

- При вашей страсти к современным гаджетам, возможно, вы еще и заядлый геймер?

- Я не играю. Некогда. У меня маленькая дочка – ей год и 10 месяц. Она не дает мне ничего, играет сама. Она-то как раз геймер. Выхватывает у меня айпэд и считает, что на нем надо обязательно играть в «Машу и медведя».

- Ваше выступление на «Смоленском проекте» вместе с Владом Макаровым многие по праву называют самым дерзким, смелым и необычным. Хотя вы не самые молодые исполнители. Почему молодежь не способна или не хочет искать что-то новое, экспериментировать?

- Думаю, причина в том, что в 1990-е годы в нашу молодежь влился ужасный поток очернительства русской истории и культуры. В СМИ было принято подавать Россию как страну малоспособных людей, каких-то уродов, неумеек, незнаек. Ну и прочий бред. На всем этом выросло поколение с очень заниженной верой в собственные силы и способности. Молодежь не хочет что-то делать, они хотят имитировать западное, птому что там вроде как всё хорошее, а у нас так себе. Мое поколение более творческое. В советское время, несмотря на преследования новаторства, люди создавали много ярких интересных вещей. Они верили в себя. Кроме того, в нынешнем молодом поколении по какой-то странной причине очень мало энергии. Меня часто приглашают молодые рок-коллективы, чтобы я им поддал драйва. У них, молодых, его нет: они аккуратно по нотам играют западную музыку. Понимают, что нужно что-то менять и зовут к себе человека, которому через три года будет 60 лет, чтобы он им дал заряд энергии.


Видео: автора
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА
Швейцарцы покорили смолян «Одессой»
Kawri's Whisper нашептали на «Смоленском проекте»