Товарищ Бунша не меняет профессию
Культура

Товарищ Бунша не меняет профессию

25 октября 2025 года в 12:00

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова из солнечного Владикавказа блистательно завершил свои гастроли в Смоленской драме. Накануне отъезда осетинских артистов нам удалось встретиться и поговорить за чашкой согревающего чая с одним из ведущих мастеров театра-гостя, народным артистом Республики Северная Осетия – Алания Робертом КИСИЕВЫМ об искусстве, жизни и полётах наяву.


Южное солнце в холодной воде


Пасмурной хмурой осенью владикавказцы с истинной южной щедростью одарили смолян шестью днями настоящего театрального «солнца»: с 14 по 19 октября гости отыграли три искромётных комедии и добрую детскую сказку. Вечерние спектакли шли по два дня подряд. Каждый раз зал был полон. Распечатал гастроли кладезь всенародных цитат, звезда гайдаевских комедий – бессмертный «Иван Васильевич» по одноимённой пьесе Михаила Булгакова. Создатели осетинской постановки не стали отклоняться от известного всем сюжета, бережно сохранив и булгаковский текст, и сам смысл произведения. Учитывая народную славу фильма, наверняка было непросто не произвести на свет «клон», но авторам спектакля удалось соткать полностью самобытное, оригинальное, филигранно тонкое по уровню актёрской игры полотно. Яркие и темпераментные образы пополам с фирменным юмором Булгакова – и зрители сдались в первом же акте. Следующий спектакль под названием «Зануда» по пьесе французского кинорежиссёра и сценариста Френсиса Вебера также не оставил театралам шансов на здоровый сон в уютных креслах – хохот в зале стоял без преувеличения гомерический. Детские сердечки в дневное театральное время украли актёры русской народной сказки «Летучий корабль». А под занавес гости дважды отыграли эксцентричную и чувственную комедию (в которой, надо сказать, было немало драмы и в каком-то смысле даже трагедии) о соперничестве и дружбе двух легендарных актрис, Сары Бернар и Элеоноры Дузе, под провокационным названием «Любовные игры Сары и Элеоноры» – по пьесе русского драматурга Зиновия Сагалова. Каждый по-своему, артисты Владикавказской драмы произвели неизгладимое впечатление на смолян, пока актёры Смоленской драмы отправились покорять сердца осетинской публики с ответным визитом.


Таких благодарных маленьких зрителей, как в Смоленске, не видел нигде


Роберт Кисиев – одна из главных звёзд театра, настоящий мастер перевоплощения, актёр с ярчайшей мужской харизмой. В творческой палитре Роберта Таймуразовича – самые разнополярные роли. Среди них – Стенли Ковальски из «Трамвая «Желание», Фернандо из «Метода Грёнхольма», Принц Уэльский из «Кина четвёртого», Вершинин из чеховских «Трёх сестёр», Арбенин из лермонтовского «Маскарада», Бунша из «Ивана Васильевича». Он невероятно убедителен и в ролях роковых красавцев, и в острохарактерных комедийных образах. Как ему это удаётся? Если честно, мы так и не разгадали этот феномен. Если не считать попыткой сегодняшнее интервью…

– Роберт, какие впечатления оставили в вашей душе смоленские зрители и наш город?

– Знаете, я в глубине души большой романтик. Мне очень нравится камень, дерево… С помощью этих материалов я сейчас как раз обустраиваю свой дом. Очень люблю города, где витает дух старины, а Смоленск им просто пропитан. Когда на гастролях знакомлюсь с новым театром и зрителем, сначала стараюсь вдохновиться именно самим городом – если так получается. Нам по секрету сказали, что смоляне – люди якобы строгие и суровые, так издревле пошло. Если честно, я этого абсолютно не заметил. Прогулялся вдоль вашей древней крепостной стены: смотрел и понимал, насколько великая в этих кирпичиках историческая ценность. Неосязаемо, уже при знакомстве со стеной, я смог сделать первые выводы о людях этого города. О том, как пройдёт спектакль – примут, не примут. В итоге был поражён, удивлён вашим бессовестно приятным зрителем! (Улыбается) Особенно волнительным оказался самый первый спектакль. Но всё прошло замечательно. Сегодня будем играть «Любовные игры Сары и Элеоноры» – спектакль о двух великих актрисах. По сюжету, Сара спрашивает Элеонору: «Ты волнуешься, когда в зале есть кто-то из своих?» – «Да, ужасно! – отвечает Элеонора. – А ты?» – «А я выпендриваюсь изо всех сил!» – смеётся великая Бернар. Вот так и мы: выпендриваемся изо всех сил, чтобы понравиться зрителям, – естественно, не выпрыгивая из штанов и не выбрасывая себя из материала.

Кстати, попрошу выделить красной строкой: вчера и сегодня в первый раз за свою карьеру был крайне обижен тем, что не играю в сказке! Какие у вас удивительные дети! Клянусь, за всю свою карьеру не видел таких ребят ни в одном другом городе. Непередаваемые ощущения, когда стоишь на сцене, и тебе выносят шоколадки, цветы, благодарят. Это так мило, когда к тебе идёт кроха, говорит спасибо и протягивает шоколадку. Счастье! Спасибо родителям за такое культурное воспитание. Наши актрисы просто плакали за кулисами. Я преклоняюсь перед вашими детьми!

– Наша взрослая аудитория тоже вас впечатлила?

– Расскажу про один курьёзный случай. Однажды мы играли спектакль в Петрозаводске. Замечательный спектакль, поставленный болгарским режиссёром Богданом Петканиным, – «Лес» Островского. Мы знаем, что «Лес» – неизменно наш прорыв, который всегда встречают на ура. Начали играть, полчаса работаем на сцене, а в зале стоит полная тишина, просто ноль эмоций. И только позже стало доходить – это особенность северного характера. Таким сдержанным зрителям нужно дать время на раскачку. Слава богу, тогда всё прошло хорошо – но пришлось понервничать. В Смоленске, напротив, очень живой, театральный зритель. Это видно по тому, как люди заполняют зал, как реагируют по ходу действия. Счастье для актёра, когда выходишь на тысячный зал, и все дни гастролей он полон под завязку.


Выходишь и играешь, несмотря ни на что


– Вы часто и явно с большим удовольствием играете в комедиях. Действительно любите комедии больше других жанров?

– Скажу больше: комедия – один из самых сложных жанров. Театр – место, где НЕ нужно ничего играть, и в первую очередь в комедии. Возьмём наш спектакль «Зануда». Сама ситуация – смешная. Гостиница, профессиональный киллер с винтовкой, спрятанной под кроватью, и у него за стенкой – сосед, который приехал повеситься «по любви». Наша задача – максимально интенсивно и молекулярно, на полном серьёзе довести ситуацию до полнейшего абсурда. У нас так заведено в коллективе: стараемся всегда быть на высоком градусе игры. По-другому не можем: очень дружный коллектив, к тому же соревновательный момент никто не отменял. Я не могу быть хуже коллеги, и он не может быть хуже, чем я. Так и ведём друг друга! Знаете, у нас один из артистов вчера работал больным, чувствовал себя плохо. Но в каком бы состоянии ты ни выходил на сцену, моментально выздоравливаешь! У меня однажды был случай… Играли «Маскарад» Лермонтова: первый спектакль, поставленный в нашем театре сто пятьдесят лет назад. И вот решили представить зрителям премьеру к юбилею. Я – Арбенин. И вдруг прямо перед премьерой у меня страшно разболелась спина. Просто не разогнуться! Что делать? Отменять спектакль? Нет. Нашли доктора, который сделал мне внутримышечно блокаду по всей спине... Так и работаем: ты выходишь и играешь, несмотря ни на что.

– Следующие гастроли после смоленских у вас в Москве… И считается, чтобы достичь действительно больших вершин в профессии, нужно переехать именно в столицу. Не посещали такие мысли?

– Отвечу так: у меня было много приглашений переехать в Москву, но я просто не люблю этот город. Мы не совпадаем ментально. Однажды, когда я впервые в своей жизни оказался в метро, мой друг сказал: всё, готовься, сейчас тебя занесут. Действительно: час пик, открываются двери – и тебя заносят. Этот ритм мне не нравится: когда тебе наступают на пятки, наступили – плевать, побежали дальше. Я ритм своего города и республики ни на что не променяю. Уверен: если хочешь работать и зарабатывать – просто сумей сделать это там, где ты живёшь. Зачем куда-то бежать? Вот ты просыпаешься, зная, что тебе на работу к одиннадцати часам утра. Открываешь окно, видишь прекрасную Столовую гору. Это наша любимая гора, которую видно со всех точек Владикавказа. Спокойно идёшь на работу. Счастье!


Свои звания заслужил потом и кровью


– Вы ещё достаточно молоды, но уже награждены тремя высокими званиями республиканского значения, в числе которых и «Народный артист Республики Северная Осетия – Алания». Какое значение для вас имеют эти высокие слова?

– Заслужил я эти звания потом и кровью. Когда получил первое – «Заслуженный артист», сразу же пришёл к маме, чтобы сказать ей: «Спасибо. Это – тебе!» Дело в том, что мой папа хотел, чтобы я стал военным, а мама видела меня врачом-стоматологом. А я выбрал искусство. И мама мой выбор очень поддержала. Так кому я прежде всего должен быть благодарен? Потом было второе звание. Как вы знаете, у нас есть Северная Осетия и есть Южная Осетия… Я родился в Цхинвале, я южный осетин. И вот однажды на гастролях меня там решили наградить званием заслуженного артиста Южной Осетии. Что я почувствовал – не передать словами! Так мечтал получить звание именно там, где родился! Потом народного получил… Я не сдаюсь, я теперь хочу звание народного артиста России! (Улыбается)

– У тех людей, кому благоволит судьба, традиционно немало завистников. Особенно в мире искусства…

– У нас в театре такой коллектив, где зависть не приживается совершенно. Клянусь! Мне космически повезло с театром, в котором я служу. Я сам человек не конфликтный, не люблю подковёрные игры, интриги. Это не моё, не знаю, как с таким грузом на совести люди могут жить. Наш театр настолько чистый в этом отношении! Когда в коллектив приходят молодые ребята, мы всех ведём, наставляем, помогаем, стараемся дотянуть до уровня опытных артистов. Это уникальный коллектив, где за праздничным столом рядом дружно сидят директор и уборщица. Традиционно вместе отмечаем все праздники! Абсолютно не хвастаюсь – просто так живём, работаем и дружим. У меня есть в жизни самый дорогой друг, народный артист Северной Осетии и Алании Алан Цаллаев. Мы так крепко дружим, что нам сложно на сцене играть антагонистов. Например, когда работали над спектаклем «Маскарад», режиссёру пришлось долго нас обоих убеждать – ребята, вы здесь должны быть врагами, так будьте ими. Но нам было невероятно сложно!


Родители вывезли нас из Цхинвала под пулями


– В одном из ваших интервью прочитала, что вы очень любите деревню...

– Да, я из крестьян и горжусь этим. Нашу семью помотало по свету, я в детстве восемь школ сменил. Дело в том, что у меня брат был очень сильно болен, и родители совершили героический поступок: когда началась первая война в Цхинвале, они под пулями нас вывезли, наша семья доехала до самого Хабаровска. Брат был старше меня, к сожалению, рано ушёл из жизни… Один профессор на какое-то время смог поставить его на ноги, и мама в надежде победить ДЦП своего ребёнка исколесила много городов. В конце концов, мы вернулись обратно, в Осетию. Так вот мама всегда находила себе работу. Обычно мы жили в сельской местности, она доила коров, папа пахал землю, и мы прекрасно жили. За всю свою жизнь в России никто никогда нам не указал на национальность, не сказал: «Понаехали». Мы дружили со всеми. Папа мой – мастер на все руки: сделал глиняную печь, в которой пекут осетинский хлеб. Мама делала осетинское пиво, сыр. Родители находили общий язык со всеми. Я – не папенькин и не маменькин сынок. Ездил из посёлка в город на работу. Приехали на родину, купили участок, построили дом. Сейчас я своими руками строю второй дом, а папа мне помогает. Несмотря на то что театр однажды подарил мне в числе других моих коллег квартиру, я так и не стал городским человеком. Люблю проснуться утром в деревне под пение петуха, посидеть под виноградной лозой с чашечкой кофе, послушать тишину. Мы – есенинские, чеховские персонажи.

– Поделитесь секретом, кто вам дал такое необычное имя – Роберт? Поневоле возникают ассоциации с великим Робертом Редфордом...

– Роберт – древнегерманское имя, что в переводе «блестящий от славы». Но в моём случае появление этого имени связано с достаточно смешным случаем, о котором любит вспоминать мой папа. Примечательно, что при этом отцовская сторона меня называет Радик (Родион), а мамина сторона – Роберт. Так вот, когда после моего рождения выдавали метрику, у отца спросили, как зовут сына. Тот задумался: «Пока не знаю…» И тут заходит его друг и с ходу говорит: «Пишите – Роберт!» Вот так вышло. Имя мне дали не мама и не папа, а его друг.


Мечтаю сыграть великого комбинатора


– Если вернуться к теме театра: на сцене вы достигли больших успехов, не хочется ли теперь переключиться на режиссуру?

– Очень многие мои молодые коллеги-артисты преподают – совсем молодые… А я всегда думал: как я могу кого-то чему-то научить, если я не полностью владею материалом? Это ведь огромная ответственность! Я никогда нигде не преподавал, потому что не считаю себя преподавателем. Так и с режиссурой. Очень хорошие актёры зачастую идут в режиссуру, чтобы стать плохими режиссёрами, попутно погасив свой актёрский талант. Это – халтура. А я кайфую именно от того, что я артист. Это честно.

– Роберт, это правда, что вы мечтаете сыграть Остапа Бендера?

– Да, очень хотел бы! Не Гамлета, не Отелло, а именно его – Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер Бея. Ещё не довелось, но очень жду такой возможности. А пока репетирую Леонардо да Винчи. Премьера мюзикла под названием «Леонардо» состоится в нашем театре в ноябре. Это уникальный проект, в котором сольются воедино музыка, хореография и драматургия. Сложность постановки в том, что все участники процесса должны работать в абсолютной гармонии, чётко и слаженно, как часы, до мельчайшего движения и звука. А ещё – в том, что в спектакле Леонардо взлетает над залом на огромной стреле. Специально для спектакля, в другом городе, было заказано полётное устройство – огромная стрела с каркасным креплением. Я буду долетать на ней над зрителями примерно до четвёртого ряда.

Текст в отдельных сценах – до боли пронзительный. Так, у Леонардо спрашивают: «Расскажи о самом незабываемом событии в своей жизни». И он говорит так: «Мне было полгода, и моя мать оставила мою корзину посреди поля, когда ко мне слетел сокол. Посмотрел на меня, будто бы пытался узнать какую-то тайну. Мама прогнала его. Дело в том, что я могу нарисовать абсолютно всё, о чём вы меня попросите. Но, вспоминая мать, я ничего не вижу». По одной из версий, Леонардо абсолютно не помнил свою мать. И мечтал просто вспомнить её, чтобы суметь нарисовать: «Явись мне, покажись! Скажи, зачем я появился на этот свет, и я запечатлею твой образ на холсте, а слова – в музыке и стихах». Так что приглашаем всех на нашу удивительную премьеру – в музыке и стихах!


Инна ПЕТРОВА

Фото: из архива Роберта КИСИЕВА

В Смоленском музее-заповеднике пройдёт «Ночь искусств»
В Смоленске гастролирует ферганский драмтеатр