«Славянский базар в Витебске»: искусство без границ
«Славянский базар в Витебске» – не просто фестиваль. Это масштабное событие, давно вышедшее за рамки какого-либо определения. Это разножанровый праздник творчества, объединяющий людей под девизом «Через искусство – к миру и взаимопониманию». Это отдельные истории каждого его участника, складывающиеся в пёструю и практически бесконечную общую панораму…

Народные традиции
Для меня история «Славянского базара в Витебске»-2025 началась с презентации сразу нескольких выставочных проектов. И первой была выставка в ратуше «Традиции Абрамцева сквозь века», в экспозиции которой представлено более сотни экспонатов из собрания музея-заповедника «Абрамцево»: живопись, керамика и знаменитая абрамцево-кудринская резьба по дереву.
– Концепция этой выставки – в самом названии, – говорит заместитель директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елена МИТРОФАНОВА. – Это небольшое местечко недалеко от Москвы стало концентрацией русского искусства. Историю старого Абрамцева рассказывают представленные в экспозиции фотографии. Это фотоувеличение со снимков из фондов нашего музея. А вот работы современные, хотя художники делают их в технологиях промысла, сложившихся два века назад. Эта выставка показывает, что традиции живы и благодаря им до сих пор создаются очень красивые вещи. И красота спасёт мир – мы в этом уверены.
А вот экспозиция «Красота и величие народного костюма» – это уже результат исследовательской работы воспитанников и педагогов детских домов-интернатов, проводившейся под патронажем благотворительного фонда «Миссия». Коллекция кукол, одетых в национальные костюмы народов России, Беларуси, Литвы, Армении, Украины и других стран, представлена 46 образами.
– Эта выставка – настоящее сокровище, которого нет больше ни у кого, – считает учредитель благотворительного фонда «Миссия» Маргарита БУРЯК. – Здесь представлены самые разные народности: башкиры, коряки, удмурты, нанайцы, ведь, карелы… И нет ни одного одинакового костюма. К тому же ребятам при создании каких-то деталей пришлось прикоснуться к различным ремёслам. Можно увидеть объёмную вышивку, золотное шитьё, роспись, ткачество, бисероплетение, орнаментирование и многое другое, что особенно важно для детей, оторванных от семьи и корней, поскольку помогает им осознать свою национальную идентичность.

Ещё одна история о традициях и национальной идентичности – выставка «Культурное наследие Беларуси», организованная Центром исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. В её экспозиции – национальный костюм, рушники и иконы.
– Подготовка к этой выставке началась с определения её концепции, – поясняет заведующий отделом древнебелорусской культуры Музея белорусского искусства и культуры Академии наук Беларуси Борис ЛАЗУКО. – Нам хотелось прежде всего показать наше наследие – в чём оно воплощается. В наукообразной теории о культуре есть понятие маркеров. И именно такие маркеры мы здесь и показываем. Это белорусская икона, наша школа иконописи. Традиционный народный костюм. И рушники – обрядовые белорусские полотенца, которыми встречали дорогих гостей, украшали красный угол. В этих вещах заложен очень важный идейный посыл: в них наш культурный код, бережно сохранённый и транслируемый в настоящее.
За каждым предметом на этой выставке – своя история. Они были собраны искусствоведами по разным регионам Беларуси, спасены, отреставрированы, сохранены. А представленные в одной экспозиции, дополняют друг друга и дают зрителям возможность почувствовать колорит прошедших времён и задуматься о вечных ценностях.

В зеркале реальности
Традиционно среди выставочных проектов много было посвящённых творчеству художников из разных стран. Это и международная выставка живописи «Созвучие красок», объединившая авторов из Беларуси, Латвии, Эстонии и Финляндии. Это и палитра произведений художников Сербии «Арт-миссия». Это и необычный проект «Шифры»: работы художника Dasha Art, в которых переосмыслены традиционные народные орнаменты, и серия ювелирных украшений, созданных дизайнерами по мотивам этих работ.

Это и персональная выставка Александра БОГДАНОВСКОГО (Санкт-Петербург – Ганновер) «Ятаквижу». В её экспозиции представлены чёрно-белые линогравюры, работая над которыми, автор использует не типографскую, а масляную краску. И каждая из этих работ существует в единственном экземпляре – в отличие от традиционной печатной графики.
– Раньше я занимался исключительно живописью, – признаётся Александр Богдановский. – Поэтому в графике решил ограничиться чёрно-белым изображением. Просто сейчас я увлечён этой эстетикой – вижу в ней гораздо больше выразительности. Мне кажется, она обнажает суть – как хорошая песня под акустическую гитару, где содержание трогает зрителя, когда ты делаешь это не очень громко и при минимуме каких-то эффектов. Возможно, в дальнейшем я буду вводить в такие работы и цвет. Есть идея сделать некий синтез линогравюры и живописи – задумок много.
Удивительно, но в монохромных работах Александра Богдановского не трудно увидеть мир во всём многообразии его красок. Тем более что работы эти словно созданы для долгого созерцания. Погружения в сонм образов, проступающих за чёткими линиями и игрой светотени. Образов, рождающих абсолютно реалистичный и в то же время абстрактный сюжет.
– Я, наверное, зеркалю реальность, – продолжает Александр Богдановский. – Очень многое приходит из повседневных наблюдений, потом преломляется, преображается, обрастает деталями. В общем, я практически все свои сюжеты черпаю из жизни. Даже самые абстрактные или проникнутые мистицизмом – это всё равно моменты реальности, просто переосмысленные и немного дополненные.
Чаплин глазами Церетели
Особое внимание зрителей привлекла выставка народного художника СССР и РФ Зураба Церетели «Чарли-мечтатель». В её экспозиции около шестидесяти работ, выполненных в разных техниках: живопись, графика, скульптура, эмали. В каждой из них – образ актёра немого кино Чарли Чаплина.

– Эта тема занимает особую страницу в творчестве Зураба Константиновича, – говорит вице-президент Российской академии художеств Татьяна КОЧЕМАСОВА. – Как он сам вспоминал, образ пришёл к нему из детства: образ простого доброго человека, как бы маленького, но имеющего могучую внутреннюю силу. Серия очень разнообразная. Здесь всевозможные композиции в живописи, графике, скульптурах, эмалях и многочисленных рисунках в альбомах. Глядя на них, можно составить полноценный портрет самого художника, понять его душу и темы, которыми он вдохновлялся.
– Чарли Чаплин – один из самых любимых образов, к которому Зураб Константинович обращался на протяжении всей своей жизни, – дополняет президент Российской академии художеств Василий ЦЕРЕТЕЛИ. – На мой взгляд, это очень трогательная серия, показывающая разного Чаплина. Здесь можно увидеть и авторскую копию скульптуры, которая была подарена внучке актёра, Джеральдине Чаплин, когда она была почётным президентом Московского кинофестиваля.
По словам Василия Церетели, определение «мечтатель» вполне подходит и самому его деду, поскольку тот, «создавая образ, уже задумывался о новом произведении – всегда смотрел в будущее, творил и мечтал». Так что эта выставка – некий внутренний диалог двух творцов и мечтателей.
– Для меня большое счастье, что в Витебске в рамках прекрасного фестиваля «Славянский базар» открывается выставка Зураба Константиновича, – продолжает Василий Церетели. – Он очень любил этот город, не раз здесь бывал. Был лично знаком с Марком Шагалом и всю жизнь находился с ним в некоем творческом диалоге.
Кстати, выставки, которые открылись во время «Славянского базара в Витебске», работают и после его окончания. И у желающих есть ещё месяц-два, чтобы ощутить некое фестивальное послевкусие.
– Нынешняя выставочная программа фестиваля получилась очень насыщенной и разнообразной, – рассказывает координатор выставочных программ «Славянского базара в Витебске» Елена СЕРОВА. – Каждая выставка интересная и заслуживает отдельного обзора. Мы ставили их открытия с первого до последнего фестивального дня. Многие проекты представлены в содружестве – то, что соответствует девизу «Славянского базара»: «Через искусство – к миру и взаимопониманию». Я рада, что у нас так получилось поддержать, принять и подать все наши выставочные проекты. Надеюсь, получится красивая история и для «Славянского базара», и для тех, кто будет вспоминать о своём визите в Витебск.
Всё в ажуре
«Славянский базар в Витебске» – это много-много самых разных фестивалей и конкурсов, у которых своя собственная история и порядковые номера. И третий открытый областной конкурс вытинанки «Ажурные мары» из их числа. К слову, вытинанка – это белорусский аналог резных узоров из бумаги. С простейшими из них, наверное, каждый из нас сталкивался в детстве, вырезая на Новый год снежинки.

– Конкурс открытый, поэтому мы рады видеть участников не только из нашей области или страны, – поясняет куратор конкурса «Ажурные мары» Анна ПЕРЛИНА. – Есть, например, россияне – из Московской области и Краснодарского края. Программа двух конкурсных дней очень насыщенная. И даже когда он объявляется закрытым, мастера продолжают общаться друг с другом, обмениваться опытом.

Увидеть работы конкурсантов мог любой желающий. Как и побеседовать с мастерами, охотно рассказывающими о своём творчестве и любви к вытинанке.
Анна ГУДОВСКАЯ, Витебская область:
– Вытинанка похожа на вязание: в ней тонкость, изящество, возможность проявить своё женское начало. У каждого мастера свой почерк, что очень интересно. Я, например, делаю цветные вытинанки, потому что художник и без цвета не могу.
Наталья КУЛЕЦКАЯ, Брестская область:
– Я очень люблю кропотливую работу, и вытинанка – это как раз то, что совпадает с моими потребностями. Такое занятие меня успокаивает, уравновешивает все мои внутренние системы и органы.
Юлия КАВРУС, Гомельская область:
– Я вытинанкой с детства занимаюсь, и это мастерство меня до сих пор захватывает. Привлекает момент сюрпризности – то, что не знаешь, каким будет окончательный вариант работы. Хотя изначальная идея есть обязательно. А кроме того, мне очень нравится работать с мелкими деталями, поэтому мои изделия такие ажурные.
Светлана ЯВОРСКАЯ, Московская область:
– Это фантастический конкурс! И для меня особенно важно, что в Беларуси старательно развивают именно народную традицию вырезания из бумаги. И это замечательно! Это можно назвать новым освоением народных мотивов в профессиональном искусстве, поскольку Беларусь – единственная в мире страна, где существует профессиональное образование в этой области. Здесь народное искусство вышло на новый уровень востребованности – в связи со стиранием границ и утратой национальной идентичности.
– Вытинанка – это такой замечательный вид творчества, в котором есть огромное поле для деятельности, – резюмирует Анна Перлина. – Можно просто вообразить любые фантазии и сообразить их из бумаги. И как показывает практика, в вытинанке просто безграничные возможности для реализации даже самых фантастических идей.
Мечты сбываются
Как оказалось, фантастические задумки реализуются на «Славянском базаре» не только в народном творчестве. К ним без преувеличения можно отнести и семейный мюзикл «Мечтатели», дважды показанный в концертном зале «Витебск» в рамках Дней Союзного государства. Простая история о том, как важно мечтать и не бояться идти вслед за своей мечтой, была рассказана языком музыки, танца и невероятных спецэффектов, от которых у сидящих в зале детей периодически вырывались восхищённые восклицания.

– Я влюблён в этот мюзикл, потому что и сам мечтатель, – признаётся композитор и музыкальный руководитель шоу-мюзикла «Мечтатели» Александр ЕЛОВСКИХ. – Да и все, кто над ним работал, – самые настоящие мечтатели. Почему этот мюзикл и случился. Я вложил в него частичку своей души – написал музыку. И думаю, что каждый зритель найдёт в нём свою мелодию – мелодию мечты, которая обязательно сбудется…
Спектакль «Блуждающие звёзды» по одноимённому роману Шолом-Алейхема – это тоже история воплощённой мечты. Об этом, отвечая на мой вопрос, рассказал его режиссёр-постановщик, автор либретто и мультимедийного оформления народный артист СССР и РФ Владимир ВАСИЛЬЕВ.
– Когда-то очень давно (уже прошло лет пятьдесят, наверное) я был на гастролях в Америке. И друг познакомил меня с внучкой Шолом-Алейхма Бел Кауфман. В беседе с ней я признался, что очень хочу поставить спектакль по моему любимому роману её деда «Блуждающие звёзды». Она ответила, что дедушка был бы счастлив, и подарила мне на память свою фотографию, где маленькая девочка сидит на коленях у Шолом-Алейхема. И когда я наконец решил поставить этот спектакль, то вспомнил всю эту историю.
«Блуждающие звёзды» никогда не ставили на балетной сцене. Владимир Васильев воплотил свою давнюю мечту в 2018 году с Государственным молодёжным ансамблем песни и танца «Алтай» имени Александра Березикова. Именно эту постановку и показали на «Славянском базаре в Витебске». Предваряя её, на сцену областной филармонии вышел сам легендарный артист балета, создавший много ярких образов на сцене Большого театра, Владимир Васильев. И начал разговор со зрителями с ответа на мой вопрос.
– В завещании Шолом-Алейхема есть такие слова: «Выберите одну из моих самых весёлых историй и расскажите её на том языке, который вам наиболее понятен. Пусть моё имя вспоминают со смехом или не вспоминают вообще». И сегодня мы выполняем это завещание. Что можно было сделать только при одном условии: когда все участники влюблены в это произведение. Когда они объединены одной любовью к делу, которому отдают все свои силы.
Трогательная история, рассказанная языком музыки и танца, захватила с первых тактов. И не отпускала до самого финала. А когда в конце программы на сцене вновь появился Владимир Васильев, отметивший в апреле 85-летие, и под бурные овации публики ещё и станцевал – это был полный восторг и восхищение.
От фонаря…
И в заключение – ещё одна почти волшебная история в декорациях «Славянского базара». Вообще, в Витебске много мест, где можно загадывать желания. Одно из них – необычный уличный фонарь недалеко от Успенского собора. Если пожать его протянутую руку, он загорается и снимает шляпу, тем самым сигнализируя, что твоё желание непременно исполнится. В один из дней я впервые увидела и протестировала этот фонарь. А тем же вечером познакомилась с его создателем Евгением ПОЛОВИНСКИМ, который оказался ещё и руководителем креативного оркестра «Игра в классики», исполняющего «классическую музыку и немного странную классику в необычной обработке».

– Проект «Игра в классики» родился недавно – пока мы сыграли всего четыре концерта. И каждый из этих концертов убеждает меня в том, что я не зря всё это затеял. Хотя у меня, как у любого творческого человека, сомнений всегда больше, чем уверенности. И я всё ещё задумываюсь, нужно ли это людям. Поэтому для меня очень важно видеть реакцию публики и понимать, что ей это нравится.
– А как вообще родился этот проект: собрать в одном ансамбле духовые и электронные инструменты и исполнять классические произведения в необычной обработке?
– Для меня это была вполне логичная идея. Я окончил консерваторию и по образованию вполне классический музыкант. Но большая часть моей жизни прошла в удивительном коллективе – кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». И это внесло некие коррективы в моё классическое музыкальное образование.
А потом я увлёкся интерактивными уличными арт-объектами. В Витебске их уже четыре или пять. Они есть и во многих российских городах. Кстати, со Смоленском я тоже вёл переговоры, но пока не смогли договориться. Эти арт-объекты позволяют людям взаимодействовать с городской средой. Вы можете покрутить детали в скамейке и создать свою картину. Или поздороваться с фонарём, который в ответ зажжётся и снимет перед вами шляпу.
– Надо же, я только сегодня тестировала этот самый фонарь!
– Прекрасно! Но я к чему это рассказываю: у меня в принципе такой склад ума, что в каждую работу я стремлюсь привнести что-то своё. И мне захотелось создать такой коллектив, от игры в котором я буду получать удовольствие и это будет нравиться людям. Я собрал всех своих знакомых, а результат вы услышали сегодня на концерте.
– И то, что я услышала, мне очень понравилось! Евгений, поскольку вы витебчанин, для вас «Славянский базар» – особенная история?
– Безусловно.
– А что в этой истории самое главное?
– Витебск не очень богатый город и не очень большой. И год мы живём вполне спокойно, видим ежедневно одни и те же лица. И вдруг наступает момент, когда сюда приезжают очень-очень много самых разных новых людей: по-разному одетых, говорящих на разных языках, по-разному подающих себя. И, на мой взгляд, для Витебска это бесценно, потому что местные жители, видя это, тоже развиваются…
Фото: Елена БЕЛЫХ и fest-sbv.gck.by
Ольга Суркова