Пою тебя, мой город!
Могла ли подумать еще несколько лет назад Татьяна Кошелева, в недавнем прошлом главный государственный таможенный инспектор кинологического отдела Смоленской таможни, какой крутой вираж сделает ее судьба в 2024 году? И что буквально за один год, она, как художник, создаст столько картин, сколько другие не смогли бы написать за целую жизнь?
Накануне открытия в галерее «Смоленский вернисаж» выставки под названием «Волшебный мир фактурных художников» она сделала запись у себя в соцсетях: «18 самых активных художниц Межрегионального союза художников «НеАрт»! Это вторая выставка авторов со своими картинами. Приятно, что на этот раз в нашей копилке не только фактурная живопись, но и работы маслом, графика, декоративные изделия. Дамам будет предложена коллекция авторских кулонов, а так же магниты на любой вкус, кошелек и возраст. Нашим творцам многое по плечу, второй раз в Смоленске проходит наша выставка. На этот раз нас гостеприимно встречает галерея «Смоленский вернисаж». Вчера развесили 95 картин, сегодня добавилось еще 10, а в дороге еще две посылки из Барнаула и Красноярска».
– В моей жизни так складывается, что я часто бываю первооткрывателем в какой-либо сфере жизни нашего любимого города, – улыбается Татьяна Владимировна. – Когда-то стала первой женщиной-кинологом Смоленской таможни, где первой в городе завела собаку породы малинуа. И вот теперь – первый смоленский фактурный художник. А быть первым всегда очень трудно. Но мне нравится!

– Расскажите, как произошла столь знаковая перемена в вашей жизни?
– На самом деле рисовала я всегда, наверное, всю жизнь. В детстве ходила в художественную школу, но только вот жизненный путь вел меня к творчеству очень сложными маршрутами. Впрочем, в мире нет ничего случайного… Иначе после моей учебы в сельскохозяйственной академии, работы в облпотребсоюзе, а потом на службе в следственном изоляторе и на таможне разве могли бы мы с вами сейчас разговаривать здесь, на этой выставке картин, в числе которых немало созданных мной? Знаете, недавно говорили с внучкой о моих детских мечтах. Я призналась, что еще маленькой загадала стать кинологом и… художником. На что внучка воскликнула: «А ведь у тебя все получилось!». И она права. Так сложилось, что из органов мне пришлось уволиться, появилось больше свободного времени.
Я человек активный и увлеченный, всегда интересующийся чем-то новым. И вот, в январе 2024 года я впервые записалась на онлайн-мастер-класс школы фактурных художников, который вела ее выпускница Вера Ефимова (Усманова). Настолько меня наше сотворчество захватило и увлекло, что в течение следующих 12 месяцев я создала 200 работ! Весь 2024 год у меня прошел под девизом «Ни дня без картины!»
– Вы оказались прилежной ученицей…
– Ни в коем случае! Я оказалась ученицей, которая делает все не по правилам, исключительно по-своему. Например, мой первый мастер-класс был по золочению. По задумке педагога на белом фоне должна была красоваться золотая ветвь. Но я сразу решила, что золото – это вовсе не мое, так что лучше буду серебрить. И вот, в процессе создания получилась совсем не ветка, а самый настоящий косяк рыбок. Во время разбора работ участников мастер-класса его преподаватель особенно выделила мою картину, сказав, что у меня изначально получилась авторская работа. Я так ее и назвала – «Косяк рыбок в Красном море». Самый большой плюс картины в том, что ее можно повесить в трех ракурсах.
Одной из работ того знакового для меня мастер-класса стала сиреневая «Мандала» (я большая поклонница сиреневых тонов). В моем случае она заряжена на развитие, для меня это символ выхода на новый уровень. И вот, чудо: после мастер-класса я начала творить самостоятельно…

– Татьяна, в чем для вас заключается самое большое волшебство фактурной живописи?
– Думаю, в том, что на одной и той же картине разные зрители могут увидеть совершенно разные образы. Это искусство намного увлекательнее ребусов и кроссвордов. Каждую работу хочется долго рассматривать и самостоятельно догадываться о смыслах, заложенных автором. Например, посмотрите на эту работу из ткани: что вы видите? Для меня это – голова льва. Кто-то видит цветок, кто-то девушку в развевающемся платье, кто-то старуху в платке. А еще фактурная живопись работает сразу на разных уровнях человеческого восприятия. Глаз видит неровность на картине, посылает импульс в мозг – что-то не так. Включается тактильная необходимость, хочется потрогать. И здесь второе волшебство: трогать – можно!
– Вас вдохновляют цветы, люди, море, смена времен года, персонажи русских сказок, ваши любимые пудели и коты породы корниш-рекс, ирисы… А как вы «сочинили» свою необыкновенную «Перламутровую розу»?
– Она была создана еще до мастер-классов по работе с тканью в нашем клубе, исключительно по наитию. Однажды я восхитилась работой одной из участниц клуба, написала автору работы, и автор порекомендовала мне специальный состав, в котором нужно обработать ткань. А дальше – вдохновение все подсказало. И вот, перед вами не просто роза – это половина льняной простыни. Она была уже прекрасна в белом варианте, и в клубе мне советовали так ее и оставить, но мне захотелось цвета. Я добавила колер и сто раз об этом пожалела на начальном этапе, было очень сложно тщательно расцвечивать все складочки цветка. В итоге получилась бело-розовая роза, на которой нанесены три слоя краски и перламутр.
Эта роза – моя гордость и радость, потому что она мой личный инсайт. Идея нигде не подсмотрена, она целиком и полностью родилась в моей голове. Помните красивые старинные камины с плоской дымовой трубой, где часто размещают старинные часы? Там ей самое место. Про себя я называю эту картину – «Каминная роза» и надеюсь, что однажды она обретет свой личный камин, став украшением интерьера.

– Расскажите, как вы открыли в себе не только фактурного художника, но и талантливого организатора выставок?
– Да, но в первую очередь именно художника. После самого первого нашего мастер-класса я стала создавать свои собственные работы, и мы, начинающие художники школы, все вместе стали мечтать о том, чтобы открыть свой клуб, где могли бы творить, создавать что-то особенное, необычное, обмениваться опытом, впечатлениями, узнавать новое от кураторов.
И, к нашей всеобщей радости, в марте 2024 года школа фактурных художников открыла Клуб творческих людей, где я стала активной участницей и организатором всей жизни нашего сообщества. Жизнь закипела с новой силой. Трижды я занимала призовые места в разнообразных конкурсах клуба. А моя авторская картина «Иней» стала причиной и творческим «толчком» для проведения Конкурса зимних картин участниц. Школа периодически предлагала нам поучиться на курсах. Поскольку у меня было много авторских работ с цветами, мне предложили освоить тематический курс «Цветение». Я успешно закончила его летом 2024 года, создав 21 работу по цветам.
А дальше, для личного развития, нам в школе предложили пройти следующий, основополагающий курс – «Интерьерный художник». Тематика курса – это не только про то, как научиться вписывать свои работы в любой интерьер, но и уметь работать с разными материалами, комбинировать разные техники, создавать образцы, на основе которых можно писать авторские работы для интерьеров.
Нам очень повезло. 20-й поток курса «Интерьерный художник» школы фактурных художников сплотил всех креативно мыслящих творцов разного уровня мастерства, умеющих, к тому же, поддержать, похвалить, найти ошибки в произведениях каждого автора и пути их преодоления. У нас сложился потрясающий коллектив! Это были увлекательные месяцы творчества и очень тесного общения, в чате потока жизнь бурлила сутки напролет, ведь у нас есть творцы со всех уголков России от Дальнего Востока до Поволжья. На потоке проходили удивительные еженедельные флешмобы, и авторы сплоченно творили, каждый свое, на заданные темы. А кураторы пребывали в творческом шоке, каждый раз отмечая на разборах новых работ, что такого активно творящего потока у них никогда не было раньше.
По окончании курса нам было жаль расставаться и терять друг друга из виду, поэтому в едином порыве решили соединиться своим потоком в единой нише творчества, организовав новый Союз художников. Идея понравилась большинству участников нашего 20-го потока. В итоге мы решили все вместе объединиться в творческий союз и оформить его официально.
В процессе оформления Союза у меня родилась идея показать работы коллег-художников нашего будущего объединения на общей выставке в нашем городе. Тема была – «Сказки» и «Животные», планировалась выставка для летних площадок. Мою идею поддержали 22 автора, начали творить. Однако – подвела первая выбранная локация. Чтобы труды авторов не пропали даром, я срочно нашла новое место для выставки.
Приятно, что Первая выставка нашего Межрегионального союза художников «НеАрт» прошла в Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, открыв свои двери 1 июня, в День защиты детей. Это был большой успех! О чем красноречиво говорили отклики в Книге отзывов, а еще отзывы самих сотрудников библиотеки, которые говорили, что такого количества людей из разных городов они в своей библиотеке никогда не видели.
Взбодрившись успехом и продажами картин с Первой выставки, мы решили не останавливаться на достигнутом и продолжать…
Выставка в «Смоленском вернисаже» – вторая по счету, и если на первой было 12 художников, то на второй нас стало больше – 18. Здесь представлено более 100 работ. Гости выставки отмечают особую ауру в зале с картинами, из которого просто не хочется уходить. Первые слова, которые говорят зрители в своем большинстве: «Боже, какая красота!». Такие же слова, с многочисленными восклицательными знаками, каждый день ложатся в Книгу отзывов о выставке. А еще хочется отметить, что выставка в «Смоленском вернисаже» показала значительный рост мастерства большинства участников – и это, конечно, очень радует.
В планах у Союза – третья выставка, которая будет проходить в Москве в первых числах августа. У нас много идей, в октябре наши работы ждут в Смоленском Музее сказок, а в феврале ожидается выставка в Культурном центре на улице Тенишевой. Мы очень рады вниманию горожан и гостей города к нашему творчеству. Мы создаем его для вас!
– Зрители под впечатлением от ваших картин оставляют массу отзывов, в которых часто пишут о том, что ваши работы настолько заряжены оптимизмом, что после «свидания» с ними хочется жить, а кому-то – тоже начать творить. Терапия?
– Я счастлива, что мое творчество вносит божью искру в нашу непростую жизнь, и действительно, хочется, чтобы у каждого, смотрящего на мои картины, глаз радовался, сердце пело, а душа раскрывалась нараспашку. Недавно знакомые медики сказали: Татьяна, твое искусство нужно продвигать, потому что это не только твой личный взгляд на мир, но и, действительно, терапия. Раненой душой, взглядом, прикоснувшись к такой жизнелюбивой работе, может, и не залечишь свою душевную рану, но легче станет точно.
– В последнее время вы все чаще создаете картины, вдохновленные красотами Смоленска. Какие именно достопримечательности больше всего вдохновляют?
– Я очень люблю нашу Смоленскую стену, украшение города. Захотелось сделать серию работ, посвященных этому великому историческому сооружению. Начала творить. И однажды, 17 мая, когда шла по центру города во время Ночи музеев, увидела прекрасную Громовую башню в свете фонарей, сделала фото… А потом с помощью фактуры постаралась изобразить на холсте это глубокое небо, силуэт башни, волшебный свет. Так, уже 18-19 мая появилась пара картин, посвященных Ночи музеев.
Когда выложила работы в интернет, получила самые разные отклики. Особенно порадовали люди, которые писали, что увидели в моем творчестве прогресс, необычный авторский почерк и что нужно обязательно продолжать и изобразить абсолютно все башни нашей крепостной стены. Это будет хорошая база для изучения такой сложной и интересной истории нашего города, а, возможно, кто-то из его гостей захочет иметь мою работу у себя дома. Хочу запечатлеть все маленькие жемчужины в жемчужном ожерелье Смоленска.
Когда люди мне пишут: «Смотришь на ваши картины, и хочется приехать в ваш город» – это дорогого стоит. Это дает крылья, желание жить, творить и наслаждаться каждым мгновением.

Справка SMOLGAZETA
Кошелева Татьяна Владимировна родилась в Мурманской области в военном городке, потом с родителями переехала в Смоленск. Всю жизнь рисовала, до недавнего времени только акварелью или гуашью. Оформляла стенгазеты в школе, с/х академии им. Тимирязева, на работе и на службе. В январе 2024 года случайно в интернете нашла объявление о мастер-классах по фактурной живописи. С тех пор окончила два курса в школе интерьерных художников: в августе 2024 курс «Цветение» и в 2025 курс «Интерьерный художник». В январе 2025 провела персональную выставку в городском КЦ Смоленска (64 работы), затем с марта 2025 – выставки в Москве, уже 5 в разных галереях. Две из них в Евразийском союзе художников. В апреле 2025 года 5 картин выставлялись в Челябинске. В июне 2025 – 5 картин в Сочи и 16 работ в Смоленске, на Первой выставке Союза фактурных художников «HeArt». На второй – уже 37 картин. Выставка в галерее «Смоленский вернисаж» для Татьяны – десятая по счету.
Работы автора активно «разъезжаются» по разным городам и украшают интерьеры ценителей фактурной живописи из Смоленска, Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга и не только.
Татьяна Кошелева продолжает активно творить, проводит мастер-классы по фактурной живописи и приглашает всех желающих на экскурсию в свою мастерскую.
Фото: Дмитрий КАГАН, Виктор МИНЧЕНКО
Инна Петрова