
Светлый ум, страстная любовь к Отечеству и огромное дарование
Поэт, драматург, пианист, композитор, дипломат… Казалось, Александр Сергеевич Грибоедов ни в чем не мог найти полного удовлетворения! Мало кому из близких людей удавалось заглянуть в тайники его души. Но это всё-таки попробовали (и весьма успешно!) сделать участники «Зимнего вечера с А.С. Грибоедовым», которые собрались в старинном зале областной библиотеки имени А.Т. Твардовского 15 января – в день юбилея драматурга.
В начале вечера с приветственным словом к аудитории обратилась заместитель директора библиотеки Елена Новицкая. Она выразила уверенность в том, что все выступления участников вечера по-новому откроют для зрителей грани таланта Грибоедова.
Знаменитый «Вальс ми-минор» в исполнении танцевально-спортивного клуба «Дуэт» (руководители Ольга и Андрей Кассины) смоленского Дворца творчества детей и молодёжи задал торжественный и волнующий тон всему вечеру, как бы перенеся зрителей на два с лишним столетия назад – в столицу, где родился Грибоедов, и конечно же, на Смоленщину, в Хмелиту, где он часто гостил у своего дяди Алексея Фёдоровича. Какой видел Хмелиту юный Александр Грибоедов и почему стоит её обязательно посетить – об этом рассказала краевед и экскурсовод Марьяна Аникеева. «Чтобы понять творчество писателя, его мироощущение, нужно обязательно побывать на его малой родине» – эти слова были лейтмотивом её выступления.
Жизнь Грибоедова была очень яркой и насыщенной событиями, сотканной из парадоксов. Он был очень вдумчивым, серьёзным, занимался языковыми и историческими «штудиями», был полиглотом – и отличался в рискованных проделках бесшабашных друзей-аристократов. Одна из таких проделок привела к нашумевшей «четвертной» дуэли (в которой после противников сражаются секунданты). Он разделял многие убеждения декабристов, одно время сам находился под следствием за связь с ними. И в то же время сделал сверхуспешную служебную карьеру. Эти и другие эпизоды жизни Грибоедова представили участники театральной студии «Зелёная лампа» (руководители Людмила Прищепова и Ольга Самохвалова) лицея имени Кирилла и Мефодия.
Грибоедов по профессии своей был дипломатом. В Персидском походе он служил советником при главнокомандующем Иване Фёдоровиче Паскевиче. В ведении Грибоедова оказались все дипломатические хлопоты. Победить в войне – мало, необходимо было закрепить ратные успехи на мирных переговорах. Это был его звёздный час! Заключение Туркманчайского договора в 1828 году на чрезвычайно выгодных для России условиях – его заслуга. О дипломатической миссии Грибоедова рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений СмолГУ Игорь Красильников.
Как в темноте рассвета ждут,
Чтоб страхи разогнать,
Так я ждала его, ждала, –
Не уставала ждать…
На вечере в исполнении заведующей Центром продвижения чтения и просветительских инициатив областной библиотеки Ольги Таршиной прозвучали пронзительные лирические строки стихотворения Я.П. Полонского «Н.А. Грибоедова» – о поистине божественном соединении сердец Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе, которое не смогли разлучить никакие обстоятельства. Их останки покоятся в тбилисском Пантеоне на горе Мтацминда. Надпись на плите известна всем как пароль супружеской верности: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Не секрет, что для абсолютного большинства наших соотечественников Грибоедов прежде всего – автор комедии «Горе от ума». Прошло уже двести лет с того времени, как она была им написана, но и по сей день литературный шедевр начала XIX века не теряет своей актуальности. А это значит, что любовный треугольник – Чацкий, Софья, Молчалин – продолжает волновать наших современников.
Эпизоды действия третьего акта комедии были представлены на сцене юными актёрами театральной студии «Пролог» (руководитель Анна Лукашева) школы № 27 имени Эдуарда Хиля.
«Горе уму» – именно это отвергнутое автором название дал в 1928 году своему легендарному спектаклю по грибоедовской пьесе Всеволод Мейерхольд. Но участники театральной студии «Смелая чайка» (руководитель Татьяна Титова) образовательного комплекса имени М.К. Тенишевой пошли ещё дальше, организовав для аудитории путешествие во времени к героям комедии! Они обнажили главный нерв пьесы – столкновение тонко чувствующего, страдающего Чацкого с миром обывателей, рассуждающих весьма приземлённо, но вполне практично. Конфликт ума, достоинства, честности с пошлостью и обыденностью – не в этом ли секрет популярности и живучести комедии «Горя от ума»?
Нет сомнений, что будь Грибоедов в зале библиотеки в день своего 230-летия, он бы точно «негой упивался, роскошствовал и обмирал»! А это, между прочим, слова из его же стихотворения «Романс» («Ах! Точно ль никогда ей в персях безмятежных…»)! Музыку к нему написал композитор Алексей Верстовский. Впервые он прозвучал в водевиле «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», написанном в соавторстве с Петром Вяземским. В советское время этот романс был одним из коронных в репертуаре Георгия Виноградова. В финале вечера романс прозвучал в исполнении Анны Тумановой.
Многогранная и глубокая личность Грибоедова поистине неисчерпаема! И все ещё недооценена до конца. И в этом залог нашего постоянного обращения к его жизни и творчеству.
Пусть дым Отечества нам будет сладок и приятен!
Пусть нас преследуют «неробкие мечты», и «волшебство любви», и «трепет», и «восторги»!
И читать, конечно же, мы будем по-грибоедовски – с чувством, с толком, с расстановкой!
Ольга ТАРШИНА
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU