Стеклянная душа Вязьмы
– Это мы называем вяземской стёкой, – поясняет Михаил Попов и вертит в руках изящную многоцветную стекляшку. На вид она кажется очень хрупкой. – Стёкой раньше в Тверской, Калужской и Смоленской губерниях называли стекло. А мы так называем подобие классической витражной эмали.Михаил Попов – художник-ювелир, и его имя известно далеко за пределами страны. Сейчас он работает в Вяземской детской художественной школе. Преподаёт декоративно-прикладное искусство, а точнее – основы ювелирного дела. Учит вяземских детишек создавать изделия из эмали, или финифти, как ее называли раньше. А кроме того, уже два года делает из стекла уникальные магниты с изображениями достопримечательностей и известных людей района. Необычным сувенирам даже придумали фирменное название – «Вяземская стёка». Магниты, по словам мастера, нарасхват. И они уже стали своеобразным районным брендом.
Уникальные свойства
По сути вяземская стёка похожа на классическую перегородчатую витражную эмаль. В своё время этим видом искусства была увлечена княгиня Тенишева. Однако, по словам мастера, у витражной эмали всегда был один недостаток – очень маленький размер. А современное стекло имеет многослойную фактуру. Это свойство позволяет при небольших температурах делать достаточно большие изделия. Например, если держать кусок стекла над огнём, его можно загнуть как угодно. Оно не становится хрупким, и это позволяет работать с ним даже дома.
Радуга своими руками
Способ изготовления стёки очень похож на то, как раньше делали витражную эмаль.
– Контур делается из проволоки, ткани или глади. В каркас укладываем обрезки стёкол, которые представляют определённую картину или абстракцию, – говорит мастер и раскладывает на столе разноцветные кусочки стекла.
Обжигают поделки в специальной печке при температуре 700–800 градусов. В результате получается почти прозрачное стекло.
К слову, у вяземской стёки есть ещё одна характерная черта: в отличие от перегородчатой эмали цвет изделия всегда яркий и насыщенный.
Материалами для работы снабжают Михаила в основном друзья. Они профессионально занимаются витражами в столице и пересылают оставшиеся разноцветные обрезки по почте.
– Они знают, что в художественной школе мы занимаемся эмалью и стеклом, – говорит мастер. – Присылают столько, что разобрать не успеваю.
По мнению Михаила Попова, стёка уникальна тем, что возможности творчества при работе с ней неограниченны. Из стекла можно сделать всё что душе угодно.
Марсианские танцы
– Это моя фишка, – Михаил с гордостью указывает на странную конструкцию с висящими на нитках разноцветными фигурками. Они похожи на человечков в причудливых позах. – Называется «Танцы параллельного мира».
По мнению мастера, эти забавные стекляшки могут поднять настроение даже самому грустному человеку. С них для Михаила Попова и началась стёка. Сначала он хотел создать серию работ для поднятия настроения. А затем пришла идея развить этот вид творчества для Вязьмы, и было решено сделать магниты, чтобы они стали ещё одной изюминкой его родного края.
Каждое изделие уникально. Всё делается вручную, даже проволока. И рисунок, и оттенки, которые получаются, непредсказуемы. Как объяснил мастер, при обжиге в печке где-то может измениться цвет, а где-то появится красивое пятнышко. И кстати, вяземскую стёку можно раздобыть только в Вязьме.
Дело по душе
Стёку полюбили не только ученики Михаила Попова. Мастерить разноцветные «стекляшки» хотят даже пенсионеры. Взрослые приходят просто так, для себя. Ведь творчество не только развивает пространственное мышление, но и помогает избежать стресса и поднять настроение. Каждый может найти своё место в этом искусстве.
– Я думаю, если люди будут заниматься стёкой, то постепенно этот промысел будет развиваться, – убеждён Михаил. – А если будет развиваться туризм, то и наша стёка окажется необходима. Потому что это лицо нашей Вязьмы, её душа.
Фото: Юлия ВЕСЕЛОВА