Музыка на все времена
66-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки закончился. Финальное выступление легендарного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева поставило восклицательный знак в конце десятидневного праздника. Праздника, который подарил смолянам много ярких эмоций, приятных мгновений и незабываемых встреч…
Гимн народных побед
Открыла фестиваль программа «О России петь!» в исполнении Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова. Художественный руководитель и главный дирижёр коллектива Геннадий ДМИТРЯК традиционно не скрывал своего особого отношения к Смоленску.
– Я этот город не просто обожаю – преклоняюсь перед подвигом многих поколений его жителей! Смоленск в истории нашей страны всегда играл огромную роль. Он был и остаётся западным форпостом России. Я сейчас занимаюсь подготовкой концерта к пятисотлетию Новодевичьего монастыря в Москве и знаю, что его история тоже связана со Смоленском, с его возвращением в лоно Российского государства. И наш творческий путь, капеллы имени А.А. Юрлова и Госхора, тоже тесно связан с вашим городом.
Концерт-открытие сразу задал фестивалю очень высокий уровень. В исполнении коллектива прозвучали настоящие шедевры отечественной хоровой классики композиторов XVIII–XXI веков. В том числе и фрагменты из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
– Глинка – гениальный композитор. Его появление на свет разделило нашу музыку на два периода: до- и послеглинкинский. Он заложил основы русской классики, и музыка, которую он написал, остаётся с нами и поныне. К сожалению, Михаил Иванович написал мало сочинений для исполнения хором, но они прекрасны. Мы их пели в прошлый раз. А сегодня в нашем исполнении прозвучали интродукция «Родина моя» и величественный хор «Славься!». Последний написан с совершенно гениальным проникновением в характер русского народа, который невозможно победить. Он не стал гимном России, но является гимном побед нашего народа. И его исполнение в финале концертов – давняя традиция Госхора.
Выступление хора имени А.В. Свешникова на открытии фестиваля имени М.И. Глинки состоялось в рамках гранта Министерства культуры России и проекта «Всероссийские филармонические сезоны».
Прощание с публикой
На открытии фестиваля вновь, как и в прошлом году, звучал голос Жанны Дозорцевой, которая больше сорока лет была его бессменной ведущей и ангелом-хранителем: «Мы привыкли говорить, что Пушкин – наше всё. Но то же самое можно сказать и про Глинку, ибо с него началась русская классическая музыка. В России были композиторы и до Глинки, но он первый сумел соединить русскую народную песню и традиции мировой классической музыки. Более того – он первый раскрыл существо русского характера, показал страстную любовь человека к Родине и способность ради неё отдать собственную жизнь. И это Глинка первым вывел на мировую арену русскую музыку, которая для всех стала великой».
В этом году Жанны Григорьевны не стало, и запись её обращения к смолянам звучала как прощание.
– Больше сорока лет мама приезжала в Смоленск на фестиваль – к Михаилу Ивановичу Глинке, к смолянам, – говорит Марина ДОЗОРЦЕВА. – И это был для неё огромный праздник. То, что она произносила во время своих выступлений, было не столько профессиональным, сколько шло от души, от сердца, которое она отдавала этому городу, его жителям, фестивалю. Мама очень трепетно относилась к этому событию. Помню, как она всегда возвращалась в Москву с огромными охапками цветов и горящими глазами. Много рассказывала о том, что происходило, какие были интересные встречи. А самое главное – она здесь получала такой заряд энергии и бодрости, которые ей продлевали жизнь и желание творить. Я знаю, что маму называли ангелом-хранителем этого фестиваля, – уверена, что этот ангел будет хранить его и дальше многие годы…
«Жизнь за царя»
В этом году 1 июня стало не просто днём рождения Михаила Глинки, который традиционно отмечается в рамках фестиваля, а большим юбилеем – 220-летием. И праздновали его с особым размахом. Концерт солистов Мариинского театра в филармонии. Традиционное вручение премии имени Глинки талантливым учащимся музыкальных школ. Возложение цветов к памятнику композитора, открытому после реконструкции городского сада его имени. Открытие мультимедийного фонтана в центре этого сада…
Однако самым большим музыкальным приношением нашему великому земляку в этом году стала его опера «Жизнь за царя» в исполнении объединённого симфонического оркестра Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева, хора Мариинки и солистов оперы. Постановка шла на сцене Смоленского драматического театра и одновременно транслировалась на большие экраны на площади Ленина.
– Я второй раз в Смоленске и всегда мечтал сюда вернуться, – признаётся Сергей СКОРОХОДОВ, исполнитель партии Богдана Собинина. – И вот благодаря Михаилу Ивановичу Глинке мы опять здесь – исполняем оперу «Жизнь за царя», которой когда-то открылся Мариинский театр. Не все любят петь Глинку, поскольку «там есть что попеть». Он задаёт здесь достаточно высокие планки для вокалистов, но мне нравится. Немного в итальянской манере, но абсолютно русский стиль.
– Музыка Глинки сложна, – дополняет Анна ДЕНИСОВА, исполнительница роли Антониды. – Не всегда понятно, чего больше дать: итальянского или русского. Потому что русский текст и при этом итальянская лёгкость музыки. Это сложно. Но в России любое течение быстро ассимилируется и становится нашим, родным. А выступление на родине композитора даёт возможность прикоснуться к истокам, и это добавляет новых эмоций. Хотя моя партия очень сложная – в ней очень сильный эмоциональный накал. У каждого есть свои переживания, созвучные с этой темой, поэтому иногда, чтобы петь, приходится пересиливать эмоции.
По словам Юрия ВЛАСОВА, оперного Ивана Сусанина, его роль – одна из самых сложных в русской опере для баса:
– Она непростая драматически и психологически, но я исполняю её с чувством глубокого проникновения к истории Руси, к подвигу простого русского крестьянина.
– Музыку Глинки исполнять приятно, – считает Екатерина СЕМЁНОВА, исполнившая партию Вани, воспитанника Сусанина. – Она очень близка мне по духу: очень сильная, и ничего не надо придумывать. Эта музыка очень русская – её основы заложены в нас генетически.
Опера «Жизнь за царя» в Смоленске стала продолжением фестиваля «Гений места», стартовавшего 22 марта в Тихвине. Её показ прошёл при поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив.
– Играть на родине композитора его музыку – это совершенно другие эмоции, другие ощущения, – говорит музыкант Мариинского театра Владимир МАСЛОВ. – Даже по пути следования ты вдохновляешься пейзажами за окном и по-особому настраиваешься. Всё-таки с течением времени впечатления имеют свойство забываться, а когда они ещё свежи, ты невольно проецируешь недавно увиденное на музыку и слышишь в ней новые нюансы – это невероятно.
«Жизнь за царя» Владимир Маслов смотрел из-за кулис, где была установлена звонница.
– В Мариинке у нас большая звонница, а здесь был гастрольный вариант – более компактный. К игре на ней пришлось приноравливаться, но коллеги сказали, что всё получилось без потерь по качеству. Кстати, колокольный звон воспринимается тем лучше, чем дальше вы находитесь от звонницы. Для меня это было в полном смысле оглушительно – потом ещё минут пять в ушах звенело. Интересно было смотреть спектакль из-за кулис, потому что, находясь с изнанки, невольно акцентируешь внимание на каких-то моментах взаимодействия людей, занятых в постановке: они как муравьи, каждый на своём месте, чётко знают, куда идти, когда менять декорации, – это колоссальный процесс, который просто завораживает.
Классический вокал
Несомненным открытием нынешнего фестиваля стали вокалисты из Санкт-Петербурга Татьяна и Дамир ЗАКИРОВЫ, выступавшие на сцене областной филармонии со Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского под управлением Игоря Каждана.
– Для нас большое счастье – выступать на этой прекрасной сцене с таким замечательным коллективом, петь фантастическую музыку, – говорит Татьяна Закирова.
– Тем более на родине нашего великого композитора, – вступает Дамир Закиров. – Когда мы на репетиции пробовали петь дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды», даже ком в горле стоял от переизбытка эмоций. И оркестр прекрасный. Последнее время нам часто приходится выступать с народными оркестрами, и они порой звучат богаче, чем симфонические: ярче звуковая палитра, больше интересных оттенков.
В программе концерта прозвучали произведения разных жанров: арии из опер, романсы, неаполитанские, народные и эстрадные песни. И каждый номер публика встречала с восторгом.
– В консерватории я избегала петь Глинку, потому что это очень трудно, – признаётся Татьяна Закирова. – Нужно обладать определённым уровнем исполнительского мастерства. Помимо художественной выразительности ты ещё должен справляться с вокальными задачами, а это действительно сложно.
– На мой взгляд, можно провести такую параллель: Глинка – Моцарт, – добавляет Дамир Закиров. – Когда смотришь на их вокальные строчки – вроде всё просто. Но при этом нужен колоссальный опыт и умение разбираться в нюансах звуковедения. И если Моцарт много писал по-итальянски, что позволяет «выбираться» за счёт языка, то в вокальных партиях Глинки всё на русском, а это сложнейший в мире язык. Нам ещё повезло, что мы живём в России и хорошо знаем язык, так что Глинка нам ближе, чем Моцарт. Но композитор он сложнейший.
В стиле фламенко
Настоящие испанские страсти царили на сцене «Губернского» во время постановки «Последняя любовь Дон Кихота» театра национального танца Испании Flamenco Live. Музыкальная фантазия, где биография Мигеля Сервантеса переплетается с историей его литературного персонажа, рассказанная языком фламенко.
– Мы очень рады во второй раз принимать участие в фестивале имени Глинки, – говорит директор театра Flamenco Live Александр ЗУБАРЕВ. – Для нас это большая честь, потому что творчество Глинки и искусство фламенко неразрывно связаны.
По словам Александра Зубарева, уникальность фламенко в том, что его языком можно рассказать любую историю. А благодаря профессионализму артистов театра эти постановки позволяют устанавливать настоящий диалог с публикой.
– В основе наших постановок – традиционные народные формы фламенко, – поясняет артист театра Степан ПРИБЫТКО. – То самое «чистое» фламенко, отражающее страсть, с которой совершается путешествие внутрь души. И одно из необходимых условий успешного выступления – состояние дуэнде, помогающее музыкантам и артистам взаимодействовать друг с другом, что рождает определённую энергетику единства на сцене.
– Главным действующим лицом всех наших постановок вне всяких сюжетов является искусство фламенко, – добавляет артистка Марина КОРОБКО. – Триединство музыки, танца и вокала. Дух фламенко, страсть танца, потрясающая ритмика – то, что мы так любим и что покоряет российского зрителя. Средства художественной выразительности во фламенко безграничны. Это абсолютно полный спектр эмоций, дающий потрясающую уверенность в себе…
Квартет плюс два
5 июня в программе фестиваля было сразу два концерта: «Нам нужна великая Россия» Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого и «Музыка – душа моя» Государственного струнного квартета имени М.И. Глинки. Первый прошёл при поддержке Министерства культуры России, второй – в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны».
– В этом году мы привезли Третий струнный квартет Чайковского и Большой бриллиантовый секстет Глинки, – рассказывает основатель и руководитель квартета имени М.И. Глинки Олег СМИРНОВ. – Музыку Глинки мы исполняем часто. Хотя сам Михаил Иванович довольно критически относился к своим квартетам. Они простые. А вот секстеты изумительные, не говоря об остальном его творчестве. Музыка Глинки очень понятна – она льётся ручьём и в этом похожа на стихи Пушкина. Главное в её исполнении – интонации и профессионализм, а это уже зависит от мастерства музыканта, его отношения к звуку.
Кстати, имя Глинки квартет, созданный в 1994 году, получил не сразу.
– Когда я со своими коллегами создавал этот коллектив, о таком названии и не думал, – продолжает Олег Смирнов. – Наша первая поездка была в Швейцарию, куда мы привезли два квартета и два секстета Глинки. И местные газеты назвали нас квартетом Глинки. А потом, через пару недель после нашего возвращения, мне позвонила Лидия Игоревна Глинка, внучатая племянница композитора, и предложила взять имя своего знаменитого предка для названия нашего коллектива. От таких предложений, конечно, не отказываются – так мы и стали квартетом имени Глинки.
Недавно коллектив почти полностью обновился. Из прежнего состава остались только руководитель и альтист Лев Серов. Что, однако, никак не отразилось на качестве исполнения музыкальных произведений.
– Понятно, что каждый из нас умеет играть соло и выступает в разных ансамблях, – говорит первая скрипка Аяко ТАНАБЕ. – Но при этом мы понимаем, что квартет – отдельная история, где надо выкладываться по полной.
Песни о великой России
«Хор Пятницкого» – один из национальных символов России. Он получил своё имя от собирателя русского фольклора Митрофана Пятницкого, который и организовал этот коллектив ещё в 1911 году, когда страна переживала всплеск интереса к народным истокам. Однако с течением десятилетий хор не устарел, развив в себе способность адаптироваться к меняющимся реалиям.
– У зрителей есть некое представление о том, что такое народное искусство, – рассуждает хормейстер Анастасия КУЗНЕЦОВА. – Наш руководитель Александра Андреевна Пермякова ломает стереотипы. И публика слышит не только привычное звучание народного хора, но и нечто экспериментальное: игру ритмов, тембров, сплетающихся в некий необычный музыкальный рисунок. Например, одну из песен Белгородской области мы исполняем с восклицаниями в стиле эвенков. На мой взгляд, подобные эксперименты не дают хору «обрасти мхом», они привлекают молодёжь – им это интересно, потому что современно.
Много молодёжи и в составе самого хора, который постоянно обновляется. Хотя есть некие незыблемые традиции, заложенные ещё Митрофаном Пятницким. И одна из них – высокий профессионализм участников коллектива, слаженное многоголосье русского хора, дополненное живой музыкой народных инструментов и отточенными движениями хореографической группы.
– «Нам нужна великая Россия» – название песни, которой мы открываем концерт. А дальше наша программа традиционно состоит из нескольких блоков, чтобы представить всё разнообразие репертуара хора. Золотой фонд коллектива – народные песни в нашей обработке. Это не доподлинный фольклор, но с сохранением особенностей диалекта той местности, где родилась песня. Есть блок военных песен. В сегодняшней программе одна из песен в нём – сказ, который мы посвятили защитникам Донбасса. Это наш нижайший поклон до земли всем воинам земли русской в некоем историческом срезе. И, конечно, есть блок экспериментов. Это то, что публика видит и слышит на каждом нашем концерте. Могут меняться песни, но основные вехи репертуарного среза остаются.
По мнению Анастасии Кузнецовой, сейчас искусство «Хора Пятницкого» «выходит на уровень элитарного, поскольку с течением времени оно уже оторвано от бытового и всё дальше от истоков». Но по-прежнему остаётся национальным достоянием страны.
– Песня лечит. Это уже доказано научно. Хотя песня песне рознь. И очень многое зависит от исполнителя – чем он наполнен. Если сосуд пустой – это никого не вдохновит.
Тенора без микрофона
Большим подарком смоленской публике стала программа «Путешествие из России в Италию» арт-проекта «Тенора XXI века». Пять великолепных вокалистов пели под аккомпанемент рояля, за которым был руководитель проекта Дмитрий СИБИРЦЕВ.
– Я очень рад быть здесь вновь, – говорит Дмитрий Сибирцев. – И рад, что мы представили смоленской публике не самый простой концерт: он программный, не коммерческий. Замечательно, что нам хоть иногда удаётся петь в акустическом зале, потому что, к сожалению, порядка восьмидесяти-девяноста процентов наших концертов проходят на огромных площадках, где можно выступать только с микрофоном. Так что эта программа в рамках фестиваля имени Глинки – некий штучный выход на сцену с классическим репертуаром, что для нас очень важно.
Программа состояла из двух отделений. В первом исполнялись романсы Глинки, один из которых прозвучал на итальянском языке – как некий мостик ко второму отделению, посвящённому итальянским и неаполитанским песням.
– С именем Глинки связана практически вся русская культура. И зарождение русского романса в том виде, в котором мы хотели бы его слышать, в котором мы его исполняем и который, при всей своей простоте, безумно сложен для певцов. Глинка писал в каком-то странном регистре, реально неудобном для тенора. При этом если транспонировать его романсы, они теряют свою задушевность. Так что в первом отделении перед нами стояла тяжелейшая задача. Вроде бы всего несколько нот, но мы все как на ладони, без прикрытия – и пианист тоже, не только певцы. Это и огромное удовольствие, и большая ответственность.
Задача усложнялась ещё и тем, что из десяти романсов, прозвучавших в первом отделении, семь исполнялись этими солистами впервые. Они разучили их специально для нашего фестиваля.
– Для нас это прекрасный опыт пополнения репертуара и прикосновения к совершенно гениальной музыке. А для меня ещё и лишний повод сесть за рояль, что я последнее время делаю, к сожалению, очень редко…
Маэстро аккордеон
Программа пребывания в Смоленске аккордеониста Александра ПОЕЛУЕВА была невероятно насыщенной. Помимо двух фестивальных концертов – «Маэстро аккордеон» со Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского на сцене филармонии и в Новоспасском – было выступление в Ельне и съёмки клипа на его композицию «Самба».
– Эту композицию Александр написал в прошлом году, и одна из её премьер прозвучала во время его первого концерта в Смоленской филармонии, – рассказывает художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Игорь КАЖДАН. – Мы решили поработать над этим произведением, потому что оно нам очень понравилось. Я сделал ещё и оркестровую версию, без солиста, и мы с оркестром уже несколько раз её исполнили. Но клип снимаем, конечно, с солистом Александром Поелуевым.
Съёмки клипа проходили в течение трёх дней на нескольких площадках: в Лопатинском саду, у крепостной стены и даже на пряслах, а также на Блонье у нового фонтана. Везде сразу собирался народ – аплодировали, как на концерте.
Снимали и во время выступлений в филармонии, и в Новоспасском, так что для публики это тоже был некий необычный опыт.
– Для меня главная разница – есть публика или нет, потому что она привносит в выступление свою энергетику. А так выступление и съёмка клипа – это два разных жанра. Можно вдохновенно играть на концерте, а в кадре это будет смотреться не очень. Я много снимаюсь, мне это нравится. И сейчас уже понимаю, как правильно держаться, чтобы это и в кадре смотрелось, и публике нравилось.
Великолепный финал
Завершало декаду фестивальных концертов выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. В программу концерта был включён одноактный балет «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и номера из цикла «Танцы народов мира».
– «Вечер в таверне» Игорь Александрович поставил, не будучи в Аргентине, но опираясь на то, что он знал об этой стране, – говорит художественный руководитель ансамбля Игоря Моисеева Елена ЩЕРБАКОВА. – Это такая хореографическая зарисовка, немножко комичная. Но всё в стиле Игоря Моисеева, который первый в сценическом народном танце обратился к композиторам-классикам. К сожалению, сегодня я не вижу ни одного балетмейстера, равного ему. Это был человек большой культуры и сам всё время учился. В каждой поездке мы смотрели, как там танцуют. И Игорь Александрович потом на основе этих народных танцев ставил свои.
Пожалуй, такой подход к народному искусству роднит Игоря Моисеева с Михаилом Глинкой. И «Арагонская хота» в финале выступления стала ярким тому подтверждением.
– Это постановка Игоря Моисеева – гениальная, на мой взгляд, хотя и очень сложная. Очень красивый номер, он везде имеет успех. Его очень любила Майя Михайловна Плисецкая. Хотя в самой Испании хоту танцуют по-другому – не так эффектно…
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова