Девять дней интересных открытий и встреч

Фото: © музей «Смоленская крепость»

Культура

Девять дней интересных открытий и встреч

8 июня 2024 года в 20:01

Вообще-то «Ночь музеев» – акция однодневная. Но Государственный музей «Смоленская крепость» решил в этом году провести её с небывалым размахом, приурочив к 18 мая открытие грандиозного фестиваля. И этот фестиваль «Смоленская крепость России», стартовавший в Международный день музеев, в течение девяти дней дарил участникам радость открытий, незабываемые эмоции и яркие впечатления…

Фото: © музей «Смоленская крепость»

Символ Родины

Каждый день фестиваля был посвящён определённой теме и давал помимо эмоций столько информации, что хватило бы, пожалуй, на целый спецвыпуск газеты. Но поскольку о подобных ресурсах говорить не приходится, постараюсь ограничиться общим обзором, остановившись подробно лишь на паре тем.

– Наш фестиваль выполнял сразу несколько задач, – говорит директор Государственного музея «Смоленская крепость» Сергей ПИЛЯК. – Во-первых, после долгой реконструкции открылась башня Громовая, и нам необходимо было предъявить её как музейный объект, что мы благодаря фестивалю и делаем. А во-вторых, мы пошли на некий эксперимент, чтобы разными способами рассказать о многогранности феномена Смоленской крепости. Мы говорим о ней как о произведении искусства, памятнике военной истории, скрепном начале, объединяющем весь город. И всё это в разных формах: проводим экскурсии, показываем презентации, концерты, выставки, устраиваем творческие встречи и мастер-классы. То есть мы говорим о нашей крепости понятным языком. И этих самых слов и фраз у нас так много, что мы с большим трудом уложились в полторы недели большого и связного рассказа.

Фото: © музей «Смоленская крепость»

Фото: © музей «Смоленская крепость»

Главами этого рассказа стала информация об истории, средневековой культуре и музейном деле. Гости фестиваля узнали много интересного о традиционных ремёслах, историческом костюме и древних музыкальных инструментах, продегустировали блюда старинной кухни и даже познакомились с некоторыми героями смоленских сказок…

– Я очень рада, что наш фестиваль получил у смолян такой отклик, – замечает главный методист музея «Смоленская крепость» Ирина ПАШКОВА. – Народ приходил на мероприятия целыми семьями. Ни один концерт не остался без зрителей, а творческие встречи, экскурсии и мастер-классы без участников. Значит, всё было не зря, и такие программы действительно нужны городу.

Кстати, по словам Ирины Пашковой, вначале у фестиваля было другое название: «Каменный город». В этом была прямая отсылка к словам знаменитого указа 1596 года о строительстве в Смоленске «города каменного». Однако в процессе работы над программой родилась фраза «Смоленская крепость России», придавшая мероприятию более глубокий смысл.

– Этим названием мы рассказываем о том, что Смоленская стена – это и есть крепость России, – поясняет Сергей Пиляк. – Это настоящий символ нашей страны. Смоленская крепость такая же красивая, как Россия. Она такая же большая и величественная. Она с такой же сложной, но великой историей. И об этом мы тоже рассказали нашим музейным фестивалем.

Под музыку свирели

Фестиваль «Смоленская крепость России» открылся под звуки старинной музыки. Традиционные напевы нашего края прозвучали в исполнении ансамбля «Историческая музыка Смоленщины» из Десногорска (руководитель – Владимир ПЛАТОНОВ). Затем эстафету подхватила фолк-рок-группа «Сколот» из Тамбова, творчество которой посвящено большому периоду славяно-русской истории от древнейших времён до наших дней.

– Если честно, у меня были некоторые сомнения в том, уместно ли будет выступление рок-группы у стен крепости, – признаётся Сергей Пиляк. – Однако эксперимент удался. И эта нарочитая маскулинность, характерная для фолк-рок-группы, именно здесь, в суровом мужском пространстве крепостных стен и башен, зашла просто идеально. Поэтому я думаю, что мы продолжим подобные эксперименты.

Фото: © музей «Смоленская крепость»

А на следующий день Владимир Платонов давал мастер-класс, где рассказал много интересных историй об инструментах, на которых играет его ансамбль. Коллекция этих инструментов собиралась им с 2002 года. Многие из них аутентичные: были обнаружены в экспедициях, восстановлены и теперь звучат так же, как столетия назад.

– Не случайно у смолян в древности было прозвище «рожки», – говорит Владимир Платонов. – Это пошло от пастухов и их грандиозной музыкальной культуры. Они как раз играли на таких рожках, которые могли иметь до одиннадцати звуковых отверстий. И делались эти инструменты из долговечных материалов, чтобы играть на них ещё и на свадьбах, где рожки были очень востребованными. Рог у него чаще всего был коровий или скручивался из бересты, основное тело – из вишни или яблони, а пищик – из тростника.

Двойная свирель, или двойчатка, где две дудочки называются очень по-смоленски «малец» и «девка». Кудиклы, на которых играли исключительно женщины. Сурма, гусли, дуда-волынка…

– А вот это исторические петровские дудочки, – продолжает Владимир Платонов. – Сохранился указ Петра Первого, по которому смоленских свирщиков собрали и повели супротив армии Карла Великого. И когда мощная шведская пехота проломила центр русского войска, наши полки устремились вперёд под звучание вот этих смоленских свирелей.

На мастер-классе все инструменты можно было не только услышать, но и подержать в руках. И такая возможность прикоснуться к истории вызывала у гостей особые эмоции.

– Древность – это детство народа, – рассуждает Владимир Платонов. – А ведь именно в детстве заложены самые яркие впечатления. Так же и в этой музыке, которая тянется к нам из глубокой древности, заложены те основы, которые оставались незыблемыми на протяжении веков. Когда я впервые услышал смоленского пастуха, был просто потрясён. Мама потом говорила, что мне было всего три года и удивительно, как я это запомнил. А для меня это были яркие впечатления, которые протянулись через всю жизнь. Потому что музыка – это эмоции. Причём эмоции высокого уровня, без которых трудно жить.

Сказочные сюжеты

Один из дней фестиваля был посвящён смоленским сказкам. В гости к смолянам из Руднянского района приехали Сказочница, Летучий старик, Баба Яга и Ворливока.

– К сожалению, современные дети не знают героев смоленских сказок, – говорит Ольга МУРАВЬЁВА из Переволочского сельского дома культуры Руднянского района, автор интерактивной программы для детей по мотивам смоленских сказок. – И я разработала такую программу, которой можно сначала увлечь, а потом уже дать какую-то информацию. Что в итоге подтолкнёт ребят уже самостоятельно продолжить знакомство со смоленскими сказками. И оказалось, что детям это интересно.

Фото: © музей «Смоленская крепость»

Как только сказочные герои покинули сцену, в сценарий вмешалась непогода. И выступление оркестрового объединения Дворца творчества детей и молодёжи под руководством Александра Зуя продолжилось под сверкание молний, раскаты грома и шум ливня – всё как лучших сказочных традициях с неожиданными поворотами сюжета.

Под стук капель дождя по крыше шатра прошла и презентация проекта «Слушаем смоленские сказки» областного краеведческого общества.

– Это часть нашего большого проекта «Смоленские сказки. Культурная память региона», – говорит автор проекта, краевед и издатель Ирина ФЛИМАНКОВА. – Он направлен на популяризацию наших сказок с помощью творческих, развивающих и развлекательных средств. Ведь сказки – хранилище коллективного знания наших предков, важный носитель традиционных культурно-нравственных ценностей. В них эти ценности сформулированы так, что понятны детям без специального объяснения.

Не у каждого российского региона есть собственный запас сказок. И Смоленщине в этом смысле очень повезло, поскольку наш земляк этнограф Владимир Добровольский в конце девятнадцатого века опубликовал фонетическую транскрипцию народных сказок, собранных им в деревнях и сёлах. А несколько лет назад Ирина Флиманкова и художник Маргарита Волкова решили адаптировать эти материалы для современных читателей. И тем самым подарили смоленским сказкам новую жизнь.

В 2018 году вышел в свет сборник «Смоленские сказки», получивший в 2019 году «Золотого витязя» как лучшая книга для детей и юношества. Потом появилась серия книжек-раскрасок для самых маленьких, настольная игра «Путешествие по сказочной Смоленской губернии». Теперь вышел аудиоспектакль и подкасты, где сказки читают медийные персоны. И продолжение следует…

Связующее звено

Завершил марафон музейного фестиваля «Смоленская крепость России» день крепостного братства. Его центральным событием стало диалоговое мероприятие «Союз двух крепостей: Смоленская и Брестская крепости как символы несгибаемости духа».

Приветствие в адрес его участников направил губернатор Василий АНОХИН: «Наши государства связывают общее наследие, общая культура. Память о героических событиях минувших эпох, когда нашим предкам, стоявшим плечом к плечу, приходилось отстаивать общие ценности веры и духовной культуры, способна и сегодня стать связующим звеном для дружбы и сотрудничества».

Собственно, и сам фестиваль «Смоленская крепость России» стал неким связующим звеном, объединившим людей из разных регионов и стран.

– Музей – как магнит, который вовлекает всех, – замечает Сергей Пиляк. – Без преувеличения можно сказать, что на фестивале работала большая межрегиональная команда. И в этом есть даже некая историческая преемственность. Ведь когда строили Смоленскую стену, мастеров призывали из всех городов Русского государства. И сейчас наша крепость соединяет и объединяет творческих людей, и в итоге всё получается…

Ольга Суркова

9 июня в Смоленске состоится гала-концерт «Радуга талантов»
И да будет жив светлый дух любви к поэзии Пушкина!