Связанные общей историей и культурой
Культура

Связанные общей историей и культурой

26 мая 2024 года в 10:01

Команда проекта «Земля кривичей – территория единства народов России и Беларуси на основе общей истории и культуры» готовит масштабную медиавыставку, открытие которой запланировано на 2025 год. По замыслу организаторов, на ней будет представлена информация о народных традициях, характерных для приграничных районов Смоленской, Витебской и Могилёвской областей…

– Медиавыставка «Земля кривичей» позволит собрать и систематизировать разнообразный материал по истории и культуре территорий, находящихся в ареале расселения кривичей, – говорит куратор проекта, смоленский краевед и издатель Ирина ФЛИМАНКОВА. – Причём мы в большей степени хотим показать то общее, что на протяжении веков объединяет наши народы. Это как некий культурный код, позволяющий нам не сомневаться в единых корнях и духовной близости.

Основным итогом такой исследовательской работы станут двенадцать видеосюжетов о народных традициях, сохранившихся на землях, которые некогда населяли кривичи. И увидеть их смогут не только посетители выставки через QR-коды, но и пользователи интернета. Что говорит не только о масштабах проекта, но и о его доступности для людей из разных регионов.

Впрочем, до открытия выставки ещё больше года. А пока команда проекта делится интересной информацией, полученной из первых творческих экспедиций в Краснинский, Хиславичский и Шумячский районы.

Подорожница на удачу

Темой поездки в Красный стала традиция изготовления тряпичных кукол. О ней рассказали мастерицы Марина ЧЕРНЕНКОВА и Надежда АЛИПЕНКОВА.

Традиция делать кукол из лоскутков была на Руси с глубокой древности. Долгое время они считались оберегами, использовались в обрядах и сопровождали человека буквально с первых минут его появления на свет. Их вешали над колыбелью новорождённого, клали под бок больному, дарили на свадьбу молодожёнам. С ними провожали зиму, встречали весну, радовались хорошему урожаю. Куклы сменяли друг друга в зависимости от события и времени года. Иногда в обычной крестьянской семье за год оборачивалось более трёхсот кукол. И у каждой были своё место в доме и своя роль.

– Изготовление обрядовой и обережной куклы было настоящим таинством, – говорит Надежда Алипенкова. – При этом обязательно соблюдались определённые правила. Например, браться за рукоделие необходимо только в хорошем настроении, иначе ничего хорошего не получится. И во время самого процесса все мысли должны быть позитивными. Также при создании оберегов никогда не использовали колющие и режущие предметы.

Все эти премудрости используют и современные мастерицы. И охотно делятся ими на мастер-классах. Например, по изготовлению Подорожницы – одной из самых любимых здесь кукол.

– Это маленькая куколка, которая умещается в ладошку, – продолжает Надежда Алипенкова. – Её клали в сумку или в карман, где она была не видна. Делали её женщины для своих мужчин – мужей, сыновей, братьев, провожая их в дорогу. И в мешочек, который кукла держит в руках, клали землю из-под крыльца дома, чтобы мужчина знал, что его ждут. Или монетку, чтобы он возвращался назад с деньгами. Или же зёрнышки, чтобы в пути он не был голодным и ему сопутствовала удача.

– Информация о традиционных куклах хранится у нас практически в каждой семье, – замечает Марина Черненкова. – Она передаётся от матери к дочери. Конечно, сейчас далеко не все этим занимаются. Но меня лично сам процесс изготовления укол очень увлекает. Сделал одну – хочется попробовать другую, узнать что-то новое. Это затягивает так, что не оторваться.

Интересно, что традиционные модели до сих пор вдохновляют мастериц на создание собственных авторских кукол. Такой стала «Россиянка-белоруска», разработанная на основе куклы-колокольчика.

– Её идея возникла в прошлом году в канун празднования Дня единения народов России и Беларуси, – поясняет Марина Черненкова. – Мы с коллегами из Беларуси всегда обмениваемся опытом, и нам захотелось провести не обычный мастер-класс, а с какой-то изюминкой. Так и родилась наша «Россиянка-белоруска». По сути, это две куклы в цветах национальных флагов, которые соединены вместе – как два наших братских народа, неразрывно связанные друг с другом.

Узорные пояса

Надежда ХАЦКОВА из Хиславичей рассказала о традиции ткачества. Безусловно, это было одно из древнейших ремёсел. И балты, и кривичи, населявшие территорию нынешней Смоленщины в первом тысячелетии нашей эры, были хорошо с ним знакомы.

– Ткачество – неотъемлемая часть быта людей. У наших предков этот процесс имел сакральный смысл. Каждый этап – создание нитей, ткани, одежды – сопровождался определёнными обрядами. И потом, сама ткань считалась сильным оберегом.

Домашние ткацкие станки были практически в каждой семье. Работали на них чаще всего женщины, изготавливая полотно на рубахи и верхнюю одежду. А простейшая вещь, с которой начинали обучать ремеслу девочек, – узорные пояса, они в то время были обязательным элементом как женской, так и мужской одежды.

Делается такой пояс довольно легко. Приспособление, на котором его можно соткать, состоит из нескольких дощечек, в каждой из которых проделаны по четыре дырки. Через них определённым образом протягиваются нити, составляющие основу полотна. Ещё одна нить – уток: прокладывая её через основу, и создают узор.

Ткали из разного сырья: крапивы, конопли, рогоза, шерсти животных… Однако на Смоленщине самым ходовым был лён.

– В древности даже посев льна, как и любое сельскохозяйственное действо, совершался со множеством обрядов, – продолжает Надежда Хацкова. – Я в одном из источников нашла такую информацию, что лён сеяли мужчины в длинных рубахах без штанов. Понятно, что они вкладывали в это действо какой-то совершенно определённый смысл.

Сама Надежда занялась изучением традиции ткачества совершенно случайно. Однажды прочитала в журнале «Наука и жизнь» статью Ирины Дворкиной и решила попробовать.

– Было интересно изучать саму технологию: как получается материал из хаоса ниток, – признаётся мастерица. – А поскольку я тогда работала в общеобразовательной школе, решила научить этому и своих учениц. И мы уже с ними вместе постигали это древнее народное искусство. Совсем не простое, но очень интересное…

Высшее мастерство – браное ткачество. Это когда на полотне сразу создаётся сложный орнамент.

– Браное – от слова «брать», «выбирать». Узор ткётся по счёту нитей, которые выбирает мастерица. Основные мотивы в нём – ромбические фигуры, считавшиеся в древности символами солнца, олицетворением засеянного поля. Позже такие орнаменты стали использоваться и в наборной вышивке… Вообще, ткачество – это такой огромный пласт культуры, который захватывает не только сам процесс производства ткани, но и бытовые моменты, и обрядовые…

Шумячи на вкус

А в Шумячах команду проекта ждал накрытый стол, поскольку тема исследований – традиции кулинарии – предполагала не только разговоры, но и возможность дегустации.

Людмила БОНДАРЕВА угощала гостей «дедками по-котовски».

– Это старинный рецепт моей бабушки Прасковьи Аксёновны Филимоновой. Когда я в детстве гостила у неё в деревне Котовка, она частенько делала их мне. Из русской печки, со сливками от своей коровы, они были необыкновенно вкусные. Сейчас в мультиварке, конечно, такого трудно добиться.

«Дедки» – это колобки из тёртой картошки, обжаренные до полуготовности, а потом томлённые в жирных сливках. На стол подаются горячими, посыпанные мелко нарезанным салом и жареным луком.

Анна Артамонова поделилась рецептом манных блинов. Манную крупу для них с вечера заливают кислой сывороткой, дают ночь настояться, а потом жидкость сливают, а к оставшейся густой манке добавляют яйца, сахар, соль, соду и взбивают. Блины из такого теста получаются пышные и очень сытные.

– Я помню этот рецепт из детства. Тогда, в послевоенные годы, нас часто кормили такими блинами. Потому что ближайший магазин был за пять километров и продукты в него поставляли раз в месяц. Отец запрягал лошадь и ехал закупаться. Если белой муки для блинов не было, брал мешок манки или макарон – что было в продаже. Из макарон тоже делали блины: ломали их мелко и сутки настаивали на сыворотке, периодически помешивая.

А научный сотрудник Шумячского художественно-краеведческого музея Светлана СЕМЁНОВА не только приготовила традиционный кулеш, но и рассказала о кулинарных предпочтениях маленького Айзека Азимова из деревни Петровичи.

– Его любимым блюдом был пчах. Это еврейский аналог нашего холодца. Он готовится из телячьих и куриных ножек и обязательно с добавлением варёного яйца. А во время еврейской пасхи маленький Айзек набирал в мешочек мацу из дома и угощал этими лепёшками всех русских детей в Петровичах – такую информацию я нашла в фондах нашего музея…

Проект «Земля кривичей…» разработан Смоленским отделением Российского фонда мира и поддержан Фондом президентских грантов.

Фото: Вячеслав ФЛИМАНКОВ и Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Смоляне могут получить бесплатные пригласительные билеты на концерты фестиваля «Гений места»
Место, где свет