Культура

Взывая к нашим душам

30 сентября 2009 года в 15:12
В унылом, тягостном настроении шла я на выставку заслуженного художника Российской Федерации Юрия Попова. Навалились на меня какие-то житейские проблемы, а в таком состоянии лежать бы лицом к стенке, отрешившись от внешнего мира. До выставки ли тут? Но на вернисаже я пробыла часа полтора, останавливаясь перед картинами, размышляя об увиденным. Любая работа этого художника заставляет задуматься. Невозможно пробежать от картины к картине и уйти, как бы поставив галочку, мол, приобщилась к искусству, вылезла из своей житейской берлоги. Уходила с выставки в совершенно ином настроении. Житейские проблемы как-то отодвинулись, и я думала над тем: кто мы? зачем? куда идём?

Если наши души тянутся к высокому, то, наверное, очищаются. Хочется жить иначе, делать добро, бороться за свои права. Придёт и материальное благополучие, если не будет равнодушия, чинопочитания, лжи, лакировки действительности. Об этом и говорит нам художник в своих работах, взывая к нашим душам. Хотелось бы вернуться к какой-то из его картин, постоять, подумать. Оказывается, это можно сделать не только на выставке. У Юрия Попова появилась своя галерея. Обрадовалась, подумала, что со временем откроются галереи и других смоленских художников, не будут их картины пылиться в мастерских.
Галерея заслуженного художника России Ю.Попова разместилась в помещении по Витебскому шоссе, и открыл её предприниматель. С художником он познакомился в поезде. Вряд ли эту встречу назовёшь случайной. Долго они разговаривали про нашу российскую действительность и сошлись во взглядах. Художник пригласил Бориса Павловича к себе в мастерскую…
Это было лет 12 назад, с тех пор они дружат. Борис Павлович стал меценатом для Юрия Попова. В его коллекции не менее 60 работ художника. И он в своём офисе нашёл достаточно большое помещение, которое отдал под галерею. Покупает картины Попова. Их мировоззренческие позиции сошлись.
- Пока это громко сказано – галерея, –поясняет Борис Павлович. – Я намерен сделать подсветку к картинам, обустроить помещение гораздо лучшим образом. Творчество этого художника мне интересно. Он чувствует время, и это выплёскивается на его холсты. Раньше люди читали книги, писали письма, значит, мыслили. Сейчас пишут только эсэмэски, смотрят телевизор. Мыслительный процесс утрачивается. Страну обобрали, народу живётся трудно, равнодушие полное. Художник своими работами протестует против спящих мозгов. Когда отсутствует ощущение проблем общества, то и проблем как бы нет. А их предостаточно. Художник чувствует больные, тяжёлые вопросы времени.
Первая картина, которую я приобрёл, совершенно незамысловатого сюжета. Море, крымский городок и силуэт женщины со спины. Но вот ты погружаешься в картину и можешь до бесконечности домысливать. Может, это quot;Дама с собачкойquot; Чехова, и наплывают чеховские мотивы, а может, женщина проводила на чужбину своего любимого, который сражался в белой гвардии за Россию? Вживаешься в образ и начинаешь сопереживать. И каждый раз в этой картине quot;Ожиданиеquot; я нахожу что-то новое. Все работы Юрия Попова взывают к тому, чтобы человек задумался над проблемами бытия и того конкретного момента, который изображён.
У него немало работ, связанных с библейскими сюжетами. Но он изображает не сюжеты, а философию Библии, и зачастую проецирует её на сегодняшний день. Сколько размышлений вызывает картина quot;Въезд Христа в город энскquot;. Вспоминается библейский сюжет о въезде Христа в Иерусалим через Золотые ворота. Народ увидел в нём пришествие миссии, его встречают пальмовыми ветвями, все радуются глобальным, эпохальным переменам. Но в своей картине художник предположил, что увидел бы Христос, въехав в любой город России. Картина повторяет построение нашего общества как карточного домика. Выдерни одну карту, и он рассыплется. Социальные группы предельно разобщены. Одни митингуют, другие погрязли в бытовых проблемах. Христос увидел имитацию общества, подмену понятий. Портрет нашего общества художник изображает очень точно. Придёт Христос, и его не увидят – это страшно, но не менее страшно то, что увидит он.
Юрий Попов обладает даром предвидения, предупреждает своими картинами, потому что чувствует этот мир лучше, чем обычные люди. Его полотна заставляют мыслить, он кричит всем нам: люди, давайте что-то делать! Все его работы – это живописные притчи, мне они по душе…
- Я в страшном сне не мог представить, что на пенсию Заслуженного художника России на старости лет не смогу содержать творческую мастерскую, – рассказывает Юрий Попов. – Я всегда в творчестве шёл поперёк течения и в свои 66 лет не остепенился, остаюсь максималистом по отношению к жизни. Хочешь быть сытым – пиши портреты богатых. Но я пишу всю жизнь. И счастлив, что 12 лет назад судьба свела меня с Борисом Павловичем. Я нашёл единомышленника в философских взглядах на жизнь. И то, что он приобретает мои работы, помогает мне существовать физически, содержать творческую мастерскую, делать новые работы. Картину надо кормить, а это и содержание мастерской, и приобретение холста, красок. Я умею только одно – писать картины, больше ничего. Мастерская завалена работами. В могилу я холсты не унесу. Хочу, чтобы мои работы имели собеседника, были нужны людям. Борису Павловичу интересны мои живописные поиски, а не только сюжеты. Идея триптиха quot;Взгляд с Голгофыquot; в сущности подсказана им.
На мой взгляд, галерея Юрия Попова, которую создал Борис Павлович, уникальна. Встретились предприниматель и художник, с этого всё началось. Но в сущности встретились два художника. Просто один умеет писать картины, а второй их не пишет, но он тоже художник, потому что пытается найти ответ на вопрос: что же есть истина?
Смоленскому ковчегу – плыть и плыть!
230-й сезон открыт!

Другие новости по теме