Театр: убежать от действительности
Складывается впечатление, что именно под таким девизом живёт сейчас провинциальная Мельпомена.На выходных у нас в Смоленске гостил драматический театр из старинного русского города, много чего повидавшего за свою четырёхвековую историю. Гастролёры привезли пять спектаклей, из которых о нашей современности разве что «Ну, погоди!». Среди прочего репертуара – три адюльтера: «Свободная пара» (треугольник по-итальянски), «Интимная комедия» (квадрат по-английски) и «Антигона» Ануя в музыкальном переложении. Классика на закуску – «Скупой» Мольера. Тоже, в общем-то, про шашни.
Что поделаешь, нужно собрать зал… Судя по реакции некоторых зрителей, их больше всего радовало, когда актёр, демонстрируя приязнь, клал руку на попу актрисе.
На смену этому театру, государственному, следом едет другой, муниципальный. Он везёт «Примадонн» Кена Людвига (ржака: мужчины переодеваются в женщин), бунинскую «Натали» (цикл «Тёмные аллеи», разумеется) и «Слугу двух господ» Гольдони. Правда, есть и отечественная современная пьеса – «Не такой, как все» Слаповского. Таким образом, из восьми показов современная Россия – только в одном (перевести в проценты?). Зато любовь – повсюду.
Наш драматический театр повёз в ответ «Боинг-Боинг», «Позднюю любовь» и «Палату бизнес-класса». Среди них остросовременной постановкой является «Палата». Получается, наш процент актуальности выше…
Если дома, как ни включишь телевизор, вас ждут палачи НКВД, то в театре, как ни приди, – любовные похождения каких-то европейцев, изнемогающих от гнёта свободного времени. В первом случае это государственный заказ, во втором – его отсутствие. (Впрочем, не хватало, чтобы и в театре зрителей преследовали палачи НКВД!..) Вот она, коммерциализация, и её изжога – беспроблемность. Зритель идёт в театр развлекаться, и это воспринимается как закон. Полегче, в зале отдыхают!..
У Виталия Барковского есть прекрасный спектакль «Нас поцелует рассвет» – об обществе, где всё продаётся, где торжествует порок, где нет будущего, потому что им реально никто не занимается. Спектакль страшный, и его не везут на гастроли. Во-первых, дорого – много актёров занято, во-вторых, кто ж захочет напрягаться, думать, смотреть нелицеприятные вещи о том, что кто-то имеет виды на ваших детей… В афише эту постановку тоже нечасто встретишь – истые театралы уже посмотрели, а широкому зрителю это название ничего не говорит. Это ж не «Интимная трагедия» какая-нибудь.
По роду деятельности мне приходится слышать много официальных слов о воспитании, социальной ответственности, пропаганде здорового образа жизни, волонтёрском движении, партийных инициативах, борьбе с коррупцией и наркоманией и ещё о множестве очень важных вещей. Одна беда: это слишком отвлечённо и общо. Если бы кто-то из руководителей (вон у нас сколько властных структур!) использовал административный ресурс и показал этот спектакль старшеклассникам – десяти, двадцати, а лучше тридцати школам, – глядишь, что-то и забрезжило бы в головах. Юноши и девушки воочию бы увидели последствия некоторых возможных поступков. Заодно бы оценили язык и возможности театра.
А так у нас в Смоленске реально занимается воспитанием только один профессиональный театр. Театр кукол. И это отнюдь не смешно.