Ольга Вагурина: эмоции в цвете
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка работ Ольги ВАГУРИНОЙ, написанных автором в Республике Коми. Экспозиция небольшая, но достойная зрительского внимания уже хотя бы тем, что оставляет приятное эмоциональное послевкусие…
Яркий Север
— Этим августом нам неожиданно предложили попутешествовать. Так мы оказались на Севере, в Республике Коми. Мы жили в деревне Козловка, в старинном деревянном доме 1903 года постройки. Такая хрестоматийная изба, как в школе проходили: из двух частей состоящая, когда в одной живут люди, а в другой животные. Это так интересно и, наверное, отчасти помогло нам проникнуться северным духом.
Вообще, Козловка — арт-деревня, где проводится известный международный пленэр «Клюква». Там часто бывают художники и историки, и в ней очень много таких удивительных домов.
А вокруг, в трёх-четырёх километрах друг от друга, есть ещё несколько деревень. И я целыми днями между ними курсировала и рисовала всё, что видела вокруг: старые избы, реку, траву, небо…
Река Вымь, которая протекает между этими деревнями, постоянно изгибается — как змейка. С любого места ты обязательно увидишь не меньше двух изгибов. Я писала её в разных ракурсах и в разное время суток…
— Ольга, в ваших работах довольно яркие краски, которых не ждёшь от северной природы…
— Да, необычные, неожиданные цвета. Меня это тоже удивило. У нас в средней полосе краски достаточно сдержанные, немного приглушённые серым. Казалось бы, чем севернее, тем этот эффект будет усиливаться. И вдруг такие яркие, сочные оттенки.
Я несколько дней подбирала цвет зелёной травы. Очень долго искала, чтобы попасть, потому что там она просто другая. Другое ощущение от сопоставления цветов, их взаимодействия друг с другом. Они по-другому чувствуются — более глубоко. Мы жили на высоком берегу реки и всегда видели перед собой огромное пространство, и, возможно, за счёт этой воздушной перспективы и получается такое интересное цветовое сочетание.
— А вообще Русский Север — он какой? С чем ассоциируется?
— Прежде всего с теплотой людей. Мы везде это чувствовали. В какой бы деревне ни оказывались, нас всегда старались чем-то угостить, приглашали на чай. Люди впервые нас видят, а уже зовут в дом, накрывают стол, рассказывают о себе — настолько все там открытые, душевные.
Непредсказуемая акварель
— Все работы сделаны акварелью?
— Да. Потому что акварель такая мобильная и может передать чувства и ощущения сильнее, чем масло.
— Вы сразу определились с таким предпочтением?
— В университете весь первый курс был посвящён акварели. Потом масло. И масляной живописью я довольно долго занималась. Но в какой-то момент поняла, что в акварели у меня лучше получается делать так, как хочу.
— А вам не кажется, что выбор техники отчасти зависит от характера самого художника?
— Возможно. Вода такая непредсказуемая и получается, что я пишу не цветом, а водой. Причём на пленэре результат во многом зависит от погоды. Если на улице слишком влажно, рисунок получается расплывчатым. А в жару краски мгновенно засыхают, и работы уже более сухие, графичные. Каждый раз что-то новое — это очень здорово.
— Я хорошо помню вашу первую персональную выставку здесь, в КВЦ имени Тенишевых, несколько лет назад…
— Мне кажется, тогда это были скорее поиски формы, а здесь я искала цвет, чтобы передать настроение, состояние природы в определённый момент. И эти маленькие работы в экспозиции — может показаться, что они быстро написаны, хотя времени на них ушло столько же, сколько и на большие. Просто в таком размере почему-то лучше чувствуется масштаб пространства. И если на той выставке были в основном портреты домов и пейзажи, то здесь мне в первую очередь хотелось передать дух того места.
— Однако эмоциональный фон работ по-прежнему остаётся очень ярким…
— По-моему, в работе всегда передаётся то настроение, с каким ты её делаешь. Мне было очень радостно, когда я всё это писала. Надеюсь, у зрителей это вызовет те же эмоции.
Темы для вдохновения
— Ольга, у вас уже есть внутреннее осознание себя как художника?
— Мне кажется, что ещё есть к чему стремиться, всегда хочется научиться чему-то новому. Творчество в процессе, так что впереди ещё длинная дорога.
— А что, на ваш взгляд, отличает художника, создающего произведения искусства, от человека, который просто умеет хорошо рисовать?
— Наверное, обычный человек, когда рисует, думает о красках, а художник — о том, как с их помощью передать эмоции.
А вообще, ты художник, когда тебе говорят об этом. Когда твои работы радуют людей, находят эмоциональный отклик в их душах. И это, кстати, очень вдохновляет.
— Вдохновение — это важно?
— Очень. Вроде бы всё просто: взял кисть и пошёл рисовать, — но почему-то порой так трудно собраться.
— Смоленск вдохновляет на творчество?
— Да. Особенно когда возвращаешься с пленэров. Тогда даже смотришь на город совсем по-другому: как будто сам путешественник и приехал в незнакомое место. Мне интересно писать Смоленск именно после пленэров, потому что видишь давно знакомые улочки в каком-то новом свете.
— А особенные для вас места в городе есть?
— Реадовский парк. Там всё такое заросшее, заброшенное — мне интересно на эти ритмы смотреть.
— Блокноты для «почеркушек» всегда под рукой?
— Конечно. Чтобы сразу порисовать то, что у тебя в голове придумалось, или сделать зарисовку увиденного. Бывает, работаю за компьютером и вдруг замечаю, как кошечка интересно лежит — надо нарисовать…
— Любимое время года, когда особенно вдохновенно работается, есть?
— Нет. Мне каждый сезон нравится — они все необычные и по-своему интересные, а в разных местах ещё и очень непохожие друг на друга…
Справка «СГ»
Ольга Вагурина родилась в Смоленске. Окончила касс с углублённым изучением изобразительного искусства школы № 39.
В 2004 году поступила на художественно-графический факультет СмолГУ. В 2011 году продолжила обучение в магистратуре на кафедре изобразительного искусства.
С 2008 года Ольга постоянно участвует в выездных пленэрах в городах России и ближнего зарубежья. Её работы можно увидеть на коллективных выставках Смоленского отделения Союза художников России.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова