Тайнопись современного искусства
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Орнаментальные коды», организованная региональным отделением Творческого союза художников России по Смоленской области. В экспозиции представлены около шестидесяти работ, выполненных четырнадцатью авторами в рамках общего проекта. В каждой из них — часть закодированного послания, расшифровать которое и предлагают зрителям организаторы выставки…
Упорядоченный хаос
Признаюсь честно, меня этот проект привлёк своей концепцией и акцентированно-философским названием. Захотелось проникнуть в тайны арт кодирования и проверить свои способности считывать столь необычные послания. Процесс оказался весьма увлекательным. Тем более что организаторы выставки и авторы работ охотно включались в диалог, помогая в дешифровке.
— Эта выставка — результат годовой работы нашей организации в рамках Экспериментальной творческой мастерской Творческого союза художников России, — говорит председатель регионального отделения Творческого союза художников России по Смоленской области Анна ЗИМИНА. — Проект «Орнаментальные коды» стал одним из тридцати шести в стране, которые получили поддержку Творческого союза художников России и Поволжского отделения Российской академии художеств.
— В начале года мы обозначили тему и концепцию, — дополняет куратор проекта «Орнаментальные коды» Эдуард КУЛЁМИН. — Художникам было предложено интерпретировать древние и современные виды кодирования, включив их в собственную изобразительную систему. И потом каждый озвучивал свои идеи, которые мы периодически все вместе бурно обсуждали. Причём чтобы глубже проникнуть в тему, многим приходилось вести некие исследования, посещая библиотеки, архивы, музеи. Однако далеко не все работы, которые делали авторы в течение этого года, получили доступ к экспозиции — отбор был очень серьёзным.
Работы, представленные на выставке, сделаны в самых разных стилях и техниках. Резьба по дереву, вышивка, живопись, пирография, коллаж, инсталляция… Даже материал, на котором выполнена работа, вызывает порой лёгкое недоумение: пенопласт, гофрокартон, простыни, зеркала, обои, стёкла… И при этом экспозиция выглядит весьма гармонично — словно некая загадочная вселенная из мириадов хаотично разбросанных звёзд…
Пища для ума
— Основная цель проекта «Орнаментальные коды» — актуализировать взаимосвязи между традиционными и новаторскими способами преобразования информации, акцентировать понятие тайны как одного из основополагающих критериев искусства, — поясняет Анна Зимина.
— По-моему, очень философское название, которое как раз соединяет архаичное «орнамент» и современное «код»…
— У нас есть концепция выставки, где мы даём объяснения таким понятиям, как код и орнамент. Это небольшие тексты в виде неких энциклопедических выкладок. Тем самым мы не хотели задавать какую-то единую, сразу прочитываемую концепцию толкования всего выражения «орнаментальные коды». Чтобы каждый автор, отталкиваясь от этих коротких тезисов, сам определил для себя смысл этого понятия и развивал его в своих работах.
Конечно, в этом словосочетании уже заложена некая глубина и историческая последовательность. Потому что понятие «орнамент» отсылает нас к прошлому, а «код» — слово из современности. Кроме того, орнамент — это ещё и элемент народного творчества и языческих верований. Однако важно было выйти за рамки такого толкования и как-то затронуть тему нашей духовной жизни вообще. Впрочем, повторюсь, каждый автор делал этот выбор самостоятельно.
Но мне как причастной к организации выставки хотелось сформировать экспозицию таким образом, чтобы задать некое философское направление, предполагающее размышление, поиск ответов. Поэтому мы закодировали в ней определённое послание, которое, надеюсь, зрители сумеют прочитать.
— Подсказки будут?
— Могу сказать, что это послание апеллирует к понятию «свет» в самом широком его прочтении: свет разума, свет духа, свет веры…
Мы сами были удивлены, когда увидели, после того как экспозиция окончательно сложилась, что эта мысль о свете так явно передаётся через народные элементы и современные технологичные приёмы. И очень хочется, чтобы этот, не побоюсь громкого слова, свет вечности в работах наших авторов был увиден зрителями.
— Анна, скажите несколько слов о структуре экспозиции. Как удалось всю эту эклектику материалов и форм гармонизировать в пространстве?
— Открывают и замыкают нашу экспозицию работы Александра Волкова, которые имеют обозначение «Объект» и «Цифровые коды». Таким образом мы хотели создать некую вселенную, состоящую из астрономических объектов. И цифры, и буквы кода, зашифрованного в них, похожи на координаты в пространстве космоса. Кроме того, эти работы, открывая и завершая экспозицию, словно удерживают её внутри рамок.
Что касается темы выставки, то хорошо прослеживаются два принципиальных подхода к её раскрытию. Либо в буквальном смысле, когда за основу берётся какой-то узор, являющийся вдохновляющим мотивом, и воспроизводится с определённой периодичностью. Либо приобретает более сложную форму — как, например, в работах Влада Макарова, где это уже не просто орнамент, а некие отголоски орнаментальных элементов в виде ритмичности и повторяемости.
— Расшифровать закодированные послания для человека неподготовленного — задача посильная?
— Вполне. Вообще, художник всегда стремится создать свою систему понимания окружающего мира. Это одна из творческих задач, которую он решает на протяжении всей жизни. И, находясь в процессе осознания, он изобретает свои коды, воплощая их в визуальных образах.
Наверное, задача искусства в том и состоит, чтобы подтолкнуть человека к осмыслению реальности, пониманию жизни, её принятию. И зритель, который придёт на нашу выставку, может выбрать один из двух путей. Либо пытаться понять, что закодировал автор в своих работах-посланиях, и тем самым выстроить некий диалог с ним. Либо относиться к этим произведениям как к неким готовым мировоззрениям, которые можно попытаться включить в своё понимание жизни. То есть на основе авторского высказывания создать собственную систему прочтения окружающего мира.
В любом случае я очень надеюсь, что в этой экспозиции зрители увидят те коды и знаки, которые натолкнут их на размышления о жизни. И наша выставка станет настоящей пищей для ума, а не просто возможностью получить визуальное удовольствие. Всё-таки мы ждём от зрителя активной работы, а не пассивного созерцания…
Включите свет
Мария УЖАКИНА — из тех авторов, в работах которых код зашифрован скорее символами, чем узором. И в философии этой символики — ответы на вызовы современного мира, высказанные по-женски эмоционально.
— Работа «Закатанные белым» — это о цензуре, о запрете на всё русское за границами нашей страны. О глупости такого столкновения политики и искусства. Здесь фрагментарно изображены произведения художников импрессионистов, закатанные белой краской, что само по себе парадокс. На мой взгляд, это очень патриотичная работа. Она о моей любви к своей стране, искусству и всему миру.
— Я заметила, что особым вниманием у зрителей пользуется ваша работа «Света»…
— Орнаментальный код в ней — в рисунке обоев из моего советского детства. Это реальные обои 1976 года — такие были тогда во многих квартирах. И выключатель здесь расположен по ГОСТу СССР — на высоте полтора метра от пола. То есть ребёнок не мог достать до него и самостоятельно включить свет. Сейчас всё по-другому. И нашим детям доступен свет, доступны культура, искусство…
— Мария, а чем вас лично так привлекает современное искусство?
— Мне очень интересно построение концепции. То, как порой с помощью не самых очевидных вещей можно обозначить серьёзную проблему. Не обязательно рисовать что-то в лоб, чтобы высказаться и быть понятой. Мне нравится работа-размышление, работа-исследование.
Даже то, что в качестве основы я выбрала гофрокартон, это поиск новой фактуры, новой техники. Кстати, я и в акварельной живописи тоже использую не совсем классические приёмы.
Вообще, любой творческий человек обязательно вкладывает в свою работу определённый смысл. Только тогда она живёт — своими образами, наполненностью. Вне зависимости от того, современное это искусство или классическое. И работа в акварели для меня — это отчасти и возможность заявить: «Да, и вот так я тоже могу!» Главное — всё успевать и делать с удовольствием…
В «Пелене забвения»
Татьяна КОНДРАТ представляет на выставке серию работ «Пелены». На изношенных почти до прозрачности простынях — мелкие стежки вышивки, складывающиеся в причудливый орнамент.
— Изучением орнамента я стала заниматься задолго до этого проекта. Это неотъемлемая часть вышивки, которая со мной на протяжении практически всей жизни.
Если вспомнить традиционный славянский орнамент, то в нём много сакрального. Мастерицы не просто создавали узоры, но вкладывали в них свои знания о мире, природе, взаимоотношениях друг с другом. В этих орнаментах заложен культурный код народа, который передаётся из поколения в поколение на универсальном языке чувственного восприятия.
Однако в моих работах нет того традиционного орнамента со сложной структурой рисунка. У меня он как будто распадается на мелкие стежочки, каждый из которых и есть единица измерения и единица кодирования. Это скорее некий орнаментальный хаос как отражение того хаоса, что присутствует и в нашей обычной жизни.
— И чтобы не потеряться в этом хаосе, необходимо помнить о своих корнях…
— Безусловно. Вообще, мои работы – не столько художественные произведения, сколько приглашение к размышлению о том, как мы живём. Размышлению о тех культурных кодах, которые мы храним. О традициях, что связывают нас с прошлыми поколениями. И о том, во что могут превратиться орнаменты, если мы потеряем эту связь. Работа «Пелена забвения» как раз предупреждает об этом…
Изморозь
Работа Татьяны НОВИКОВОЙ «Изморозь» — попытка разгадать тайны мироздания по мимолётным отпечаткам зимних узоров на стекле.
— Здесь, на выставке, только одна работа из серии, которая создавалась буквально на одном дыхании. В ней много разных смысловых линий, представленных через образы. Морозный узор на стекле — как воспоминания из детства. Форточка — это то, что я открываю перед зрителем, давая ему возможность заглянуть в мою личную историю. Три стекла с подсветкой — отсылка не только к трёхмерности пространства, но и к составляющим времени: прошлое, настоящее и будущее.
— Татьяна, чем вас лично привлекает современное искусство?
— Я по специальности иконописец, а это всегда работа в строгих рамках, по определённому канону. В то время как современное искусство даёт больше свободы: можно и пошалить, и поразмышлять. Я этим всего два года занимаюсь, но меня захватывает. Ещё мне нравится, что в таких работах каждый видит что-то своё. Можно даже не объяснять свою концепцию – у всех свои внутренние эмоциональные ассоциации.
На контрасте
Интересно, что внутри одного экспозиционного пространства авторы легко могут поспорить друг с другом, отстаивая разные точки зрения.
— Во время подготовки к проекту у меня была предварительная беседа с Эдуардом Кулёминым, — признаётся Влад МАКАРОВ. — И он утверждал, что понятие «орнаментальные коды» связано с языком. Что всё это архаично и уходит корнями в язычество. Я решил противопоставить такому суждению христианский путь. И поэтому показываю здесь серию «Жития». В этих работах я показываю земной путь обычного человека в структуре канонических житий. А в финале — «Троица» как некий духовный подъём, выход на новый уровень.
Что касается Эдуарда Кулёмина, то в экспозиции представлена его серия «Происхождение видов». Название автор трактует гораздо шире, чем просто теория естественного отбора. Он включает сюда и «взаимосвязь культурных и биологических феноменов в процессе развития человечества: виды языков и письменности, изобразительного и прикладного искусства, мифологий и мировоззрений».
— А в целом экспозиция получилась очень симпатичная, — продолжает Влад Макаров. — Стильно, чётко, ничего лишнего. И всё подчинено общей идее. Особенно радует, что среди участников проекта много молодых художников…
Вставки
Из концепции проекта «Орнаментальные коды»
Проект направлен на развитие современного искусства в тесной связи с культурным наследием Смоленской области.
Понятие «код» — неотъемлемая часть нашей жизни. Язык, на котором мы общаемся, является кодом. Запись текста (письменность) можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью геометрических элементов: букв, цифр, иероглифов и так далее. Ещё один вид кодирования — музыкальные ноты. В изобразительном искусстве присутствуют визуально-пространственные коды.
Код — это система правил для преобразования информации из одной формы в другую для передачи по каналу связи или хранению на носителе. Это понятие впервые стало использоваться в технической, математической, кибернетической отраслях и генетике. Со временем оно проникло в сферу культуры и искусства.
Термин «код» тесно связан с понятиями «шифр» и «тайнопись» (криптография). Шифрование — это тоже кодирование, но засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Тайнопись неразрывно связана с магией, а магия в определённой степени имеет отношение к искусству.
Одним из ключевых понятий культурологии является термин «культурный код» — система знаков и символов, а также смыслов, которые под ними подразумеваются. Он необходим для понимания картины окружающего мира.
Орнамент — один из элементов культурного кода. Он содержит в себе символы жизни и мировоззрения ушедших поколений. Орнамент считается самостоятельным видом искусства, основанным на визуализации ритма.
Анна Зимина:
— В данном случае мы не трактуем орнамент в историческом контексте — как элемент народного творчества. Мы используем это понятие как набор повторяющихся элементов — с одинаковой периодичностью и некой ритмичностью. Но в котором очень часто заложена бытовая правда жизни. В ней много смыслов. Настолько глубоких, настолько трудно выражаемых даже философскими терминами, но очень легко прочитываемых зрителем за счёт простоты и лаконичности образов.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова