Страна мечтателей, страна героев
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Шедевры соцреализма». В её экспозиции представлены работы художников из фонда живописи Государственного центрального музея современной истории России. Среди авторов — признанные мастера отечественной школы живописи: Исаак Бродский, Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Митрофан Греков, Аристарх Лентулов и другие…
Время перемен
На открытие выставки в Смоленск приехала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера ПАНФИЛОВА. С её помощью попытаемся разобраться в особенностях одного из самых интересных и неоднозначных периодов в истории советского искусства.
– Сегодня мы наблюдаем возросший интерес к истории советского государства, — считает Вера Петровна. — И как следствие — интерес к искусству того периода.
– То есть выставка «Шедевры соцреализма» сейчас особенно актуальна?
– Да. Тем более что здесь представлены работы, полностью соответствующие этому названию.
Ведь что такое шедевры? Часто мы вкладываем в этот термин понятие чего-то безукоризненного — как высшее достижение творчества художника. На самом же деле, в буквальном переводе, это означает основное или главное произведение. И работы, представленные здесь, действительно были главными для их авторов в тот период времени. По крайней мере, что касается тем, сюжетов и объектов.
А соцреализм — это термин, который, на мой взгляд, означает не столько направление в искусстве, сколько само время. Это те незабываемые двадцатые, тридцатые, сороковые и пятидесятые годы. Годы преобразований, испытаний, великих строек и побед. Уже позже этот термин получил некую политическую окраску, что, по-моему, не совсем правильно.
Так что выставка, даже несмотря на то что некоторые произведения носят эскизный, этюдный характер, полностью соответствует своему названию — «Шедевры соцреализма».
Дух эпохи
– Вера Петровна, получается, что по этим работам можно изучать не только историю изобразительного искусства, но и историю страны…
– Безусловно. Более того, я считаю, что представленные здесь работы — это самые правдивые источники по истории нашего государства в первой половине двадцатого века. Тех тридцати лет, в которых сконцентрировались самые бурные преобразования в России. Той самой «страны мечтателей, страны героев», как пелось когда-то в известной песне.
Эти художники ставили перед собой задачу запечатлеть происходящие глобальные события. Создание «красного проекта», грандиозность которого неоспорима. Гражданская война, преобразования на селе, индустриализация, Великая Отечественная и восстановление народного хозяйства…
К этим темам обращались лучшие. Зачастую эти художники могли потом получить обвинение в неком политическом заказе или ангажированности, хотя многие из них имели отличную творческую репутацию и до революции. Они понимают грандиозность происходящего, и им самим интересна история молодого государства.
И все эти авторы показывают в своих работах, что красота может быть не только природной — она и в творениях рук человеческих. Эта вознёсшаяся ввысь домна прекрасна — она устремлена вверх, в небо, в космос…
– Популярный сейчас индустриальный пейзаж зародился как раз в то время?
– Да. И в этом художникам помогла сама история. Когда вокруг сплошные стройки, преобразования, индустриализация, мимо этих тем уже не пройдёшь. И прославленные пейзажисты — Лентулов, Рождественский, Грабарь — от изображений природы переходят к написанию промышленных объектов.
Однако, работая в этом новом для них жанре, художники не изменяли своему традиционному почерку. И в произведении Лентулова мы видим ту же розово лиловую гамму. И Грабарь со своим «Волховстроем» — это тот же «синий Грабарь».
В их работах — тот самый пресловутый дух эпохи, который им так точно удалось передать.
С философским подтекстом
– Наверное, не последнюю роль в этом играет и некий философский подтекст большинства работ?
– А живопись — это вообще философское искусство. Она требует обобщения и символической передачи материала.
Я люблю русскую школу реализма – её адепты обладали каким-то особым чутьём на выбор объектов. И им достаточно было привнести в работу одну-две детали, чтобы придать произведению философский смысл.
Нашу экспозицию открывает работа известного портретиста Бродского, где изображён Владимир Ленин. И это не просто портрет человека во весь рост. Здесь есть маленькая деталь — пожухлая листва у него под ногами. Листва, которую сметёт ветер Октября. Этого достаточно, чтобы понять: дело не в каком-то персонаже, а в масштабе происходящего. Поэтому и работу автор называет не «Портрет Ленина», а «Великий Октябрь», тем самым давая определённый посыл к трактовке своего произведения.
А рядом — небольшой этюд Грекова, который считается одним из родоначальников батальной живописи. Мы видим трубачей. И чётко понимаем, что это не просто военный оркестр — это глашатаи нового мира, чьи трубы издают звуки грядущей эры.
И все эти символические детали гармонично вплетены в реалистический язык произведения. Язык, понятный зрителю, не вызывающий у него отторжения.
– Язык, характерный для классической школы русской реалистической живописи…
– Да, и этой школе как раз свойственно очень внимательное и даже трепетное отношение к деталям. И эти детали могут придать работе новый смысл. Им под силу обыкновенный портрет перевести в произведение философского характера, а в жанровой сценке показать общее состояние страны.
Вот «Трактор в деревне» Ивана Владимирова. Казалось бы, что проще: у сельчан появилась новая техника. Но художник показывает, что не всё так однозначно. Посмотрите на лица людей, которые смотрят на этот трактор, – они скорее настороженные, ждущие какого-то подвоха. А вздыбленная лошадь на заднем плане — как контраст старого и нового. И это бесшабашное выражение лица у тракториста: эх, будь что будет, а я сяду за руль и поведу этот трактор…
– Я заметила, что именно люди, причём самые разные, — главные герои большинства полотен…
– В то время даже лозунг такой был: «Страна должна знать своих героев». И героями этими были обычные люди труда: учёные, шахтёры, учителя, ткачихи, комбайнёры, покорители Арктики. Люди, которые создали страну и вырастили поколение, вставшее на её защиту, когда пришла беда.
Когда-то на прославление этих людей был брошен весь творческий потенциал. Создавались удивительные песни, кинофильмы, книги, картины. Сейчас этого не хватает. Мы соскучились по таким героям — людям неплакатной красоты, которые ошибались, падали, но всегда поднимались и шли вперёд. Отчасти именно этим и можно объяснить возросший сейчас интерес к истории Советского Союза…
Выставка «Шедевры соцреализма» будет работать до 1 октября.
Личное мнение
Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:
– Выставки такого плана особенно ценны, потому что позволяют увидеть произведения из фондов музея. Тем более это тот пласт живописи, который мы либо уже забыли, либо вообще не знаем.
Помню, как папа водил меня за руку в «Манеж» смотреть картину Сергея Герасимова «Мать партизана». А сегодня эта работа выставляется в Смоленске.
И художники, чьи произведения представлены здесь, – это не просто известные имена, они профессионалы высшего класса. Много интересных работ — действительно шедевров. Шедевров соцреализма.
Ольга Суркова