Цыгане любят песни…
Московский музыкально-драматический театр «Ромэн» – коллектив с богатой историей. Это единственный в мире профессиональный репертуарный цыганский театр. И знают его, наверное, тоже во всём мире… Спектакль «Мы – цыгане» – визитная карточка театра. Именно с ним «Ромэн» дебютировал в этом году на фестивале «Славянский базар в Витебске». Его же, правда уже в более камерной версии, представил и незадолго до этого в Хмелите…
Взрыв эмоций
– Этот спектакль легендарный, – говорит художественный руководитель театра, народный артист России Николай СЕРГИЕНКО. – Прежде всего потому, что его создавал легендарный человек – народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. Он был режиссёром и одним из авторов сценария этой постановки.
С этим спектаклем мы объездили много-много стран. И надо сказать, что везде публика принимала его с большим восторгом. Даже в Японии, где в принципе не принято эмоционально реагировать – бурно аплодировать, как у нас. Продюсер, который нас пригласил, предупредил об этом перед началом спектакля. Но в финале, когда запел Сличенко, – я никогда этого не забуду – две японки вышли между рядами к сцене и стали делать плечами что-то наподобие того, как делают наши женщины. И бросили к нашим ногам одна цветы, а другая веер. Другие зрители тоже не стеснялись бурно выражать свои эмоции. И тот же продюсер после спектакля нам сказал: «Что вы сделали с Японией?! Такого раньше никогда не было!»
– Вы показывали этот спектакль в Хмелите перед довольно камерной аудиторией и здесь, на «Славянском базаре», где зрителей в разы больше. И в том, и в другом случае публика была в восторге. А ваши эмоции зависят от того, на какой площадке вы выступаете?
– Прекрасный вопрос, – включается в разговор режиссёр театра, заслуженный артист России Николай ЛЕКАРЕВ. – Но я отвечу на него просто. Вне зависимости от того, где мы выступаем, какая перед нами аудитория, камерная или многотысячная, для нас самое главное – отдать тем людям, которые пришли нас посмотреть и послушать, то, что мы несём по жизни: свои положительные эмоции, душевные песни и зажигательные танцы.
То есть принципиальной разницы нет. Хотя, чего греха таить, когда аудитория большая, сам невольно с публикой заводишься. Особенно когда они все с нами пляшут, не сидят на месте. Но и для камерной аудитории мы работаем с той же отдачей, что и для большой.
Н. С.: – Я сейчас вдруг вспомнил, как несколько лет назад мы гастролировали по Румынии. Зал, рассчитанный на четыре тысячи мест, был набит битком. И в конце спектакля публика минут двадцать аплодировала нам стоя – ни один человек не ушёл.
Носители культуры
– На афише спектакль «Мы – цыгане» назван народным зрелищем…
Н. С.: – Это определение Николая Алексеевича Сличенко…
– А критики называют его подлинно цыганским искусством…
Н. С.: – Театр «Ромэн» бережёт свои традиции цыганской культуры, народного искусства, которому много сотен лет. Всё это мы обязательно учитываем в нашем репертуаре.
Однако время не остановить, и мы тоже идём с ним в ногу. Поэтому наш репертуар постоянно расширяется, и в нём появляются классические пьесы. Недавно поставили «Слугу двух господ», режиссуру которого я доверил молодым. Там вообще занята одна молодёжь и нет ни одного специального цыганского номера. Мы сознательно пошли на этот эксперимент, и надо сказать, что он получился удачным – зритель его принял.
Есть и другие задумки. Например, с нового сезона приступаем к репетиции Шекспира, «Король Лир». Словом, пытаемся творить, пробовать что-то новое. Но традиции – в приоритете.
– Как пополняется труппа?
Н. С.: – Для нас это больная тема. Потому что специальных учебных заведений, которые готовили бы нам пополнение, нет. В своё время Николай Сличенко открыл две студии: одну на базе Щукинского училища, другую – в Гнесинке.
Но сейчас всё гораздо сложнее. Даже на бытовом уровне: если есть талантливые люди из других городов, нужна регистрация, жильё, а это очень большие проблемы.
Хотя в итоге провидение посылает нам талантливых ребят, которые потом становятся очень интересными актёрами. Я рад, что у нас есть прекрасные артисты: Анжела Лекарева, Руслан Богданов… Они и танцуют, и поют, и играют замечательно. Но главное – они носители цыганской культуры.
В любую погоду
– Долгое время театр «Ромэн» возглавлял Николай Сличенко. Есть ли в репертуаре спектакли, посвящённые его памяти?
Н. С.: – Его дочь Тамилла как приглашённый режиссёр сделала у нас спектакль, посвящённый отцу. Он называется «Так бывает» и построен на автобиографии Николая Сличенко.
В сентябре будет открыта памятная доска на доме, где он жил. А наша память о нём всегда жива. И 27 декабря, в день рождения Николая Алексеевича, думаю, будет прекрасный повод отметить его нашим творчеством на сцене.
– А вы можете вспомнить какую-нибудь историю, связанную с Николаем Сличенко?
Н. С.: – Я сейчас вспомнил город Саратов, семидесятые годы. Мы приехали на гастроли, и вдруг на имя Сличенко приходит правительственная телеграмма. И я вижу, что, прочитав её, он расстроился. Спрашиваю, что случилось, а он говорит: «Приглашают в Кремль, на день рождения к Брежневу». А позже ему звонят на телефон уже в гостиницу, и я присутствую при этом разговоре. «Николай Алексеевич, вы получили телеграмму?» – «Да». – «Мы вас ждём».
– «Но я не могу приехать – у меня гастроли в Саратове!»
– Так и не поехал?
Н. С.: – Нет, конечно, поехать пришлось – от таких приглашений не принято было отказываться.
Вообще, в советские времена ни один значимый концерт без театра «Ромэн» не обходился. И в новогодний «Голубой огонёк» нас постоянно приглашали. А сейчас на телевидении иной формат, и попасть туда значительно сложнее.
– Учитывая, что вы выступаете на разных площадках, в том числе и под открытым небом, были ситуации, когда концерт или спектакль приходилось отменять из-за погоды?
Н. С.: – У спортсменов обычно говорят: «Матч состоится в любую погоду». Для артистов то же самое: концерты из-за погоды не отменяются.
А вообще, когда выступают цыгане, тучи сами уходят. Мы всегда привозим с собой солнце.
– И последний вопрос: что для вас служит источником вдохновения?
Н. С.: – Глаза зрителей.
Н. Л.: – Его величество зритель. Мы для них работаем…
Справка «СГ»
Московский музыкально-драматический театр «Ромэн» был основан 24 января 1931 года как «Индоромэнский театр-студия» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР.
Первое публичное выступление состоялось 30 апреля того же года. Это было обозрение Э. Шолока и М. Безлюдского на темы кочевой жизни цыган и концерт народных песен и мелодий.
16 декабря 1931 года «Ромэн» получает статус профессионального театра – после спектакля «Жизнь на колёсах» по пьесе А. Германо. Главным принципом репертуара тех лет было отражение кочевой жизни цыган, их постепенный переход к оседлости и полноценное вступление в социалистическую реальность.
Однако уже с первых лет существования театра были и некоторые отступления от ведущего репертуарного принципа. В афише «Ромэна» появляются такие спектакли, как «Кармен» Мериме, «Цыганы» Пушкина, «Кровавая свадьба» Лорки, «Макар Чудра» Горького и другие.
Первым художественным руководителем театра стал М.И. Гольдблат. В 1937 году его сменил артист МХАТа М.М. Яншин.
Николай Сличенко пришёл в театр в 1951 году, а в 1977 году возглавил его. При нём артисты и режиссёры театра окончили ГИТИС, репертуар стал более сложным, труппа много ездила на гастроли по всему миру.
С 2021 года художественным руководителем театра «Ромэн» стал Николай Сергиенко.
Фото: пресс-служба музея «Хмелита» и фестиваля «Славянский базар в Витебске»
Ольга Суркова