Нодар ДЖАНЕЛИДЗЕ: Смех и радость мы приносим людям

Фото: © из личного архива Нодара ДЖАНЕЛИДЗЕ

Культура

Нодар ДЖАНЕЛИДЗЕ: Смех и радость мы приносим людям

9 июля 2023 года в 09:00

Актёр Нодар ДЖАНЕЛИДЗЕ известен зрителям по множеству ярких ролей в театре и кино. И завсегдатаи фестиваля «Золотой Феникс» наверняка помнят фильм «С осенью в сердце», где он блестяще сыграл Леонида Енгибарова. А в этом году он в качестве звёздного волонтёра «Детского КиноМая» впервые побывал в Смоленске. Собственно, там мы и встретились…

Заявка на роль

– Нодар, раз уж мы на «Детском КиноМае», думаю, логично будет вспомнить самые яркие фильмы из вашего детства...

– Их было огромное количество: «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения капитана Гранта», сказки Роу… Это были удивительные картины, которые с самого раннего возраста формировали наше отношение к миру, Родине, добру и злу. Особенно сказки, ведь это такой первый уровень, позволяющий понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

И столько юмора в них было, и такие персонажи – мне как актёру даже сейчас было бы интересно сыграть что-то подобное. Пусть не Бабу Ягу или Кощея, но какого-нибудь Бармалея, например.

– Почему же не Бабу Ягу? Благодаря Георгию Милляру это тоже вполне мужская роль…

– А у меня самой первой была роль бабушки Фариды, дежурной по школе. Ещё в Архангельске, в молодёжном театре. Ставили спектакль «Завтра была война», и режиссёр решил, что в конце первого акта нужно залить сцену красным светом. Чтобы дул ветер, с парт слетали листочки, и шла дежурная по школе бабушка Фарида и звонила в колокольчик.

И наши заслуженные артистки почему-то посчитали, что они ещё молоды, чтобы играть такие роли. А я побежал в гримёрку, где мне дали валенки, тулуп, какую-то чёрную юбку и пуховой платок. Режиссёр, увидев меня, сначала ничего не понял. «Это моя заявка на роль», – объясняю. «Убедил», – говорит он. Так я получил свою первую роль.

Наверное, это тоже к теме сказок: вот такие сказочные вещи происходят порой в жизни.

– А когда вы поняли, что хотите быть актёром?

– Ещё в детстве. В школе ходил в театральный кружок. А потом был момент, когда я отказался от этой мечты. Потому что мне казалось, что невозможно достичь уровня таких недосягаемых небожителей, как Ульянов, Папанов, Леонов, Смоктуновский…

И я выучился в техникуме на бухгалтера, потом поступил в вуз на «финансы и кредит». Но внутри всё равно было желание выйти на сцену и что-то сыграть. А тут ещё приняли закон, по которому второе высшее образование становилось платным. И я понял: если сейчас не попробую, то уже никогда. Бросил институт на четвёртом курсе и поехал в Москву – так начался мой путь через тернии, которым и идёшь. И, может, не обязательно к звёздам – просто делаешь своё дело.

Фото: © из личного архива Нодара ДЖАНЕЛИДЗЕ

Через тернии…

– В актёрской судьбе часто всё решает случай…

– У меня тоже есть такая почти мистическая история. Я приехал поступать в Москву, но, к сожалению, на курс Грамматикова во ВГИК меня не взяли. Но я понимал, что если уеду в Архангельск, то уже не вернусь. В итоге остался в Москве.

Деньги быстро закончились, и мне почти полгода пришлось жить на улице. Тогда для работы требовалась регистрация, поэтому куда-то устроиться было совершенно невозможно. Но около метро можно было найти подработку. И однажды я увидел человека с табличкой «Работа на сутки» – причём платили довольно приличные деньги. Оказалось, что в крематории случился пожар, и надо было срочно отмывать всё от копоти.

А это зима, минус двадцать мороз, и я уже сутки не ел. Стою на стремянке – отмываю мрамор какой-то синей жидкостью. И вдруг вижу, как постепенно сквозь копоть проступает лик Христа. И меня начинает трясти. Что со мной случилось, не знаю – я на самом деле не такой воцерковлённый человек. Но, замёрзший, голодный, со слезами на глазах, я тогда отчётливо понял, что обязательно поступлю в театральный вуз и у меня всё получится.

И с этого момента у меня всё изменилось. Мне сделали регистрацию – правда, поддельную. Но я смог устроиться в театр Джигарханяна монтировщиком, и это уже была возможность хоть как-то прильнуть к сцене. Можно было поспать ночью где-то в декорациях, элементарно помыться-постираться.

Потом меня сразу взяли в ГИТИС на эстрадный, где я проучился меньше года и понял, что эстрада – не моё, всё-таки хочется драматического искусства. Стал опять поступать и слетел с конкурса. А тут мне звонит мама и говорит, что ей приснилось, что я поступил в Петербурге. И я понимаю, что это выход: надо ехать в Питер. Приезжаю, и из пяти мастеров, которые набирали курс, четверо меня берут. Я в растерянности, но ко мне подходит мой будущий педагог, с которой мы до сих пор дружны, Мария Мирош и говорит: «Поступай к Спиваку».

Я поступил и не прогадал. Семён Яковлевич – большой мастер, который многому меня научил. В том числе и требовательности к себе, которая сохранилась до сих пор. Не могу позволить себе выйти на площадку и сделать что-то вполноги. То же касается и вокала: если петь, то профессионально – без скидки на то, что ты актёр.

– Слышала, что вокалом вы занялись недавно…

– Я приехал в Петербург сниматься в сериале «Великолепная пятёрка». Мы начали его с тридцати двух серий, а потом формат увеличился, и мы сняли ещё сто серий, потом ещё сто, и так уже пятый сезон. Я понимал, что это долгая история и иногда просто нет возможности «сходить на сторону»: поработать в театре или сняться в другом фильме. А душа в творческом порыве требует чего-то нового. И я подумал, что давным-давно люблю оперу и классические песни советской эстрады – почему бы самому не научиться петь. И стал серьёзно заниматься вокалом, потому что спеть дома в ванной – это одно, а на сцене – совсем другое. Теперь пою, и мне это очень нравится. Думаю, и как актёра меня это обогащает.

Удивить зрителя

– Нодар, у меня, как и у многих смолян, заочное знакомство с вами состоялось с фильма Сергея Параджанова «С осенью в сердце», который показали на фестивале «Золотой Феникс»…

– Для меня это был непростой опыт. Енгибаров – очень многослойный человек и личность мирового масштаба. Я много думал, как передать этот образ. И Параджанов сразу сказал: ни в коем случае не надо играть клоуна – покажи характер человека, какой он внутри…

– Чтобы так глубоко понять человека, наверное, одного сценария недостаточно?

– Безусловно. Потому что сценарий – это всего лишь некая история. А главный вопрос, кто в этой истории я. Ведь с тем же текстом, теми же психологическими ходами можно играть совершенно разных персонажей.

Было интересно подловить какие-то нюансы. Найти и понять ту самую «осень в сердце». Мне даже казалось, что он настолько раним, что отчасти похож на юродивого, воспринимающего мир своим клоунским взглядом.

– А насколько такой «клоунский взгляд» близок вам самому?

– Очень близок. Меня всегда трогает несправедливость в жизни. Истории, связанные с нетерпимостью, непониманием другого человека, его философии, его внутреннего мира…

– И после такой драматической роли с философским подтекстом – работа в сериалах, где, наверное, нет необходимости так глубоко разбираться в психологии персонажа…

– Но и эти роли я не могу назвать проходными. Да, поначалу приходишь в такой сериал и думаешь: это совсем простая история, я легко её сыграю. А потом проходишь дистанцию в четыреста серий и сам за эти пять лет изменяешься, поэтому какие-то психологические ходы тебе уже играть неинтересно, и ты ищешь новые – зрителя ведь надо постоянно чем-то удивлять.

Потом, у нас в «Великолепной пятёрке» шесть главных героев. И мы все друзья не только на съёмочной площадке. С Егором Кутенковым мы вместе учились на курсе у Семёна Яковлевича Спивака, на параллельных курсах учились Лёша Красноцветов, Костя Гришанов, Андрей Горбачёв. А Павел Григорьев, который играет Голованова, как оказалось, работал в молодёжном театре у Спивака. В общем, мы все были шапочно знакомы, а теперь уже настолько друг к другу прониклись, что съёмки превратились в сплошное удовольствие.

– Наверное, такая дружба на съёмочной площадке важна? Особенно если речь идёт о долгоиграющих проектах…

– Очень важна. Мы все люди, у каждого бывают психологические срывы, какие-то житейские проблемы… У меня мама заболела ковидом, и мне было очень трудно сосредоточиться на роли. Тем более мой персонаж такой, что нужно быть ярким, давать энергию, а у меня её просто не было – всё улетало в переживания о маме. Но я чувствовал постоянную поддержку ребят, и это мне очень помогало.

Если бы мы не дружили, а ревниво конкурировали друг с другом, было бы гораздо сложнее. Когда каждый день бой, это много сил отнимает. А так мы и поддерживаем друг друга, и дополняем, и это замечательно.

Вообще, актёрская профессия – это «смех и радость мы приносим людям». Даже через драматические роли. Мне кажется, наше предназначение как раз в этом и есть…

Справка «СГ»

Нодар ДЖАНЕЛИДЗЕ – российский актёр театра и кино.

Родился 26 июня 1980 года в Архангельске.

Учился в ГИТИСе на эстрадном отделении (курс Валерия Гаркалина).

В 2009 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс Семёна Спивака и Льва Эренбурга). В 2011 году – факультет театрального искусства Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества в Санкт-Петербурге.

Принял участие в более сотни проектов в кино и театре.

Ольга Суркова

На перекрёстке творческих судеб
В Гагарине пройдет детский кинофестиваль «Кинобум» при поддержке завода ЭГГЕР