В Доме художника открылись выставки Александра Зорина и Алексея Потапова
Культура

В Доме художника открылись выставки Александра Зорина и Алексея Потапова

23 апреля 2023 года в 07:39

Две новые персональные выставки открылись в Доме художника: «Индустриальные пейзажи Сибири» Александра ЗОРИНА (Смоленск) и «Опыты входа» Алексея ПОТАПОВА (Липецк). Несмотря на яркую индивидуальность обоих авторов, в их творчестве есть, пожалуй, кое-что общее. Это умение гармонизировать любое пространство и находить прекрасное там, где большинство даже не будет пытаться его искать…

Лирика индустриальных мотивов

Выставка Александра Зорина «Индустриальные пейзажи Сибири» посвящена сорокалетию автора. В экспозиции – порядка сорока работ, выполненных в последние три года.

– Выбор темы для юбилейной выставки не случаен, – признаётся художник. – В последнее время я часто бывал в Сибири, много писал там на пленэрах. Решил показать это в Смоленске как что-то интересное и новое для нас. Там ведь совершенно другие масштабы. Гигантские портовые краны, огромные мосты, невероятные железобетонные конструкции – размах всего этого поражает.

Индустриальные объекты Сибири под стать её природным просторам. Поэтому в работах Александра Зорина всё соразмерно и гармонично. Бескрайняя Обь и громады портовых кранов. Рельсы, убегающие за горизонт, и снежинки, мчащиеся наперегонки с поездами. Кораблики в затоне, уснувшие до весны под пушистым снегом…

– Там природа совсем другая, – продолжает Александр Зорин. – Тоже ёлки, берёзы, но совсем не такие, как наши. И небо другое – более контрастное, особенно зимой. Солнца очень много. Сильные морозы, снег и яркое солнце – это в прямом смысле ослепительно.

Впрочем, в работах на нынешней выставке ослепительного солнца нет. По словам автора, приглушёнными тонами скупой палитры ему хотелось показать некую суровость индустриальных пейзажей. Хотя некоторые зрители и в них увидели лирические мотивы.

– Мне очень нравится творчество Александра Зорина, – говорит заслуженный художник России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА. – В каждой его работе чувствуется интерес автора к тому, что он делает. И даже в индустриальном пейзаже он умеет найти лирику – это неожиданно и не каждому дано. Отличительная черта его творчества – в сочетании насыщенного цвета и тонкого, изящного изображения. Но мне больше всего нравится его рельефная живопись – там просто чувствуется, как энергия автора включена в работу.

Не отвлекая от главного

Для Александра Зорина индустриальные пейзажи – тема не новая, скорее продолжение. И поражает лёгкость, с которой он находит в ней неожиданные нюансы, ни разу не повторяясь в своём стремлении оживить неживое.

– За его творчеством интересно наблюдать, потому что это всегда сюрприз, – считает художник Елизавета ЧАСНЫК. – У него свой стиль, особый язык. И несмотря на то что Александр часто меняет материал, сюжеты, технику, он всегда узнаваем.

– В каждой работе мы видим целую историю, – дополняет художник Мария ПОТАПОВА. – А ещё в них чувствуется некая недосказанность, благодаря чему включается ассоциативный ряд, вытаскивающий из подсознания образы и смыслы. Человеческий мозг так устроен, что стремится всё объяснить и систематизировать. И Зорин умело этим пользуется, что получается у него очень талантливо.

Работы Александра Зорина эмоциональны. В них есть динамика, жизнь. Ритм, который постоянно меняется – от летящего на полной скорости паровоза до застывших в сугробах баркасов…

– Выставка необычная, – замечает художник Денис ПЕТРУЛЕНКОВ. – Интересный подход к композиции: где-то многоплановый пейзаж, а где-то более детальная проработка. Тут автора вдохновил фрагмент, там пространство – это хорошо считывается. Очень продуманные работы. Их интересно рассматривать.

– Работы Александра Зорина всегда убедительны: мастерски сделаны, хорошо скомпонованы, с интересным колористическим решением, – поясняет заслуженный художник России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – В них есть воздух, пространство, наполненное деталями, которые совсем не отвлекают от главного. Это хороший монументальный дар – чувствовать в художественном мотиве основное…

В общем, самое время поспешить в Дом художника, чтобы открыть для себя лирику «Индустриальных пейзажей Сибири» Александра Зорина.

Выставка будет работать до 29 апреля. Вход свободный.

Опытным путём

В отличие от Александра Зорина, Алексей Потапов – имя для смоленской публики пока новое. «Опыты входа» – первая его персональная выставка в нашем городе, до неё были только две коллективных.

– Работая над планом выставочной деятельности, мы стараемся включать в него работы художников из других регионов, – говорит председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – Это очень полезно для обмена опытом. Алексей Потапов – художник из Липецка, керамист во втором поколении. У него оригинальные работы, выполненные в различных техниках. Это современное искусство очень хорошего профессионального уровня – необычное и потому вызывающее много споров.

В экспозиции выставки представлены работы последних лет, начиная с 2017 года. Керамика, графика, ассамбляж, эмаль. Произведения необычные по форме и очень глубокие по содержанию.

– Для меня экспозиция выставки «Опыты входа» – это момент трансляции своего эксперимента, который продолжается всю жизнь, – поясняет Алексей Потапов. – Я имею в виду эксперимент с материалом, композиционные поиски и разработки. И в то же время это ещё и третий опыт входа в Смоленск и знакомства с вашим городом.

Автор заявлен как керамист, однако основную часть экспозиции занимают графические работы с ультрафиолетовой печатью и ассамбляжи из кровельной жести.

– Я люблю экспериментировать, – продолжает художник. – В том числе и с различным материалом. Использую кровельную жесть со старых домов, молотый кирпич, чернозём, стекло… Законы композиции, архитектоника, соразмерность, сомасштабность едины – интересно в этом копаться, а из какого материала будет работа, уже не столь существенно…

Из разговора с художником

– Алексей, «Опыты входа» – название с философским подтекстом…

– Оно пришло ко мне вдруг, и я открывал эту тему в архитектурной композиции в эмали. К сожалению, её нет на этой выставке, поскольку она была приобретена Липецким художественным музеем. В ней – некая попытка рассуждений на тему входа в профессию. Хотя это только одна из трактовок, которых может быть множество.

Вообще, опыты входа – это и работа с новой композицией, новой темой. Это то, чем я живу: несколько включённых одновременно линий произведений в различных материалах, преподавание, выставочная деятельность…

– И всё-таки вы заявлены как керамист…

– Это, пожалуй, мой основной материал. И все эксперименты проходят через его призму: во всех моих работах непременно есть отсылки к керамике – например, рваный край фактуры. Соответственно потом я применяю новые открытия, совершённые в других техниках, уже в керамике. И это такой бесконечный обменный процесс – путешествие из одного материала в другой.

– «Диалектика подсобных помещений», «Трактат о производственном гедонизме», «Координаты неочевидного»… Названия ваших работ – это идея, которая первична, или они рождаются уже в процессе?

– Это вопрос методологии: от частного к общему или наоборот. Иногда меня ведёт материал и в процессе возникают какие-то ассоциации, образы. Порой я могу придумать тему, лингвистическую конструкцию, которую раскрываю не в тексте, а пластически, в материале. В любом случае все мои работы – это целые истории. Только они не написаны, а выполнены в какой-то технике.

– Искусство как инструмент познания мира?

– Опыт познания реальности через призму гармонии – вот что даёт искусство как инструмент. Мы таким образом открываем для себя реальность. Я во всяком случае.

А кроме того, искусство для меня – это своего рода волшебная палочка для исполнения желаний. С его помощью мы создаём то, чего нет. Материализуем свою мысль, идею, желание. Вытаскиваем всё это в пространство, прилагая физические усилия.

Идея может прийти мгновенно. Чтобы её сформулировать, надо несколько часов или дней. Чтобы сделать трёхмерной, уже зависит от материала. Быстрая почеркушка – несколько секунд. Многоактные усилия – недели и даже месяцы.

Я останавливаюсь в тот момент, когда мне начинает казаться, что это было всегда. Как будто не я сделал это произведение, а оно просто появилось – я его вытащил откуда-то, овеществил…

Выставка «Опыты входа» будет работать до 29 апреля. Вход свободный.

Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО

Ольга Суркова

К Дню Победы: в Wink 27 апреля состоится премьера сериала «Операция «Неман»
Неслучайные мотивы в творчестве Александра Майорова