Живопись, отмеченная «Оскаром»

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Культура

Живопись, отмеченная «Оскаром»

26 марта 2023 года в 09:03
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Александр Петров – гений мультипликации. От мечты до «Оскара». Удивительно, но столь громкое название действительно соответствует уровню работ, представленных в экспозиции. И не только потому, что Александр ПЕТРОВ в 2000 году за свой фильм «Старик и море» получил заветную статуэтку Американской киноакадемии, а кроме того является обладателем многих престижных отечественных премий и званий. Но в большей степени потому, что художник, работающий в технике «ожившей живописи», создаёт потрясающие истории, которые убедительны как в привычном формате экрана, так и в рамках экспозиционного пространства…

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Мастер этюда

По словам самого Александра Петрова, эта выставка посвящена его творчеству «мультипликатора и ещё немножко иллюстратора, путешественника и любителя общения с детьми и природой».

Я хотел рассказать о кухне художника-мультипликатора, – признаётся автор. – С этого и начиналась выставка. Но потом она обросла разными другими материалами, которые не связаны с кино. Просто друзья из Ярославского художественного музея, которые помогали мне эту выставку делать, решили показать меня ещё и как графика, иллюстратора и пленэриста. В общем, здесь всё, что я, как мне кажется, умею и люблю делать.

Работы за рамками авторской мультипликации Александра Петрова – это живопись и графика тонкого наблюдателя. Человека, умеющего каждое прекрасное мгновение, зафиксированное с помощью красок, наполнять эмоциями и чувствами. Воспоминания из деревенского детства, путевые впечатления из путешествий по Африке и Италии, бытовые сценки – любая из этих работ как кадры неснятого фильма о жизни самого художника.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Я люблю путешествовать и рисовать вещи, которые мне нравятся, – продолжает Александр Петров. – Люблю Италию – здесь есть несколько работ оттуда. Они выполнены пастелью, потому что таскать с собой по Италии масло и этюдник – это громоздко и неудобно, я пробовал. А пастель самый подходящий в таких ситуациях материал: он лёгкий, с ним можно быстро сделать этюд.

Есть в экспозиции и наброски наблюдений за детьми, которые занимаются фигурным катанием, рисуют или ездят на лошадях. По словам художника, он делает их, когда приглядывает за своими внучками.

Я чувствую себя художником не законченного полотна, а эскиза, этюда. И мне кажется, что в моих фильмах это тоже читается. Это не специально – просто так проявляется моё отношение к природе, жизни, искусству. На самом деле всё складывается чудесным образом и становится завершённой работой, но по большому счёту так и остаётся этюдом. Так что это выставка этюдов. Выставка впечатлений, намерений, ожиданий...

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

В раскадровке

Конечно, основная часть экспозиции – работы к рисованным фильмам. Есть эскизы к традиционным детским мультфильмам, снятым на Свердловской киностудии, где Александр Петров работал художником-постановщиком. Но больше всего работ в технике «ожившей живописи», которая стала своеобразным фирменным стилем мастера. Её суть в том, что художник каждый кадр фильма пишет масляными красками пальцами на стекле.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Если работать с привычными материалами: холстом, картоном или бумагой – это просто самоубийство. Потому что каждый раз счищать с холста изображение и создавать новое – очень долго и трудоёмко. К тому же масляная краска на холсте не даёт той лёгкости, которая необходима. Особенно в анимационном исполнении, где каждый кадр надо рисовать заново, убирая предыдущий. И живопись на стекле – самый эффективный метод, позволяющий экономить время в разы.

Кстати, о времени. В каждую секунду фильма используется 24 кадра. То есть для одной минуты надо сделать больше тысячи рисунков. Поэтому на создание каждого фильма уходят не месяцы – годы. Вот такая занимательная арифметика.

Самостоятельных режиссёрских работ у художника-мультипликатора Александра Петрова пять. И первой была картина «Корова» по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова, ставшая выпускной на Высших режиссёрских курсах. Кадры из неё представлены в экспозиции выставки.

Я сделал этот фильм тридцать лет назад. И мне пришлось восстановить некоторые кадры, чтобы показать их здесь. Я старался воспроизвести дух фильма – мне кажется, получилось неплохо.

Есть эпизоды из фильма «Моя любовь» по произведению Ивана Шмелёва. Фильма, номинированного на «Оскар», получившего «Нику» как лучший анимационный фильм и гран-при ещё двух фестивалей. И, конечно, здесь можно увидеть несколько кадров из фильма «Старик и море», принёсшего автору легендарную статуэтку Американской киноакадемии.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Старика я писал с тестя. И он у меня точно не кубинец – таких типажей там не встретишь. Я вообще не был уверен, что такого героя у меня примут: с белой бородой, в белорусской шляпе. Но все как-то сразу согласились: пусть будет таким. А вот мальчика я хотел сделать настоящим кубинцем, хотя работа над его образом – это такая сборная история. Какие-то движения, если я не мог их сразу схватить, помогал разыгрывать мой сын.

Живопись с подсветкой

В экспозиции выставки представлены порядка 140 произведений. Часть оформлены в «лайт-боксы» с подсветкой, что делает живописные изображения на прозрачном стекле особенно живыми и воздушными.

Сцены своих фильмов я тоже пишу как этюд, а не законченное станковое произведение. Мне кажется, в этом даже есть своё преимущество. Я заметил, что как только начинаю быть более основательным, пропадает некий драйв, уходит энергия. И на самом деле надо оставаться немного непосредственным, этюдным, отчасти спонтанным, чтобы у зрителя было ощущение лёгкости от увиденного на экране. Мне, например, эта лёгкость нравится не только в своих работах, но и в произведениях других художников.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Обращают внимание и расположенные особняком иллюстрации к стихотворениям Валерия Мухина. Чёрно-белые изображения маслом на стекле, ажурные, с филигранной прорисовкой тончайших деталей.

Не могу сказать, что эти работы какие-то очень оригинальные или новаторские, но я их сделал с любовью к автору. Это мой друг из села Пречистого Ярославской области, где я родился. Он интересный писатель и поэт. И мы с друзьями, видя, как он угасает, решили сделать ему подарок, чтобы поддержать, – издать сборник его стихов с моими иллюстрациями. Я рад, что у нас получилось, что Валера увидел эту книгу, держал в руках, что она согревала его в последние дни жизни.

Безусловно, заинтересуют зрителей и рабочие материалы к новому полнометражному анимационному фильму Александра Петрова «Князь». Выход картины, главным героем которой стал Александр Невский, запланирован на 2025 год. Продюсеры пока запрещают особенно распространяться на эту тему, так что представленные на выставке эскизы – единственная возможность прикоснуться к таинству будущего фильма.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Мы, мультипликаторы, не очень избалованы выставочной публикой. Мы делаем кино для экрана – одни для фестивалей, другие для себя. Но мало кто из нас показывает рабочие материалы, которые делаются в мастерских. У меня был пример – Юрий Борисович Норштейн. Мой учитель, друг, коллега и совершенно уникальное явление в нашей культуре. Я впервые увидел кухню мультипликатора именно в его исполнении. Мне тоже захотелось показать, что я делаю…

Выставка «Александр Петров – гений мультипликации. От мечты до «Оскара» будет работать до 15 мая. Что важно, в экспозиционном пространстве оборудован импровизированный кинозал, где демонстрируются анимационные фильмы Александра Петрова.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Личное мнение

Татьяна ЕЛЕНЕВА, заместитель директора Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой:

Слышала об этом проекте ещё летом и до последнего не верила, что к нам в город привезут такое чудо. Фильмы Александра Петрова не похожи на обычные мультфильмы, это действительно шедевры. Великолепные рисованные картины, где каждый кадр – самостоятельная станковая композиция, великолепно сделанная в материале. После их просмотра дети могут и с хорошей литературой познакомиться, и заинтересоваться изобразительным искусством.


Ольга Суркова

«Я середняк. Но… высшей пробы»
В Смоленске открылась Неделя детской и юношеской книги