Культура

Восьмая премьера Виталия Барковского

30 ноября 2012 года в 10:54
Афиша на отремонтированном фасаде театра гласит: «Премьера! Александр Коровкин. «Палата бизнес-класса». Комедия в двух действиях». Мой собеседник – главная движущая сила этой премьеры, её режиссёр – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский.


Дизель для режиссёра

- Виталий Михайлович, вы – гражданин Беларуси, сейчас работаете в России. Как вам живётся на две страны? Сколько времени вы проводите в Смоленске, сколько – в Витебске?
- В основном, я нахожусь здесь. Уезжаю по субботам, вечером, возвращаюсь в понедельник утром – в театре понедельник выходной, как вы знаете. Но я езжу домой не каждые выходные. Обычно – два раза в месяц, на дизеле.
- Чем занимаетесь в Смоленске кроме работы?
- Главное моё пристрастие – это телеканал «Культура». Читаю журнал «Современная драматургия» – нужно всё посмотреть в нём, читаю газеты… конечно, за всем следить не успеваешь.
Для полезного общения нужны достаточно доверительные отношения, компания, а это всегда – застолье. У меня давно такого не было, чтобы мы общались с кем-то без водки… Это свойственно не только моему кругу – это общая проблема. Отчего так? Думаю, алкогольная зависимость сохранилась после войны в генах нашего народа как след от перенесённых страданий.
- Реально ли запечатлеть силами телевидения хороший или гениальный спектакль?
- По телевизору принципиально невозможно показать театральную работу. Необходимо, чтобы телевизионный режиссёр профессионально переводил её на другой язык. Ведь у телевидения – свои технологии. Допустим, настоящий театральный спектакль, как и выдающаяся работа в живописи – выше условностей. Мы смотрим и удивляемся, пусть даже и по телевизору. Но если спектакль сделан по законам традиционного театра, то его невыносимо смотреть в телезаписи!



Технология театра

- Понятно. Тогда вопрос, который давно не даёт покоя. Как можно посвящать свою жизнь такому эфемерному искусству, как театр? Спектакль чрезвычайно зависит от актёров, его невозможно адекватно зафиксировать, его нельзя показать всем тем, кому хочется, живёт он совсем не долго… Уж на что кропотливая вещь – мультипликация, но там уже если сделано – то сделано: фильм остаётся фильмом и может путешествовать во времени и в пространстве практически бесконечно.
- Я думал, что поначалу овладею азами профессии в театральном институте, а потом, со временем, займусь кинематографом или на худой конец телевидением. И там, конечно же, мне хотелось увековечить и себя, и свою семью, запечатлеть время, в котором живу… Мне казалось, что я буду заниматься авангардом в кино, так же, как, допустим, Параджанов или Сокуров, добьюсь уважения к стране, к народу… А потом, с годами, уже после 45, мне стало всё равно, и я был счастлив, что не занимался кино, поскольку наслышан от коллег, сколько они страдали, как ради куска хлеба брались за любую работу… Я тоже иногда зарабатывал не театром, но от меня ушло эго и заблуждение, будто от артиста что-то остаётся. Вероятно, какая-то крупица нашего опыта остаётся в некой вселенской памяти – вот и всё. Мы ведь во многом повторяем жизнь других людей, только в чём-то поступаем чуть-чуть по-своему… Я освободился от лишнего, и вот улыбаюсь тем, которые ещё тянут в свою норку нечто совершенно не нужное им.
А вообще, я убеждён, что Господь назначил меня заниматься театральным делом, и этому нельзя изменять, тогда есть чем оправдать своё появление на этом свете. И этим делом я счастлив, а не хлебом единым.
Я рад, что в технологическом плане театр – очень простая штука: пришли актёры, мы начали репетировать, потом выпустили спектакль. Сложностей больших нет, таких как в кино. Я прихожу сюда каждый день не на работу – театр для меня как удовольствие.
- Насколько можно судить, работа театрального режиссёра сродни работе редактора газеты. Как вы ставите задачу актёрам?
- Если они меня не понимают, я всегда им говорю о родине. Я им говорю: какая у вас есть сегодня необходимость этим заниматься? Учить слова, играть роль? Приходить представлять этого человека? Некоторые актёры улавливают мою мысль, но всё равно у них возникает момент иронии или даже сарказма по отношению к моим размышлениям. А всё просто: объединяет людей и делает театр кафедрой единая вера в потенциал непознанного, ещё неузнанного начала, которое есть в каждом. Оно обязательно благое!
- Хорошо, тогда в чём необходимость вашей новой постановки?
- Нет никакой необходимости!.. (смеётся) Мы готовим зрителю досуг в театре. Человеку приятно, что не его судят, приятно, что не над ним смеются, что не он – такой. Мы делаем ему это «приятно»!

Восьмая премьера Виталия Барковского

В качестве приглашённого режиссёра Виталий Барковский поставил на сцене нашего драматического театра спектакль «Ищу настоящего мужчину…» по пьесе Елены Поповой. Став главным режиссёром, Виталий Михайлович выпустил «Позднюю любовь» и «Правда хорошо, а счастье – лучше» Александра Островского, «Этюды любви» той же Поповой, «Вишнёвый сад» Чехова, «Нас поцелует рассвет» Виталия Острова и «Кота в сапогах» по мотивам Шарля Перро. «Палата бизнес-класса» – восьмая работа Барковского в Смоленске.


На сквозняке времени

- Какими своими работами в Смоленске вы гордитесь?
- Это «Этюды любви» и «Нас поцелует рассвет». В некоторых сценах из «Вишнёвого сада» тоже можно уловить что-то из Барковского-режиссёра, в «Поздней любви»… Вообще, я меняюсь с возрастом, становится всё меньше эффектов на потребу публике.
- Про что премьера?
- Человека нужно отвлечь от его эго и показать то незавидное положение, в которое он может попасть. Продемонстрировать ему глупость человеческую, чтобы он её увидел и понял, что не деньги главное в жизни…
Действие происходит в частной клинике. Её vip-пациенты прячутся здесь от налоговой службы, «разборок» и других неприятностей. Мы, конечно, не предполагали, что это наша премьера так совпадёт с событиями реальной жизни. Наш главный герой ускользает от проблем и остаётся на свободе. Этот человека раскрывается через эпизоды личной жизни, в частности, у него роман с совсем молоденькой девочкой. Эти отношения разрушаются, потому что главного героя не исправишь уже ничем: опасная личность, которая подчиняет себе всё и вся.
- Пожалуйста, несколько слов об авторе…
- Александр Коровкин написал много пьес, они идут в Москве и по всей стране. Он был главным редактором журнала «Современная драматургия» на протяжении пяти лет, потом ушёл и с успехом засел за письменный стол.
- Кого из актёров мы увидим на сцене?
- Мы подготовили два состава. В спектакле заняты молодые артисты Олег Кудрявцев и Андрей Шанин, Юлия Пушкина и Вика Клевцова-Абакумова. В главной роли – заслуженные артисты России Сергей Тюнин и Николай Коншин. Также вы увидите Анатолия Бибекина, Ирину Лисенкову, Веру Дуплий и заслуженную артистку России Ирину Голованову. Постановка достаточна мобильна: в составе всего шесть человек (три женщины, три мужчины), можно ехать в любой конец света, потому что декорации легко складываются в одну коробку. Художник-постановщик – Светлана Архипова.
- Какому напитку можно уподобить вашу новую работу?
- Домашнее вино, сидр.


Премьерные показы «Палаты бизнес-класса» состоятся сегодня, 30 ноября (начало в 19 часов) и завтра, 1 декабря (начало в 18 часов).

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
«Мира»: на пути в столицу
Уникальную церковь XII века, найденную в Смоленске, сохранят

Другие новости по теме