Владимир Курьяков: работы в пространстве улицы
На третьем этаже ДК профсоюзов открылась выставка художника Владимира Курьякова. Он был знаком многим смолянам и туристам, поскольку частенько выставлял свои работы у одного из входов в сад Блонье – того, что напротив детской художественной школы. И некоторые даже воспринимали его как некую неотъёмлемую часть центра Смоленска – города, который он так любил изображать в своих работах…
Смоленский вернисаж
Эту выставку друзья Владимира Курьякова задумали ещё год назад – сразу после смерти художника. И осуществили задуманное вместе с новым арт-проектом «Смоленский вернисаж».
– Мы рады, что у нас получилось сделать эту выставку, – говорит один из руководителей проекта «Смоленский вернисаж» Илья МАРУСОВ. – Нам хочется, чтобы смоляне ещё раз увидели работы Владимира Курьякова – уже в экспозиционном пространстве. Полюбовались его пейзажами, почувствовали настроение автора, его умение работать с цветом, оценили многогранность его таланта. Надеемся, что эта выставка положит начало серии замечательных экспозиций, где можно будет познакомиться с интересными смоленскими художниками.
Владимир Курьяков не был уличным художником в классическом понимании этого выражения. Он работал в мастерской, а улица стала его личным арт-пространством, где можно было продемонстрировать свои произведения и пообщаться со зрителями.
– С Владимиром Курьяковым мы познакомились случайно, – вспоминает резчик по дереву Олег НИКОЛИН. – Я много раз проходил мимо его работ на Блонье, которые привлекали внимание яркостью палитры. А однажды зацепились языками и стали общаться. И мне было очень приятно с ним разговаривать, поскольку он был очень простой и доброжелательный. Я считаю, что он прославил наш город по всему миру. Ведь очень много его работ с видами Смоленска ушло туристам, среди которых было немало иностранцев.
Смоленск Владимира Курьякова привлекает сочностью красок. Это город, наполненный цветом и светом, где даже весенняя распутица живописна. Это город, который даже в пустоте пандемийных пейзажей не вызывает тревоги, а лишь надежду на то, что все проблемы временны.
Созвучье душ
На вернисаже собрались люди, знавшие Владимира Курьякова и дружившие с ним. Они охотно делились своими воспоминаниями о нём, не жалея добрых слов.
– Мы с ним вместе выросли, учились в одном классе, сидели за одной партой, – говорит фотограф Виктор МИНЧЕНКО. – Нас даже называли «КуМиры» – по первым буквам фамилий, потому что мы всё время были вместе: делали наглядную агитацию, оформляли стенды. И после школы мы тоже много общались. Володя мне помогал с оформлением книжных выставок в областной библиотеке. Он всегда находил у себя какие-то интересные работы, соответствующие теме, и они прекрасно дополняли экспозицию.
– Я знал Владимира лет 20–25 – в самые разные периоды его жизни, – дополняет фотохудожник Дмитрий КАГАН. – И не раз видел, как в последние годы он с утра с удовольствием бежал на Блонье выставлять свои работы, а после обеда с не меньшим удовольствием возвращался в мастерскую, чтобы писать до глубокой ночи. Он мой друг, мы с ним были созвучны. Мне близко то, что он делал. И я смотрю на его работы не с точки зрения живописи – для меня все они трансформируются в личные воспоминания.
– Мы с Володей вместе учились на худграфе, только он на курс старше, – вспоминает скульптор Пётр ФИШМАН. – Ещё в студенческие годы он подавал большие надежды: участвовал во всесоюзных и республиканских выставках, ездил в Дома творчества, где мог работать рядом с известными художниками. И его пейзажи того времени очень живые и правдивые. Я вообще больше люблю натурные вещи. Когда картина придумана – уже не то. Все эмоции художника лучше передаются через непосредственное общение с природой, городом или человеком, которые служат ему моделью. И в работах Курьякова эти эмоции хорошо видны.
– Я был с ним знаком с восьмидесятых годов, когда переехал в Смоленск, – признаётся председатель Смоленской организации Союза фотохудожников России Игорь ЧЕРНОВ. – Мы как-то сразу сошлись и по характеру, и по одинаковому отношению к жизни. Его мастерская стала и моей, и мы общались практически ежедневно. Я позировал ему для портретов, и благодаря поддержке Владимира и его друзей стал серьёзно заниматься фотографией. Его смерть потрясла меня. Мне кажется, мы лишились не просто замечательного человека, а некой смоленской достопримечательности, потому что его именно так воспринимали многие смоляне и гости города.
Летний дождь
В экспозиции представлены в основном пейзажи. И это не только узнаваемые виды Смоленска, но и деревенские мотивы, природа без привязки к населённому пункту, зарисовки из серии «На охоте». Хотя художником Владимир Курьяков был разноплановым.
– Он изумительно писал портреты, – замечает Виктор Минченко. – Любые: от сиюминутных шаржей и набросков до студийных. И очень любил общаться с людьми, которые интересовались его творчеством.
О мастерстве портретиста Курьякова можно судить уже по одному автопортрету, представленному на этой выставке. В нём такая экспрессия, столько эмоций и чувств, что, кажется, ещё мгновение и нарисованный автор оживёт, сменит позу.
– У него была одна из любимых фраз: дождь в природе, но не в душе, – продолжает Илья Марусов. – Поэтому в каждой его работе такая красота, гармония и умиротворение. На многие можно смотреть, не отрываясь. Они как окно в другой мир, который привлекает своими яркими красками и солнечным светом.
На самом деле даже дождливый Смоленск у Курьякова расцвечен разноцветьем зонтиков и весельем капель, стекающих по стёклам и фасадам домов. И зима в деревне сверкает не только белизной свежего снега, но и жёлтыми бликами ещё не опавшей осенней листвы. А лужа на просёлочной дороге искрится всеми цветами спектра так, что хочется, как в детстве, пробежаться по ней босиком…
– Он, что называется, ушёл на пике, – говорит Дмитрий Каган. – Он и так был талантлив, а в последние годы всё шло по нарастающей: работы становились всё сложнее и интереснее. Из него творчество словно лилось. И я рад, что он свою востребованность мог почувствовать хотя бы так – непосредственно общаясь со своими зрителями на улице.
– Сама идея этой выставки великолепна, – считает Пётр Фишман. – Очень часто о художнике быстро забывают после его смерти. Бывает, что и работы родственники сразу скручивают в трубочки и прячут на шкаф, потому что так легче хранить. А то и просто сжигают во дворе, как ненужный мусор – были и такие печальные случаи. А здесь о человеке вспоминают, показывают его работы, и это замечательно.
Выставка будет недолгой: всего пару недель. Так что её посещение не стоит откладывать. И предварительно лучше позвонить в ДК профсоюзов, чтобы узнать о точном времени её работы, поскольку центральный вход в здание работает не постоянно, а в режиме «под мероприятие».
Справка «СГ»
Владимир КУРЬЯКОВ родился 24 марта 1955 года в Ленинграде.
Окончил художественно-графический факультет Смоленского пединститута. Дипломную работу – живописный триптих «Мой город» – писал под руководством Юрия Преображенского.
С 1976 года – участник художественных выставок.
В 1983-1994 годах преподавал в детских изостудиях Смоленска.
В начале девяностых годов иллюстрировал книги в издательстве «Ассоциация XXI»: В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина» и «Солнышкин плывёт в Антарктиду», Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков», Р. Лиссон «Джин третьего класса», сборник сказок «Волшебное зеркало».
Работы художника приобретены галереями и частными лицами из России, Германии, Израиля, Франции, Англии, Португалии, Польши, США и других стран.
Умер 28 января 2022 года. Похоронен в Смоленске.
Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО
Ольга Суркова