Владимир Петьков: пейзажи под музыку Чайковского
Художник Владимир ПЕТЬКОВ среди своих коллег слывёт неутомимым придумщиком и энтузиастом. Причём он не только озвучивает свои интересные идеи, но и активно организует их воплощение. Так что не удивительно, что в Смоленске его знают многие. Впрочем, поводом для нашего с ним разговора стал отнюдь не очередной проект, а юбилей самого художника и открывшаяся накануне его персональная выставка…
Первым делом – студенты
– Владимир Владимирович, обычно художники делают свои персональные выставки каждые пять лет…
– У меня предыдущая выставка была двенадцать лет назад.
– Почему такой большой перерыв?
– Всё-таки я в первую очередь преподаватель, а обучение студентов – большая нагрузка. На собственное творчество остаются только каникулы и выходные.
Впрочем, знаю многих художников, которые свою первую персональную выставку делали только в шестьдесят лет. К тому же мне кажется, что я ещё только пробиваю свою тропинку на дорогу искусства. То есть что-то у меня стало получаться, но впереди ещё много работы. Лучше я буду скромнее, чем переоценю свои возможности.
– Я заметила, что такая скромность присуща именно преподавателям…
– Наверное, всё дело в расстановке приоритетов и большой ответственности, которую предполагает преподавание. Особенно в изобразительном искусстве. Мы не воспитываем художника – мы даём ему широкие знания с тем, чтобы он в свою очередь нёс их дальше.
– То есть вам важнее выпустить образованного человека, чем талантливого художника?
– Всё-таки у нас вуз готовит прежде всего преподавателей, а не художников. Хотя талантливые могут пойти учиться дальше. И идут. Их на самом деле не так уж много. И это сразу заметно: кто будет писать, а кто только стараться или вообще не найдёт себя в изобразительном искусстве.
– Вы говорите им об этом?
– Нет. Я стараюсь подтягивать всех. Вообще, если в группе есть хотя бы один человек, который действительно станет писать, это большая удача. И такой студент – это некая энергия, которая заряжает всех вокруг, остальные тоже стараются не отставать.
Хотя статистика неутешительна: только порядка трёх процентов выпускников наших вузов становятся художниками. И здесь дело не только в таланте. Сейчас художнику сложно выжить в материальном плане. Плюс постоянная неуверенность, сомнения в результатах своего творчества.
Знаете, я даже сейчас иногда что-то делаю, а потом ловлю себя на мысли, что мне страшно: вдруг всё это – лишь неудачный эксперимент. Страшно, что могу разочароваться…
Секреты пастели
– Разочароваться самому или разочаровать зрителей – что страшнее?
– Самому. Увидеть, оглянувшись назад, что ты создал пустоту, – самое страшное для художника. Я, конечно, гоню от себя такие мысли. И постоянно работаю…
– Владимир Владимирович, а почему вообще вы решили стать художником?
– Со мной в параллельном классе учился мальчик, который тоже рисовал. А потом у нас в школе появился преподаватель, который сумел между нами так деликатно разжечь конкуренцию: кто лучше. И это подтолкнуло нас обоих к выбору профессии. Я как раз окончил восемь классов, когда у нас в Брянске открылось художественное училище. И я туда поступил. А потом на худграф в Смоленский пединститут.
– А выбор графики чем обусловлен?
– Вообще-то я в Союз художников вступал как живописец. У меня были большие сюжетные произведения. А потом из-за того, что преподавание отнимает много времени, пришлось обратить внимание на более мобильные техники. И пастель – одна из таких.
– К тому же пастель ещё и живописна…
– Да. Хотя на самом деле, это сложная техника. Но у нас в Смоленске хорошая школа пастели – есть, у кого поучиться.
Конечно, я привнёс в неё что-то своё. Стал писать на абразивной бумаге, что вообще редко используют. К тому же, у каждого есть свои методы, как закреплять пастель, чтобы она не осыпалась, как вдохнуть в неё свежесть, чтобы пейзаж получился живым и динамичным…
Наедине с природой
– На этой выставке у вас как раз пейзажи…
– Да, я сам так решил. Мне нравится с ними работать: от пленэрного материала до доработок в мастерской. И как раз в мастерской больше всего времени на них уходит. Потому что, как сказал кто-то из знаменитых художников, не должно быть видно пота, потуг – как будто работа сделана легко, в одно касание.
И чтобы этого добиться, надо проработать все узловые моменты, построить композицию, расставить выразительные акценты. К тому же пейзаж, где ты работаешь с пространством, должен выглядеть современно, а не написанным в прошлом веке – это тоже важно.
– А что в пейзаже должно быть такого, чтобы его захотелось перенести на бумагу?
– Пейзаж должен трогать. И прежде всего самого художника. На уровне мотива, состояния природы, какого-то едва уловимого нюанса. Мне кажется, искусство как раз в этом и заключается: в самом простом мотиве отыскать то, что может удивить, восхитить, подтолкнуть к размышлению…
– Я видела, что на пленэре вы стараетесь найти место где-то в стороне от остальных художников…
– Так больше возможности почувствовать какой-то мотив и сосредоточиться на нём. Потому что энергетика рядом стоящих коллег может просто отвлекать. Лучше остаться наедине с мотивом: выхватить состояние, мгновение и успеть его подчеркнуть.
С природой надо разговаривать только тет-а-тет и всегда с трепетом. Ведь ты через свои руки передаёшь её энергетику зрителю, а тот сразу поймёт, был ли ты сосредоточен или на что-то отвлекался.
– Искусство апеллирует к сердцу человека или к разуму?
– Сложно сказать. Искусство – источник вдохновения, а дальше всё очень индивидуально.
Сила искусства
– Владимир Владимирович, когда вы работаете в мастерской, вы создаёте себе какую-то особую атмосферу? Может, включаете музыку?
– Музыку люблю. Она мне очень помогает в работе, создаёт настроение. Особенно произведения Петра Ильича Чайковского. В частности, «Времена года» – там тоже природа, её состояния.
– Творчество помогает в жизни? Или создаёт дополнительные проблемы?
– Художники – счастливые люди. Мы, находясь в ограниченном мирке своих мастерских, занимаемся самым богоугодным делом и тем самым отгораживаем себя от негатива, который происходит вокруг.
Конечно, полностью не отгородиться – современные события всё равно будут откладываться в сознании художника и проявляться в его произведениях.
– А искусство способно помочь человеку справиться с негативом современных реалий?
– Конечно. Мне кажется, искусство как раз даёт силы человеку, поддерживает его. Потому что в нём можно найти какие-то тайные струны, способные разбудить душу, что-то тронуть в ней.
– То есть красота спасёт мир?
– Обязательно!..
Справка «СГ»
Владимир ПЕТЬКОВ – художник и педагог, доцент СмолГУ.
Родился 4 февраля 1963 года в Брянской области. Окончил Брянское художественное училище, художественно-графический факультет Смоленского пединститута, заочную аспирантуру при НИИ школ Москвы.
Член Союза художников России с 1998 года. Активный участник областных, всероссийских, региональных, межрегиональных, международных и зарубежных художественных выставок и пленэров.
Работает в основном в технике пастель, создавая преимущественно пейзажи, портреты и натюрморты.
Мир образов Владимира Петькова тесно связан с жизнью природы, внутренним миром человека и тем, что его окружает.
Произведения написаны в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Обращаясь к волнующим темам, художник ищет новые выразительные средства и живописные формы, соответствующие замыслам.
Фото: Елена БЕЛЫХ и Владимир МИНЧЕНКО
Ольга Суркова