По обе стороны Берингова пролива

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Культура

По обе стороны Берингова пролива

11 декабря 2022 года в 20:17

Оживающие легенды

– Ярослав, почему вы решили на этот раз показать в Смоленске сразу два своих проекта?

– Можно сказать, так совпало. Когда выставка «Графика народов Севера» была уже упакована, осталось немного места, и мы решили дополнить её компактной, но очень интересной по своей значимости коллекцией интереснейших предметов индейцев доколумбовой Америки и наших дней. Словом, представилась прекрасная возможность показать здесь сразу три с половиной тысячи лет истории американского континента плюс историю нашей собственной страны в её многообразии, и мы этим воспользовались.

– «Графика народов Севера» – ваш новый проект?

– Да. В этом проекте мы показываем работы мастеров советской художественной графики и молодых авторов, которые стали победителями нашего конкурса.

Самые популярные здесь произведения, на которые зрители сразу обращают внимание, выполнены двумя выдающимися художниками современности: Даши Намдаковым и Фёдором Конюховым. Первый – академик Российской Академии художеств, чьё творчество покоряет ярко выраженными национально-эпическими мотивами. Второй больше известен как путешественник, хотя уровень его художественного мастерства, несомненно, высок. Просто зрители воспринимают его работы сквозь призму его подвигов, которые он совершал в своих одиночных путешествиях.

Я бы ещё обязательно выделил работы пионеров советской линогравюры: Владимира Ильича Мешкова и Дмитрия Афанасьевича Брюханова. Это народные художники РСФСР, которые творили в послевоенные годы. Первый – мастер цветной линогравюры, второй – чёрно-белой. Их работы посвящены легендам народов Севера: эскимосов, эвенов, ительменов и других. Многие детские книжки, выходившие в те годы, проиллюстрированы как раз этими авторами.

Остальное, как я уже сказал, – работы молодых художников. Пятнадцать авторов, ставших финалистами нашего конкурса, в течение месяца жили в Москве, где их учили работать с линогравюрой. За это время они создали тридцать работ, которые здесь можно увидеть.

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

– Что касается выставки «Сокровища индейцев», там, наверное, о каждом экспонате можно много рассказывать?

– Безусловно. У индейцев каждый предмет – это отдельная история. Мы все эти истории постарались очень компактно представить в этикетаже, и каждый, кому это будет интересно, может с ними ознакомиться.

Обратите внимание, насколько полным нам досталось от коллекционеров из Гаваны убранство королевы уари. При его изготовлении использовались разные техники обработки золота: чеканка и филигранное литьё.

Или взять, к примеру, фигурку шамана в виде ракообразного существа, сделанную мастером племени ураба. Это самый совершенный предмет, олицетворяющий культ ракообразного, который я когда-либо видел, такой стреловидной, приятной для глаз геометрии этой фигуры.

Можно посмотреть на носовое украшение, относящееся к культуре тайрона. Оно сделано в литье с добавлением зерни, где отдельные небольшие золотые шарики представляют собой усики от кошачьей головы. А само украшение являет собой одновременно и форму бабочки, и форму морды ягуара.

Мир отражений

– Меня лично очень заинтересовали сакральные работы индейцев уичоли. Без преувеличения – самые яркие во всей коллекции…

– Надо сказать, что к уичолям у меня было три экспедиции из семнадцати, которые мы с отцом совершили за десять лет в разные страны от Канады до Чили в рамках подготовки этого проекта. Так что я могу подробно рассказать о многих вещах не голословно, а с позиции истории и данных, собранных от носителей культуры племён, в том числе и уичолей.

Уичоль – это представители юто-ацтекской языковой семьи. Пятьсот лет назад, спасаясь от испанцев, они ушли высоко в горы и выживали в невероятно сложных условиях, зато сохранили свой язык и культуру.

Сакральные полотна, которые представлены на этой выставке, называются «ниерика». В переводе на русский язык это слово означает «отражения». И дословно это отражения мира сверхъестественных существ в мире людей.

По ниерике можно изучать мифологию уичолей. Например, фигура оленя – это божество и первопредок, который пожертвовал своё тело людям, чтобы они могли выжить.

Также здесь частенько встречается изображение пиёта – маленького галлюциногенного кактуса, который они находили в пустыне. Считалось, что его коллективное потребление и сеанс общих видений со знаками из потустороннего мира сближали племя…

– Интересна технология изготовления – по-моему, ни на что не похоже…

– Сами уичоли позиционируют это как ритуальное действо, к которому допускаются лишь шаман и его дети. В частности, здесь представлены работы вождя и шамана Хосе Бенитеса Санчеса, также известного под именем Безмолвный Ходок, и его сына.

Я видел, как это создаётся. Всё делается без предварительных эскизов. Они берут деревянную доску – самую простую, какая есть на ближайших рынках. И обмазывают её пчелиным воском. Потом берут яркие шерстяные нити и очень быстро мелкими вдавливаниями выкладывают какой-то сюжет. На самом деле, это очень хрупкая техника, поскольку стоит температуре чуть-чуть повыситься, как весь рисунок опять распадётся на отдельные ниточки.

– Получается, для них это разовый предмет, сделанный для определённого ритуала?

– Да. Для них всегда самым главным была их нематериальная культура. Они имеют собственные представления о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое – духовное, источник силы и просветления.

Вообще, индейцы в принципе не привязаны к материальным предметам так сильно, как европейцы. Это настолько уникальный пласт человечества, развивавшийся тридцать тысяч лет в отрыве от других цивилизаций. Пожалуй, это и создало практически лабораторные условия для естественной эволюции материальной и духовной культуры американских индейцев.

Они не знали колеса, железа и стали. Но зато, как мне представляется за десять лет изучения их работ и культуры, они были гораздо более продвинутыми в духовном понимании мироустройства и его правил. Проще говоря, цивилизованные европейцы отнеслись к коренным жителям Нового Света гораздо менее цивилизованно, чем сами индейцы, которые встретили их как высоких гостей и даже богов.

Золотой человек

– А есть что-то, что нас объединяет с индейцами?

– Общие протославянские корни. Собственно, индейцы – это выходцы с территории современной России, которые 25–30 тысяч лет назад прошли через всю Сибирь, добрались до Берингова пролива и перебрались на другую сторону.

– Ярослав, ваши экспедиции на американский континент, изучение индейских обычаев и культуры – что было самым удивительным?

– Для меня всё было удивительным. В большинстве своём сейчас все они верующие католики, но я знаю, что первые индейцы, которых крестили, приносили Христу человеческие жертвы, подразумевая, что этот могущественный бог требует больших жертв. У них не было вина для причастия, поэтому они употребляли какао из своих ритуальных сосудов.

Вообще, современные индейцы не готовы были открыто общаться с нами. Они могут продать тебе какой-то предмет, но это не значит, что они захотят тебе о нём рассказать. Что касается тех же уичолей, то мы бы вряд ли столько всего узнали, если бы не одна из работниц музея в Гвадалахаре, которая, что называется, вышла из коммуны в люди. Она не живёт с племенем, но знает язык и как учёный смогла нам многое рассказать о культуре, традициях и ритуальных предметах своего народа.

Я хотел бы отдельно отметить, что на нашей выставке есть предмет культуры муисков: маленький тунхас – ритуальный шест в виде золотой полнотелой фигурки. Он напрямую относится к названию этой выставки «Эльдорадо» – человек, сделанный из золота.

Дело в том, что первые испанцы, которые увидели племя муисков, стали свидетелями и их священного ритуала. В ходе него жрецы обмазывали жирной землёй молодого человека, готовящегося стать вождём. А потом обсыпали его золотым песком. И это золото, налипавшее на грязь, переливалось всеми цветами на ярком солнце. Казалось, будто человек полностью сделан из золота. А потом он восходил на плот и посередине озера Гуатавито останавливался и смывал с себя грязь и песок, возвращался обратно, и маленькие фигурки тунхас указывали ему путь к трону.

Так что «Эльдорадо» – это не пустое слово. Это не просто мифический золотой город или страна, а то, что увидели первые конкистадоры на американском континенте, и то, с чем до сих пор у нас ассоциируется культура коренных жителей Нового Света…

Ольга Суркова

Сказки Дедушки Огня
Около 4000 билетов было продано смолянам по «Пушкинской карте»