Сказки Дедушки Огня
В КВЦ имени Тенишевых открылись сразу две выставки, организованные Фондом поддержки и развития культуры «Искусство Наций»: «Эльдорадо. Сокровища индейцев» и «Графика народов Севера». Оба проекта абсолютно самостоятельны, но в то же время могут служить неким дополнением друг друга…
Золото инков
– Мы в Смоленске не впервые, – заметил на открытии выставок директор фонда «Искусство Наций» Ярослав ШАДРИН. – Здесь была наша выставка «Алиса в Стране чудес», выставка скульптуры и графики Сальвадора Дали. И смоляне уже могли убедиться, что мы делаем интересные проекты, которые никто и никогда не повторит.
В экспозиции выставки «Эльдорадо. Сокровища индейцев» – подлинные артефакты, охватывающие три с половиной тысячи лет истории коренных народов Американского континента. Её основу составляют более тридцати предметов из золота, серебра и различных сплавов.
– Совершенство и утончённость этих изделий свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства коренных племён Америки, – продолжает Ярослав Шадрин. – Они начали работать с золотом около 3 800 лет назад и в совершенстве овладели техникой литья и чеканки.
Самый древний предмет здесь – ольмекская маска, которой более трёх тысяч лет. Вообще, мастера этого племени умели вырезать из камня объекты сложной формы и создавать идеально гладкие поверхности. В их руках природный материал и сплавы превращались в изумительные по красоте и совершенству обработки фигурки, маски, диадемы, серьги, подвески.
Особое место в экспозиции занимает королевское убранство благородной женщины народа уари.
– Уари жили в пустыне, которую мы называем Наска, более тысячи лет назад, – поясняет Ярослав Шадрин. – Сам головной убор состоит из множества золотых пайеток, которые развевались на ветру, и возвышающейся над ними части, олицетворяющей архитектурную форму дворца этой королевы. Убранство дополняет массивное золотое кольцо для носа, которое позволяло скрывать эмоции, и серьги, украшенные перьями колибри. Благодаря невероятно засушливому климату, всё это дошло до наших дней практически невредимым…
В поисках Эльдорадо
– Можно сказать, что история этой выставки практически началась 20 октября 1492 года, – замечает учитель, путешественник, географ и краевед Игорь КРОТКОВ. – Именно тогда один из матросов Колумба увидел землю. И это была Америка, и с этого момента начинается её освоение.
Правда, освоение Нового Света больше напоминало варварское истребление коренных народов и вывоз в Европу американского золота. Золотая лихорадка буквально охватила испанцев на долгие годы, одна за другой снаряжались экспедиции по поиску легендарного Эльдорадо – города или страны, где всё сделано из золота.
Дословно «Эльдорадо» в переводе с испанского означает «золотой», «осыпанный золотом». Скорее всего, легенда о загадочном городе родилась под впечатлением от наблюдения конкистадоров за обрядом одного из местных племён.
– Чипча осыпали своих правителей золотой пылью, – продолжает Игорь Кротков. – И рассказывали испанцам о неком мифическом правителе страны, который совершает такой обряд каждое утро, а вечером смывает золото в озере. У самих чипчу золота к моменту колонизации уже не было – они устраивали обряды только по праздникам, выменивая порошок у инков. Собственно, так легенда об Эльдорадо окончательно и оформилась. Вначале искали именно Золотого человека – правителя, а позже уже город и даже целую страну. Интересно, что с 1995 года Эльдорадо наносили даже на вполне официальные карты Южной Америки.
Однако чудесная страна Эльдорадо не найдена до сих пор. Хотя в её поисках были попутно сделаны великие географические открытия. И не только географические: конкистадоры привезли в Европу картошку, помидоры, подсолнечник, красный перец, табак. А спустя столетия мы уже говорим о сокровищах индейцев в аспекте искусства и культуры.
Боги племени уичолей
Кроме наследия доколумбовых цивилизаций можно увидеть на выставке и искусство современных индейских художников из племён, сохраняющих традиционный образ жизни и проживающих на территории Канады, США, Мексики, Коста-Рики, Перу и Эквадора.
Сразу бросаются в глаза яркие картины вождя и шамана племени уичолей Хосе Бенитеса Санчеса и его сына. Работы выполнены в технике ниерика из шерстяной пряжи. По сути, это покрытые воском деревянные дощечки, на которых наклеены цветные нити, сложенные в некую историю: о мифологии, шаманских практиках, повседневной жизни индейцев и природе гор Сьерра-Мадре. Персонажи картин – боги, охотники, олени, птицы, змеи, гусеницы, насекомые. Все фигуры стилизованы, а композиции декоративны. Особый акцент делается на многочисленном повторении одинаковых форм.
– Уичоли верят в существование мира богов и людей, – рассказывает Ярослав Шадрин. – В их пантеоне насчитываются десятки различных божеств, среди которых особое место занимают Такутси Накаве, богиня дождя и плодородия, и Татевари, Дедушка Огонь, – сущности, олицетворяющие сменяющие друг друга в течение года сезоны дождей и засухи. Эти боги, являя собой единство и борьбу противоположностей, представляют характерный для всех коренных американцев дуализм устройства мира.
Яркие сюжеты ниерик завораживают. Причём каждая работа снабжена соответствующей этикеткой, где буквально в нескольких предложениях раскрывается суть изображённого.
Ещё одна современная часть выставки посвящена культуре индейцев Северной Америки. Это графические работы в технике шелкографии художников племён хайда и квакиутль, проживающих на северо-западном побережье Канады и острове Ванкувер. Персонажами их работ являются медведи, волки, киты, рыбы, лягушки, птицы, мифологические существа, охотники и духи природы.
Север в графике
Выставка «Графика народов Севера» представляет зрителю уникальный раздел национального искусства регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
– «Графика народов Севера» – это проект, направленный на поддержку художников малых народов России и тех, кто проживает в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, – поясняет Ярослав Шадрин. – Его цель – в сохранении, актуализации и развитии тиражной графики как способа выражения национальной идентичности и продолжения уникальных региональных традиций в изобразительном искусстве, сформированных в середине прошлого века плеядой выдающихся мастеров-графиков.
Проект объединил работы мастеров советской художественной графики и произведения молодых авторов, ставших победителями одноимённого конкурса. Линогравюры Владимира Мешкова, иллюстрации к северным сказкам Дмитрия Брюханова, офорты Михаила Старостина, работы Фёдора Конюхова и Дашинима Намдакова – это то, что касается признанных мастеров. Однако заслуживают внимания и произведения молодых авторов, в которых и сцены из повседневной жизни, и рассказ о родной земле, сакральных элементах культуры предков, северном сиянии и героях легенд.
– Я просто потрясена, – признаётся заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Это печатная графика – практически исчезающий вид искусства. Здесь и офорты, и линогравюры, и литографии, и печать на холсте, и шелкография – то есть те техники, о которых мы, можно сказать, уже забываем. И совершенно удивительные молодые художники, которые занимаются цветной линогравюрой, что мне особенно близко…
Выставки «Эльдорадо. Сокровища индейцев» и «Графика народов Севера» будут работать до 18 декабря.
Ольга Суркова