V фестиваль «Мудрая сова»: продолжение традиции
В 2023 году мировое культурное сообщество будет отмечать 165-летие со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой. В круге проблем, связанных с её многогранной творческой деятельностью, одним из важных аспектов является её отношение к театральному искусству. Несмотря на свои «теории о театре», порой свидетельствующие не в пользу последнего, Мария Клавдиевна смогла реализовать себя в театральной сфере в качестве актрисы, певицы, режиссёра, драматурга, художника по костюмам, педагога, продюсера и т.д., создав в результате такой феномен, как Талашкинский театр. Знакомство с этим уникальным явлением, осмысление творческого опыта М.К. Тенишевой, поиски её пути в искусстве – всё это может послужить образцом для современного театра, в частности, учебного, экспериментального, молодёжного, школьного, детско-юношеского.
В детстве, читая книги, будущая княгиня глубоко входила «в положение каждого героя, страдала за них», «проливала горькие слёзы, словно эти судьбы и горе были её собственными». Более всего впечатляли её книги, в которых описывались страдания «оскорблённого самолюбия». Позже Мария Клавдиевна признавалась: «Кажется, я страдала и оплакивала в них себя». «Друзьями» стали картины: натюрморты и пейзажи. Полюбилась ей музыка, особенно пение. Это был мир, в котором она чувствовала себя уютно. Следует сказать, что, исполняя вокальные произведения, арии из опер, её привлекало, прежде всего, «исполнение для себя» или для небольшого количества зрителей и слушателей. Выбрав вещь по душе, согласно настроению, она стремилась «пережить её, почувствовать, излив жалобу сердца».
«Много задатков серьёзного творчества»
По совету известного вокального педагога, солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова, Мария, с целью совершенствования голоса, поступила в знаменитую студию Маркези в Париже. Там она увлечённо занималась пением, итальянским языком, мимикой, декламацией, изучала гигиену горла и многое другое.
Студия подарила ей знакомство с А.Г. Рубинштейном, чей талант оставил в душе неизгладимое впечатление.
Однако пение воспринималось ею как «забава», а артистическая карьера – «пустой звук». Негатив по поводу театра возник из-за того, что за границей она «насмотрелась» на то, что называется «театральным миром» (а на деле – «омутом», порой – «продажей» себя).
Интерес вызывает описание М.К. Тенишевой посещение вместе с известной актрисой Марией Гавриловной Савиной театра в Пале-Рояле. Давалась «уморительная пьеса в чисто французском духе» – «La Cagniotte» («Ставка в игре»). М.Г. Савина хохотала до слёз, ещё больше меня, – вспоминала Мария Клавдиевна, – а ведь я думала, что артистка, знакомая с закулисной стороной, теряет иллюзию обыкновенного зрителя, но это оказалось неверно».
Несмотря на свои «теории о театре», она не теряла надежды использовать знания, полученные в Париже: усердно повторяла арии и вокализы, ощущая при этом «пробел в русских операх», которых не хватало в её репертуаре – без этого в России выступать было невозможно. Отсутствие «русского репертуара» привело её в Московскую консерваторию, к профессору, знатоку сценического дела – Ф.П. Комиссаржевскому. Под его руководством Мария Клавдиевна стала изучать историю русской оперы, а также заниматься освоением сценических приёмов на малой консерваторской сцене.
В 70-е годы Комиссаржевский заведовал оперным классом Московской консерватории, среди первых его учеников был К.С. Алексеев. Позже учителя и ученика увлекла идея объединить артистов, художников, литераторов в Общество искусства и литературы, что было осуществлено в 1888 году. Незадолго до этого, в рамках практики благотворительных спектаклей в пользу дешёвых квартир при Московской консерватории, ставилась лёгкая комедия «Баловень» В. Крылова (реж. А.А. Санин). На главную женскую роль Ф.П. Комиссаржевский порекомендовал… М.К. Николаеву (фамилия Марии Клавдиевны по первому мужу).
Спектакль «Баловень» состоялся 29 февраля 1888 года в Московском театре, хозяином которого был Георг Парадиз (отсюда и название его театра – «Парадиз»). С первых шагов на драматической сцене дебютантка ощутила, что её партнёр – Константин Алексеев – не простой любитель театрального искусства, а человек поистине творческий, с профессиональными взглядами на театр, отношением к делу. «В нём много задатков серьёзного творчества», – заметила Мария Клавдиевна.
Заметим, до открытия МХТ ещё 10 лет (1898 год), внедрения «системы» К.С. Станиславского в жизнь с актёрами Художественного театра – 20 с небольшим (1911 год). Но уже тогда, в 1888 году, многое из того, что будет способствовать созданию «жизни человеческого духа» на сцене, Мария Клавдиевна увидела и почувствовала в игре К. Алексеева, а по сцене – К.С. Станиславского – будущего выдающегося актёра, режиссёра, реформатора русской сцены.
Одна семья
Если поначалу артистическая карьера была для М.К. Тенишевой «пустым звуком», то постепенно театр, проникая в ее жизнь, становился необходимостью.
Особенно это проявилось, когда она со своим мужем – князем В.Н. Тенишевым, приобрели Талашкино и хутор Флёново. Когда она начала заниматься своей сельскохозяйственной школой и столкнулась с рядом педагогических проблем. Её мысли снова были обращены к театру: «Несмотря на мою антипатию к театру вообще, нахожу, что в воспитательном смысле это большое подспорье, в особенности деревенский театр». Понимая, что крестьянский ребёнок мало развит, внимание его «спит», реакция слабая, речь несвободная, красноречие отсутствует, а язык – разговорный, бедный, «затруднённый», М.К. Тенишева распределяла роли «по силам, характеру и данным исполнителя». Сначала проводилась читка роли, шло объяснение характера изображаемого лица, требование сценических условностей. Особое внимание уделялось «плавной речи», «ясной читке», умению «бойко подавать реплики». В результате такой работы, своеобразного «застольного периода» (по выражению К.С. Станиславского), будилось мышление ребёнка, шло его развитие, «игра делалась сознательнее». Уже на сценической площадке М.К. Тенишева учила детей действовать словом, общаться друг с другом. Осваивались и основные элементы пластики, использование в меру жестикуляции.
Сначала театральные постановки осуществлялись в помещении школы. Играли «Ревизора» и «Женитьбу» Н.В. Гоголя, комедии А.Н. Островского, пьесы А.П. Чехова. Потом началась перестройка старого флигеля под нужды театра. В середине августа 1902 года постройка «домашнего» театра была окончена. Сохранилось описание театрального зала. Занавес был украшен росписью С.В. Малютина с изображением былинного Бояна. В зале – богатые резные скамьи, двери, рамы. Потолки расписывались по рисункам Малютина учениками школы.
Организатором, режиссёром, драматургом и актрисой стала, конечно, сама Мария Клавдиевна. На сцене Талашкинского театра с успехом шли две её пьесы: шутка-водевиль «Трефовый король на сердце» и пьеса «Заблуждение».
В Рождество 1903 года ученики и ученицы школы разыграли святочную пьесу «Суженый – ряженый» В. Тихонова (Лугового), а также пьесу-шутку в одном действии «У страха глаза велики» Криницкого. В антракте взрослые ученики читали стихи, а маленькие девочки представляли в лицах басни И.А. Крылова – «Демьянова уха» и «Любопытный». «Мы временно составляли как бы одну семью, сливаясь в одно целое», – писала Мария Клавдиевна в своей книге.
Важным событием в театральной деятельности княгини и всего её театра стала постановка феерической оперы с пением, разговорами и танцами – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (музыку написал Н.П. Фомин; либретто по сказке А.С. Пушкина – М.К. Тенишевой; декорации – С.В. Малютина, А.П. Зиновьева, В.В. Бекетова). В постановке участвовало 60 человек. Сама Мария Клавдиевна играла роль Царицы (так как «другого на эту роль не нашлось»), а также была режиссёром масштабного спектакля. Она давала указания исполнителям, сама прочитывала им роли, предлагая верную интонацию, показывала «каждую мелочь». Танцы ставил руководитель балалаечного оркестра В.А. Лидин; с хором репетировал Н.Д. Бэр, главный хормейстер московской оперы.
В своей книге «Впечатления моей жизни» М.К. Тенишева описывает «прекрасные» декорации Малютина, Зиновьева, Бекетова: «Особенно удалась светлица богатырей во II акте. На этом фоне – сказочном и по краскам, и по рисункам – маленькая царевна (её играла Е.В. Сосновская), в белом, вышитом золотом сарафане, в жемчужном кокошнике, и семь великанов (богатырей) в кольчугах и шлемах составили удивительную картину».
Сарафаны и кокошники были частью взяты из музея, остальные сделаны и расписаны дома. Мужские костюмы делали сами. «Все принимали участие: кто шил, кто расписывал, кто клеил». Добавим, что эти «роскошные» костюмы нужно было научиться носить. Обучение этому тоже ложилось на плечи Марии Клавдиевны.
Труды увенчались успехом: премьера прошла блестяще. Летом 1904 года этот спектакль был дан и для платной публики с целью сбора средств «в пользу вдов и сирот воинов, погибших в японскую войну».
Традиции продолжаются
«Семя, брошенное в землю» княгиней Тенишевой, не пропало: театральные традиции, заложенные ею, сегодня не забыты. Они сохраняются и развиваются. Об этом свидетельствует театральный фестиваль-конкурс «Мудрая сова», который ежегодно проводится Историко-архитектурным комплексом «Теремок» в деревне Флёново. Организаторы прежде всего обращают внимание на формирование у детей духовной культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию народа, а также продолжение традиций Тенишевского театра во Флёнове. Это, безусловно, сможет содействовать патриотическому, художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи, что было основополагающим в «системе» М.К. Тенишевой. 20 ноября 2022 году прошёл V театральный фестиваль-конкурс «Мудрая сова». В этом году он посвящён 120-летию со дня открытия самодеятельного театра в сельскохозяйственной школе княгини М.К. Тенишевой. Местом проведения стала сценическая площадка Талашкинского дома культуры. Участники гала-концерта, проходившего в рамках фестиваля, продемонстрировали свои творческие возможности в таких номинациях, как «Художественное слово», «Драматический театр», «Кукольный театр».
Общая тема нынешнего праздника – «Страна Нескучалия», а темы выступлений юные дарования со своими наставниками выбирали сами в соответствие с темами предыдущих театральных фестивалей-конкурсов «Мудрая сова».
Участниками гала-концерта стали воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, студенты средних и высших учебных заведений Смоленска и Смоленской области, участники театральных коллективов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Это и Театр книги Смоленской областной библиотеки для детей и молодёжи им. И.С. Соколова-Микитова; театральные студии «Центр дополнительного образования», «Арлекино» и «Зелёный кот» (г. Смоленск); театральный коллектив «Первые роли» Десногорской городской общественной организации по защите интересов семьи, женщин и детей «Совет женщин города Десногорска»; театральный коллектив «Гном» (г. Десногорск); народный театральный коллектив «Маскарад»; народный коллектив молодёжный театр-студия «Пирамида» (г. Смоленск).
Впервые в «истории» «Мудрой совы» возраст участников (а их было почти 100) не ограничивался. Со сцены звучали поэтические строчки и отрывки из прозаических произведений русских и зарубежных классиков; были представлены спектакли: «Клец-солонец» (по мотивам смоленского фольклора); «Дело было…» (10 невероятных историй по произведениям детских поэтов); «Пеппи – Длинный чулок» А. Линдгрен; «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла; «Багаж» по С.Я. Маршаку; очаровательная сказка «Мешок яблок» по В. Сутееву (которую сыграли юные кукловоды из Десногорска).
Конечно, своим вниманием зрителей и участников фестиваля почтила и сама княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, которую тонко, изящно, с большим чувством вкуса сыграла Ирина Терехова.
Пятилетие театрального фестиваля-конкурса «Мудрая сова» прошло с блеском, подарив всем присутствующим много эмоций, впечатлений, ярких красок, открытий, умения исполнителей создавать узнаваемые образы и проникать в суть исполняемых произведений. Каждый участник получил Диплом Смоленского государственного музея-заповедника и памятные подарки.
Что ж, традиции М.К. Тенишевой продолжаются. До следующего творческого полёта «Мудрой совы»!
Людмила Лисюкова