В Смоленск привезли изобретения Леонардо да Винчи
Интерактивная выставка «Изобретения Леонардо да Винчи» в КВЦ имени Тенишевых – настоящий подарок для любителей технических экспериментов. Практически все представленные здесь модели можно трогать и запускать. Что вполне даёт возможность почувствовать себя испытателем диковинных механизмов, воссозданных по чертежам легендарного Леонардо…
С новыми моделями
Проект «Изобретения Леонардо да Винчи» задуман и осуществлён компанией «Маска времени». Её сотрудники в течение нескольких лет внимательно изучали чертежи с техническими разработками великого итальянца, а затем воссоздали описанные в них механизмы.
– Количество рукописей, которые остались от Леонардо, поражает своей масштабностью, – говорит куратор выставки Дмитрий СУХАРЁНОК. – Ведь речь идёт о нескольких тысячах страниц. Конечно, мы не ставили цель воссоздать все описанные там изобретения – выбирали те, что показались нам наиболее интересными и возможными в воплощении. Кроме того, все они сделаны с учётом транспортировки, поскольку выставка передвижная, и антивандальной прочности, чтобы могли выдержать порыв ребёнка, приводящего механизмы в действие.
К слову, несколько лет назад изобретения Леонардо уже демонстрировались в Смоленске. Однако за это время экспозиция немного видоизменилась за счёт добавления новых экспонатов и модернизации старых. В общем, интересно будет даже тем, кто попадёт на выставку не впервые.
– Мы не стремимся популяризировать имя Леонардо – скорее хотим заинтересовать людей его изобретениями, творчеством, – продолжает Дмитрий Сухарёнок. – То есть расширить их кругозор и привлечь внимание к науке, культуре и искусству вообще. Думаю, что любой человек, познакомившись с разными гранями творчества да Винчи, найдёт для себя интересную тему и, углубляясь в неё, будет просто совершенствоваться.
Раскручивая шестерёнки
Экспозиция построена по принципу «от простого – к сложному». Вначале посетители знакомятся с экспонатами, демонстрирующими отдельные узлы машин. А изучив принцип их работы, переходят к устройствам, созданным на основе их комбинирования.
– В 2019 году исполнилось пятьсот лет со дня смерти Леонардо. Мы отметили этот юбилей созданием нового экспоната, который можно увидеть здесь. Это редуктор, состоящий из множества разновеликих шестерёнок, которые приходят в движение последовательно. Так вот мы подобрали такое количество передач, что если бы кто-то начал вращать ручку в год смерти да Винчи, то очередь до последнего колёсика дошла бы только сейчас. Такой символизм.
Ещё один новый экспонат – двойной храповик. Вы крутите ручку и тем самым заставляете вращаться барабан. Но интересная особенность: вне зависимости от того, в какую сторону крутится ручка, барабан вращается всегда в одном направлении.
– Сам Леонардо хотел использовать этот узел для одного из своих изобретений, связанных с движением по воде. Но что любопытно: по такому же принципу построена работа маятниковых часов, которые появились на несколько веков позже. То есть если бы да Винчи развил свою мысль дальше, то ускорил бы появление механических часов с точным ходом.
Ближе к концу экспозиции – более сложные механизмы: арбалет, скорострельное оружие, летательные аппараты…
И крылья будут
Да Винчи всю свою жизнь буквально грезил идеей полёта. Причём мечтал не только сам подняться в небо, но и научить летать других, дав им механические крылья. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать – и крылья будут!»
Сначала Леонардо пытался усовершенствовать идею простейшего аппарата Дедала и Икара, который летал бы при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека. Но затем дошёл до мысли о том, чтобы построить машину, где пилот сохранит относительную свободу, не будучи прикреплённым к ней. По сути это был уже прообраз аэроплана.
Модель воздушного винта, воссозданная по авторским чертежам в двукратном уменьшении, многие считают прототипом современного вертолёта. На самом деле принцип его работы немного другой.
– Сам Леонардо предполагал использовать свой воздушный винт для научного эксперимента, чтобы проверить одну из своих гипотез. Он считал, что воздух – достаточно плотная среда, и, создав широкие лопасти, можно перемещаться, отталкиваясь от него. На самом деле такая тяжёлая машина вверх не поднимется – это уже доказано. Но направление мысли учёного было правильным. И подтверждение тому – игрушечные вертолёты, которые запускают при помощи раскручивания винта.
Загадка тёмной комнаты
Зеркальная комната – экспонат новый. Леонардо описывал её как восьмигранник из зеркальных стен, который позволяет оглядеть себя со всех сторон.
– У нас в одном из городов, где мы показывали эту выставку, был смешной случай. Я всегда предлагаю во время экскурсии кому-нибудь испытать это изобретение на себе. И вот один мужчина зашёл в комнату и вышел немного расстроенный. Говорит: «Я и не знал, что у меня сзади такая большая лысина».
Камера обскура – тоже комната, только уже без зеркал и света. В переводе с латинского это так и звучит: «тёмная комната». Нельзя сказать, что Леонардо сам её изобрёл – первые упоминания о возникновении изображения на стене затемнённого помещения встречаются ещё в V веке до нашей эры. Этот принцип подробно описал и проанализировал ещё Аристотель.
Любопытно, что Леонардо да Винчи создал свою камеру обскура для написания художественных полотен. В своём «Трактате о живописи» он писал: «Когда изображения освещённых объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень тёмную комнату, вы будете видеть на бумаге все эти объекты в их естественных формах и цветах».
На практике это выглядело так: художник находился внутри камеры, зарисовывая на стене отпечаток происходящего снаружи. Что для больших по размеру полотен было весьма удобно, хотя работать приходилось с перевёрнутым изображением. Леонардо считал, что таким образом можно написать идеальный натюрморт.
Сквозь дымку
Кроме машин, позволяющих оценить масштаб научной мысли великого итальянца, в экспозиции представлены и фоторепродукции его картин. Конечно, мотивацией для посещения выставки любителями живописи это вряд ли послужит, но зато позволяет проиллюстрировать ещё одно направление творческих исканий Леонардо.
Кстати, для современников да Винчи был скорее инженером, чем художником. Да и сам он в своих дневниках признаётся, что иногда занимался живописью только ради заработка – научные разработки привлекали его гораздо больше.
Леонардо отдавал изобразительному искусство не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому его художественное наследие количественно невелико. Однако вклад да Винчи в мировую художественную культуру исключителен. Он осознал, точно описал и воплотил в своих работах новую технику живописи. Он придумал сфумато – лёгкую дымку, смягчающую световые контрасты и линии, что придавало изображениям большую реалистичность. В своём «Трактате о живописи» первым объяснил, почему небо синее.
Интересно, но и к изобразительному искусству Леонардо подходил со всей скрупулёзностью ученого, считая, что и там «практика должна быть основана на хорошем знании теории». Необходимость углублённого изучения изображаемых предметов побуждала художника все свои наблюдения заносить в записную книжку, которую он постоянно носил при себе. К концу жизни таких книжек набралось порядка 120. Рисунки, чертежи, эскизы сопровождаются в них краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела, дополненными философскими рассуждениями, аллегориями и баснями. К сожалению, многое до сих пор так и не расшифровано…
Интерактивная выставка «Изобретения Леонардо да Винчи» будет работать до 20 ноября.
Ольга Суркова