Кино-кода Led Zeppelin
Наблюдения Сергея Муханова за первым и единственным киноконцертом легендарной группы в Смоленске.Сильный концерт, чего там. Для шестидесятилетних людей, коими являются эти культовые музыканты – за гранью возможностей. Тем не менее, они это сделали, хоть и не знаю, как. После фильма не мог уснуть до четырёх утра, однако понравилось далеко не всё, о чём и речь.
Двухчасовой фильм-концерт выявил недостатки Led Zeppelin, о которых как-то всегда стесняются говорить: слабость музыкального материала, «куцесть» звукоряда. Если так можно выразиться, у Led Zeppelin всегда не хватало на сцене одного инструмента. По этой части Deep Purple легко затыкали их за пояс – там, помимо дивного Блэкмора, играл ещё гениальный Лорд. У «цеппелинов» эпизодическими клавишами заправлял старательный Джон-Пол Джонс, демонстрируя уровень учащегося ДМШ. Джонс – отменный басист (Celebration Day это подтвердил), но в остальном звучание LZ всегда, всегда провисает. Оно слишком камерное, и таковым осталось.
Обыгрывание дедом-Пейджем риффов далеко не так интересно, как можно представить. «Гитарная» музыка Led Zeppelin давно устарела морально, за исключением подлинно великих вещей, вроде Since I"ve Been Loving You, какие можно перечесть по пальцам.
Я бы сказал, что концерт затянут. Именно потому что изначально, при рождении, исключительно затянуты пьесы, составившие его основу. Это и Black Dog, и In My Time of Dying, и Trampled Under Foot, и Nobody"s Fault But Mine, и The Song Remains the Same, и Misty Mountain Hop. Всё это можно подать короче и тем самым эффектнее. Никогда не понимал, почему, например, можно менять структуру Dazed and Confused, но нельзя сыграть всего две части Black Dog вместо имеющихся на диске пяти. (Обратите внимание, как выигрышно смотрится трейлер к фильму, где «Пёс» длится около полутора минут.).
В этот вечер очень сильно прозвучала In My Time of Dying . Музыканты находятся в том возрасте, когда тема собственной смерти поднимается уже не очень охотно, тем не менее, Плант прокричал о ней так, что просто мороз по коже. Ребята поддержали его отменным грохотом своих инструментов.
Главным разочарованием фильма-концерта стала Since I"ve Been Loving You. Знаете, если есть сомнения в возможности достойно исполнить её, то есть два варианта: не петь совсем (хотя со всеми прочими номерами Плант вполне справился) или поберечь под эту песню силы, отказавшись, например, от трёх-четырёх пьес, вроде Trampled Under Foot.
Кстати, чем унылей материал, тем замечательнее коды в этом выступлении. Бонэм-младший оказался очень мощным барабанщиком. Даже я похудел килограмма на два, глядя, как он молотит.
Самое сильное впечатление: «Кашмир». Не хуже, чем на канонической записи. Трудно поверить, что трое музыкантов обеспечили такой мощный звук. Думается, за сценой трудилась целая бригада звукорежиссёров. Волшебно прозвучала пьеса No Quarter.
О концерте в целом. Чувствовалось, что люди вышли играть музыку, а не делать шоу. Не было общепринятых атрибутов больших концертов: фейерверков, выдвигающихся сцен, переодеваний. Не стали устраивать даже акустический сет, когда музыканты усаживаются на табуреты и играют «акустику» – мы получили два часа непрерывного молотилова.
Возможности большого экрана позади музыкантов использовались вполсилы, на мой взгляд. Зато находкой стало использование «концертной» подсветки в самом кинотеатре: в «Современнике» вовсю крутились прожектора, вызывая эффект присутствия в партере.
Стал бы я смотреть фильм ещё раз? Конечно! Особенно – на большом экране! Вообще, атмосфера в зале была особенная, ощущалась сопричастность к чему-то большому, значимому. Кто бы мог подумать, что я в провинциальном Смоленске доживу до мировой премьеры, связанной с Led Zeppelin?!