Мария Потапова: Отпуск – самое время пленэра

Фото: © из личного архива Марии ПОТАПОВОЙ

Культура

Мария Потапова: Отпуск – самое время пленэра

28 октября 2022 года в 12:12

Выставка живописных и графических работ смоленского художника Марии ПОТАПОВОЙ «Время пленэра» с успехом прошла в областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского. В книге отзывов – одни восторги, что вообще-то неудивительно. Во-первых, художник действительно талантлив: в её работах смелость первооткрывателя и осторожность посвящённого, умение не только выстроить композиционно выверенный сюжет, но наполнить его жизнью, передать сам дух места, его энергетику. А во-вторых, сама тема путешествий – это всегда эмоции и впечатления. И неважно, о чём речь: о знакомом почти до каждого камешка Санкт-Петербурге или пока ещё не открытом тобой Байкале…

Таинство творения

– Для меня время пленэра – это 28 календарных дней в году, положенных на отпуск. Поскольку я работаю, у меня есть только этот месяц, чтобы поехать куда-то и порисовать основательно.

Я люблю работать на пленэре. Для меня это действительно отпуск. Для меня рисование – отдых, эмоциональная подпитка. Если долго куда-то не выезжаю, чувствую, что моя внутренняя батарейка не заряжается…

– Судя по работам на этой выставке, сейчас батарейка заряжена полностью…

– Да. Я планировала эту выставку как отчёт за 2022 год, потому что в мае – июне мне удалось побывать на двух больших организованных пленэрах: «Русская Атлантида» в Санкт-Петербурге и «Краски Сибири» на Байкале. Работы, привезённые оттуда, – основная часть экспозиции, дополненной несколькими графическими листами из поездок в Египет, Турцию, Испанию и пленэра «У истоков Днепра».

– Замечу, что работы, представленные в качестве дополнения, тоже весьма нетривиальны. Полностью согласна с автором восторженного отзыва, написавшего, что ваша картина со Сфинксом в Египте – просто космос…

– Это работа прошлого года, но я выставляла её впервые.

В Египте было очень жарко. Прямой палящий солнечный свет, и практически совсем нет тени. Поэтому работать было сложно. Но цвет я сразу поймала, какой-то верещагинский контраст: голубое небо и золотой песок – меня просто покорила эта цветовая фантастика. Получилась некая стилизация: тёмные силуэты на переднем плане и более мягкие тона на заднем.

– Скала невероятная – на её фоне даже Сфинкс не так монументален…

– Так и было задумано, потому что Сфинкс – творение рук человеческих, а скала – монолит, из которого брали для него материал.

– И здесь природа тоже поработала скульптором…

– Да, потому что скала тоже рельефна, и в ней можно разглядеть какой-то образ. Вот и получилось, что здесь смотрят друг на друга два исполина: один – творение рук человека, другой – природы.

– И природный глядит немного свысока, словно посмеиваясь над попытками человека приблизиться к таинству творения…

– Я очень хочу продолжить эту серию. Думаю, что обязательно ещё вернусь к египетской теме, потому что материала много. Но из-за жары я делала в основном лишь зарисовки, которые необходимо доработать.

За стенами лавры

– От Сфинкса в пустыне Гиза перейдём к его собратьям на набережной Невы…

– Это триптих из выездов в город. Он был написан за два дня и получился таким лёгким, отчасти непроработанным – я в большей степени сохранила основу самой бумаги. Сам Питер серый, и бумага ему в тон – по-моему, получилось очень колоритно.

– Мне кажется, здесь совершенно точно пойман дух города. Он, конечно, красив в любую погоду, но такие бессолнечные дни ему особенно к лицу…

– В такие дни природа как будто оттеняет цвет самого города, ещё больше внимания привлекая к архитектуре. В нём удивительным образом так гармонично уживается контраст суровой северной стихии и рукотворной красоты. И работы получились динамичными: в них есть движение, воздух.

Я до этого пленэра в Санкт-Петербурге никогда не работала. Приезжала несколько раз к друзьям на пару дней, но без этюдника. А целых десять дней рисовать – это просто подарок. Тем более что жили мы на территории Александро-Невской лавры в настоящих кельях.

Правда, было холодно – всего шесть градусов. И очень сильный ветер: так задувало, что мы прятались за стенами или в арочных пролётах, чтобы нас не уносило. Поэтому большая часть работ написана на территории самой лавры. Но там действительно много интересного.

Вот моя особая любовь – Никольское кладбище. Мне там было очень комфортно работать: такая тишина, спокойствие, птицы поют, и нет сильного ветра. Плюс сами формы могильных плит, надгробий необычные, хотя большинство уже полуразрушены. Мне кажется, и в работах эти пейзажи не производят гнетущего впечатления – наоборот, хочется прийти и прикоснуться к этой истории.

К тому же мне было интересно посмотреть на всё это через природу. С одной стороны – храмы, архитектура, а с другой – природа как самостоятельный участник этого сюжета. И получились такие ритмы…

Фото: © из личного архива Марии ПОТАПОВОЙ

– Это очень по-философски. Невольно тянет к рассуждениям о взаимоотношениях живого и неживого, о бесконечной цикличности перехода материи из одного состояния в другое…

– В общем, на этот раз Питер оказался для меня каким-то нестандартным…

– Но это же здорово: увидеть и показать не парадный город, а тот, что открывается лишь тому, кто умеет его почувствовать…

– Кроме того, я последнее время работала в основном маслом, а тут решила делать графику и не прогадала. Более того – поняла, что буду опять возвращаться к графике, совершенствоваться в этом материале. Может быть, больше внимания уделять цвету. Потому что здесь у меня получилась довольно ограниченная палитра и все акценты в основном за счёт туши, тонированной бумаги, высветления каких-то пятен…

Звуки ветра

– Зато живописные работы с пленэра на Байкале – просто буйство красок…

– На Байкале я тоже собиралась работать в графике. Но сделала только три листа и перешла на живопись, поскольку цвета местной природы меня покорили. Там очень много простора, света, поэтому хотелось писать широко. Что для меня не очень характерно, потому что обычно я в каких-то деталях ковыряюсь.

Мы жили в посёлке Хужир на Ольхоне. Я ожидала, что будет больше лесов, но там такие продуваемые ветром просторы. Лесополоса есть только в глубине острова, а у береговой линии деревьев очень мало.

А ещё, когда мне говорили, что будем жить на острове, я представляла, что с любой его точки можно покрутиться на месте и везде будет виден Байкал. Но Ольхон оказался настолько огромен, что почувствовать себя в окружении воды я смогла только на Огое. Это очень крутое ощущение – словами и не передашь.

Байкал – необычное место, там всё овеяно легендами…

– И нам удалось проникнуться его атмосферой, где история переплетается с поверьями и сказками.

Вот, например, скала Шаманка – она есть на многих моих работах. Это священное место, где когда-то совершались культовые жертвоприношения духу хозяина острова, хоронили шаманов. И когда неподалёку проезжала повозка, лошадям на ноги надевали мешочки, чтобы копыта не стучали – не тревожили землю и дух шаманов. По поверьям, обычным людям к этому месту лучше не приближаться. Там даже предупреждающие таблички стоят: не шумите, не сквернословьте, думайте только о хорошем…

А ещё внутри этой скалы есть какие-то пустоты и пещеры, и ветер, задувая туда, создаёт звуки, похожие на камлание шамана. В общем, мне было ужасно любопытно, и я, несмотря на запрет, всё-таки спустилась к Шаманке. Сидела на камнях, прислушиваясь к завыванию ветра.

С этюдником, правда, я туда уже не дошла – писала Шаманку со стороны пляжа. Хотя это тоже отдельная экстремальная история: работать под дождём, потом пытаясь по мокрым камням забраться на скалу. Можно сказать, я экспериментировала с искусством и собственным здоровьем.

Фото: © из личного архива Марии ПОТАПОВОЙ

– По крайней мере, результат эксперимента с живописью впечатляет!..

– Хотя погода нас не баловала. Было не по-летнему холодно и очень ветрено. А все смотровые виды – с высокой точки, где ветер тебя просто сдувает. И я ещё экстремалила, чтобы найти ракурс поинтереснее.

Впрочем, никакие трудности мне не испортили впечатлений от Байкала. Уверена, что я обязательно туда вернусь. Потому что это такое особое место, где стоит один раз побывать, и оно тебя уже не отпустит.

На Байкале есть такое поверье: если ты что-то берёшь с собой, надо оставить что-то взамен. Мы оставили там часть своих пленэрных работ, а увезли незабываемые впечатления и надежду на скорую встречу…

Ольга Суркова

Вязьма готовится провести международный театральный фестиваль имени Анатолия Папанова
В Смоленске открылась художественная выставка «Хобби»