Загадки «рогатого» Сталина
Небольшой деревянный бюст вождя Конёнков создал уже после 1945 года. К этому моменту он уже признанный мастер психологического портрета – на его счету портреты Мусоргского и Баха, Достоевского и Паганини. И ни одной более или менее значимой скульптуры, посвящённой политическим деятелям или руководителям молодого Советского государства.В 1945 году по личному приказанию Сталина был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевозят из Америки, где он с супругой Маргаритой Воронцовой прожил 22 года, в СССР. И, по всей видимости, этот бюст становится первой большой работой скульптора по возвращении на Родину.
Русский Роден
Сам бюст, выполненный из дерева, по мнению некоторых исследователей, выглядит неестественно игрушечным, даже муляжным. Небольшие размеры статичной композиции, красные губы, легкий тон гладкого лица создают у зрителя это навязчивое впечатление. «Конёнков, виртуозно владевший материалом, в этой работе как будто низводит самого себя на уровень старательного ремесленника, создающего традиционный лубочный образец», – считает заместитель директора по науке Смоленского государственного музея-заповедника Наталья ВОСТРИКОВА.
Чем же тогда интересна эта работа? Надписью на многогранном основании бюста, вырезанной рукой Конёнкова: «Сын Бога Навуходоносор-Сталин - Иез. 26.1-16 29. 17-20 ИС. 19.1-04. Ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство силу и славу Дан. 21-37».
Введение надписей в скульптуру – прием редкий, но лубок без надписи почти не встречается. Кроме того, именно эта надпись позволяет «прочесть» скульптуру в целом. Сразу заметим, то прямое соотнесение имён библейского царя вавилонского Навуходоносора и Сталина вряд ли было случайным. И делает это Конёнков не впервые.
Ещё будучи в Америке, в 1940 году скульптор написал вождю три письма, в которых предупреждал о возможном нападении Германии на Советский Союз. Некоторые исследователи даже называют их пророческими. Но интересно даже не это. В этих письмах Конёнков прямо сравнивает Сталина с вавилонским царём.
«Я прилагаю здесь фотографию, на которой Вам наглядно будет видно, где вскоре произойдёт атака на С.С.С.Р. «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья»… Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, представлены как символ в книге пророка Исаiи. Так тоже и Навуходоносор в Св. Писании есть фигурой на Вас. То, что делал Навуходоносор там, – Вы выполняете тут. Например, Навуходоносор размышлял, куда ему идти на Iерусалим или на сынов Аммоновых – и пошел вправо – на Iерусалим. Так и Вы не пошли на Японию (сынов Аммоновых), а пошли и пойдете на Iерусалим – номинальное христианство. – Iезик. 21:19-22» (дословная цитата, орфография автора сохранена. – Прим. ред.).
Навуходоносор действительно неоднократно упоминается в Библии как великий, но жестокий полководец, разграбивший и разрушивший Иерусалимский храм. Однако признавший в конце концов бога евреев «богом богов», как говорится в Книге Даниила.
Два полководца
Конёнков в надписи на бюсте (в виде букв и цифр зашифровывая прямые цитаты из Ветхого Завета) цитирует и Книгу Даниила, и два очень сложных библейских текста – Книгу пророка Иезекииля и Книгу пророка Исайи.
«Ибо так говорит Господь Бог: вот Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском и с многочисленным народом, – говорится в главе 26 Книги пророка Иезекииля. – И разграбят богатство твоё, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».
Из этой цитаты следует, что Навуходоносор выступает в роли «меча божьего», карающего за гордость и самовозвеличивание целые народы. Ссылка на Книгу пророка Исайи лишь усиливает эту мысль: «И предам египтян в руки властителя жестокого и свирепого царя».
Ошибка со смыслом
Но ключом к пониманию всего текста, по мнению Натальи Востриковой, является вторая строка надписи на портрете: «Ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство силу и славу Дан. 21-37». Это слегка видоизменённая цитата из знаменитой Книги пророка Даниила, откуда взята история о взятии Иерусалимского храма и трёх праведных отроках. В своей цитате Конёнков опустил, возможно не случайно, одно слово – «власть».
Необычно и то, что, цитируя Книгу Даниила, скульптор нарушил традиционную схему ссылок на библейские тексты, которую соблюдал ранее. «В связи с этим простая комбинация 21-37 может читаться в нескольких вариантах: либо как глава 2, стихи 1-37, либо просто как стих 21-37, – пояснила Наталья Вострикова. – Но в Книге Даниила стих под номером 37 встречается только дважды: в главе второй и в главе одиннадцатой, где этот стих звучит почти страшно: «И о богах отцов своих он не помыслит и ни желания жён, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех». Кстати, если присмотреться к бюсту повнимательнее, то на голове у вождя можно заметить небольшие рожки.
Конечно, это всего лишь версия, у которой есть аргументы и «за», и «против». Но именно в этом и заключается любопытнейшая загадка, которую нам оставил Конёнков.
КСТАТИ
В 1912 году скульптор посещает Грецию и Египет. В это время он работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес становится воплощением стихийных сил природы, символом красоты.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923-го они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства.
Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на Родину состоялось только через 22 года. Основное место жительства и работы в этот период – Нью-Йорк.
К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, Апокалипсиса. Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям.