Последнее лето детства
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка работ художника Николая Дмитриева (1933–1948 гг.). Талантливого мальчика, которому прочили большое будущее в изобразительном искусстве. Мальчика, ставшего прототипом главного героя повести Льва Кассиля «Ранний восход»…
Искусство – жизнь
– Конечно, как всякое художественное произведение, эта книга не без литературного вымысла, но она именно про Колю,
– говорит племянник художника Николай ГИППИУС. – В середине прошлого века она была довольно популярна у советских подростков, поэтому, возможно, кто-то из смолян знаком с Колей по ней. Хотя для большинства его имя станет открытием.
Биография Николая Дмитриева умещается всего в несколько строк. Родился 9 марта 1933 года в семье художников по текстилю Натальи Николаевны и Фёдора Николаевича Дмитриевых. Родители рано заметили незаурядные способности мальчика к рисованию и делали всё возможное, чтобы развить их. В 11 лет Коля стал посещать изостудию при районном Доме пионеров, а в 13 успешно сдал конкурсные экзамены в московскую среднюю художественную школу имени В.И. Сурикова. В августе 1948 года погиб в результате несчастного случая…
Пятнадцать лет жизни и всего пара-тройка лет активного творчества. А между тем работы Николая Дмитриева сложно назвать детскими или ученическими. В них, безусловно, чувствуется рука мастера и собственная манера, свой почерк. От детства там разве что умение автора смотреть на мир широко открытыми глазами, радуясь каждому дню и подмечая удивительное в обыденном. И потому его работы так эмоциональны и живы.
«Искусство твоё так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твоё и есть сама жизнь» – такую запись в книге отзывов оставила скульптор Вера Мухина, побывавшая на одной из первых посмертных выставок автора. Пожалуй, с этими словами трудно не согласиться.
Ранний рассвет
Так получилось, что все выставки работ Коли Дмитриева были именно посмертными. Сам мальчик никогда не считал своё творчество особенно выдающимся – часто был недоволен собой, что подталкивало его к постоянному поиску интересных цветовых и композиционных решений, новых выразительных средств.
Его наставницей и педагогом в школе имени В.И. Сурикова была Антонина Сергеева – ученица Валентина Серова, одного из самых любимых художников мальчика. Кстати, позже Колю не раз сравнивали именно с ним, проча юноше столь же значительное место в ряду знаменитых и талантливых.
Территориально школа находилась рядом с Третьяковской галереей, и мальчик частенько туда захаживал, о чём потом писал в своём дневнике. «Утром побежал в Третьяковку. Ещё раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова… Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях…»
Так он рос и совершенствовался в своём мастерстве, глядя на полотна великих, следуя советам педагогов и развивая заложенное природой и родителями.
– Вклад моих бабушки и дедушки в развитие Коли был огромен, – считает Николай Гиппиус. – Они чутко чувствовали незаурядный талант сына и всячески его пестовали. В частности, они предложили мальчику рисовать на крошечных листках бумаги, и оказалось, что это очень дисциплинирует и помогает ребёнку справиться с задачей композиции.
Последнее своё лето Коля провёл в деревне Репинка в Тверской области. Оттуда родом была помощница по хозяйству в семье Дмитриевых, которая и предложила им вывезти детей на природу. Пожалуй, это были самые плодотворные для юного художника месяцы. Там он создаст около ста пятидесяти своих последних акварелей и рисунков – тех, что на долгие годы переживут своего автора.
– Потом бабушка с дедушкой рассказывали: когда тело Коли привезли в Москву, гроб стоял в комнате, а они стали разбирать последние рисунки сына и вешать их на стену, – продолжает Николай Гиппиус. – Получилась такая импровизированная выставка – совершенно спонтанная. И, наверное, уже тогда стало ясно, что эти работы надо показывать. Может быть, выставки, организованные ими, и помогли родителям как-то справиться с горем.
Первая выставка открылась через год после смерти Николая Дмитриева в Центральном доме работников искусств в Москве. И писатель Лев Кассиль был настолько потрясён увиденным, что решил написать о мальчике книгу. Это произведение «Ранний рассвет. Повесть о юном художнике» вышло в свет в 1953 году.
По впечатлениям
Инициатором организации выставки работ Коли Дмитриева в Смоленске стала работник КВЦ имени Тенишевых Любовь ИГНАТОВА, которая случайно увидела его акварели в Абрамцево.
– Меня зацепили его работы, – признаётся Любовь Игнатова. – Удивительно, как пятнадцатилетний ребёнок мог так точно передать всю гамму красок и эмоций. Это особенно чувствуется в его последних акварелях, написанных в деревне. Они очень душевные. И лето на них можно не только увидеть, но и почувствовать в запахе трав, дуновении ветерка. Ты как будто сам находишься в том месте, что изображено на бумаге.
В экспозиции выставки в Смоленске представлены 180 работ. Это карандашные рисунки, акварели, этюды, наброски. Сюжеты самые простые: портреты близких и знакомых, бытовые сценки, иллюстрации к художественным произведениям, городские и деревенские пейзажи…
– Как объясняла мне бабушка, в то время милиция запрещала рисовать на улицах Москвы, – замечает Николай Гиппиус. – Поэтому большинство зарисовок сделано дома – по памяти и впечатлениям. То есть человек шёл, что-то видел, потом приходил домой и рисовал. Поражает, насколько точными получились эти рисунки. То, что четырнадцатилетний мальчик смог в лицах отразить характеры. Вот «Сцена в аптеке» или «Разговор на кухне». Присмотритесь – здесь же про каждого из персонажей можно целую историю сочинить.
Много работ посвящено семье. Мама, папа, младшая сестра Катя. Бабушка Евдокия Константиновна Рукавишникова – кстати, дочь двоюродной сестры известного мецената Саввы Морозова. Дядя Лёва, с которым Коля ходил в Большой театр. И автопортрет, который так и остался незаконченным – что-то в нём не понравилось автору…
– Я не специалист в живописи, но многие эксперты высоко оценивают работы Коли, отмечая в них недетский уровень, – продолжает Николай Гиппиус. – И совершенно удивительно, что в столь юном возрасте он мог так глубоко проникнуть в суть вещей, в тонкости человеческой психологии. В плане эмоционального восприятия эти работы необыкновенно хороши. Потому что они очень живые. Там техника фантастическая, но она не видна – всё выглядит гармонично.
По мнению художника Игоря Грабаря, в рисунках и акварелях Коли Дмитриева каждый раз можно находить новое очарование, поскольку здесь мастерство взрослого человека неразрывно связано с непосредственностью детского восприятия. Убедиться в этом может каждый желающий до 31 августа.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова