Двухэтажными бывают не только дома…
Через неделю, 19 сентября, премьерой сказки Андерсена "Пастушка и Трубочист" открывает очередной 72-й сезон Смоленский государственный театр кукол имени Д.Н. Светильникова. Постановщик - главный режиссёр театра Виктор САВИН. Новый спектакль – всегда событие. А для Виктора Ивановича – это праздник вдвойне. В нынешнем году ровно 25 лет, как он принял на себя художественное руководство театром.Виктор Савин – профессионал-кукольник, выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская театральная академия). В 1996 году в Смоленском колледже искусств он выпустил первый экспериментальный актёрский курс. И сразу же по окончании колледжа большинство его питомцев продолжили образование в Санкт-Петербурге и назад в Смоленск не возвратились. В нашем театре кукол, который до ноября прошлого года не имел своей сцены и существовал исключительно как передвижной, из того звёздного курса остались лишь двое – Роман Арсеньев и Светлана Булыкина.
Мы разговариваем с Виктором Ивановичем в новеньком репетиционном зале, который, по сути, и есть рабочий кабинет главного режиссёра.
- Впервые я приехал в Смоленск 1 марта 1984 года, - вспоминает режиссёр. – В тот год заканчивал институт, оставались только государственные экзамены. А преддипломную стажировку проходил в Мурманске. Поставил там два спектакля в театре кукол. Получил приглашение работать. Была вакансия и в Смоленском театре, причём обещали дать жильё. Представляете, ранней весной оказаться в Смоленске? Это после Мурманска, где ещё всё заснежено, сугробы, чуть ли не полярная ночь… А здесь солнце, капель! И так хорошо мне стало, что я выбрал Смоленский театр кукол.
Находился театр на Соборном дворе, что, ясное дело, особого впечатления на меня не произвело. Но в обкоме партии, где, как сейчас помню, встретили меня приветливо, представили Игорю Викторовичу Григорьеву и заверили, что года через три всё будет: подыщут здание, будет своя сцена.
Но, как говорится, человек предполагает… Город наш единственный в своём роде, где столько времени не было театра для детей. А в прошлом году наконец появилась своя маленькая сцена. Конечно, такой зальчик, как теперь у нас, трудно расценить как большое достижение. Однако занавес появился, словом, какая-то театральная атмосфера.
Согласно проекту, предполагается реконструкция всего здания. Но это, как показывает опыт, может растянуться на десятки лет. А вот если бы буквально на четыре метра углубить сцену и, пристроив коробку, поднять её до второго этажа – можно было бы сделать колосники для смены декораций. Тогда, безусловно, у нас было бы больше возможностей.
- Открываетесь вы сказкой "Пастушка и Трубочист". Спектакль очень остроумно придуман. В конце сезона я смотрела сдачу и скажу: он получился многоплановым, адресованным разновозрастной зрительской аудитории.
- Между прочим, Андерсен специально для детей сказок и не писал. Его сказки всегда предполагали второй план. Он сам их называл двухэтажными, то есть рассчитанными и на детей, и на взрослых. Дети воспринимают их чисто визуально. Заложенная в них философия, конечно же, гораздо глубже детского понимания. Впрочем, и в "Курочке Рябе", да и в других кукольных спектаклях всегда имеется второй план. А то ведь неинтересно смотреть!
- Взрослых иногда спектакль захватывает даже больше, чем детей. Не раз наблюдала моменты, когда ребёнок по младости лет не воспринимает спектакль, а мама до последнего медлит и не уходит, потому что ей самой интересно! Продавая билеты, надо ориентировать родителей, для какого возраста тот или иной спектакль.
- Честно говоря, я удивляюсь, когда в театр приводят совсем маленьких ребятишек, зачастую не старше полутора лет, в колясках. С такими малышами можно разве что поиграть, как в детском саду, а спектакли им рано смотреть. Я бывал в Нижневартовске, так там в театре оборудована специальная гостиная для малышей. Пока родители смотрят спектакль, актёры играют с детьми.
- Виктор Иванович, знаю, что у вас есть опыт работы с ростовыми куклами. У себя в театре не собираетесь что-нибудь подобное поставить?
- Параметры нашей сцены и единственный выход, который у нас есть, не позволяют экспериментировать. Спектакли с ростовыми куклами я ставил в "Губернском", где сцена нормальных размеров. Там я поставил "Шрека". Это был совместный проект смоленский и петербургский. Спектакль прокатывали по всей России.
- А сказку "Золотой ключик" когда мы увидим?
- Следующая после "Пастушки" премьера у нас для взрослых - "Мнимый больной" Мольера, который репетирует Галина Карбовничая. А работа над "Золотым ключиком" начнётся, как только освободятся цеха. Думаю, выпустим его не раньше Нового года. Спектакль уже придуман, мы с художником-постановщиком Светланой Долгиной в деталях его обсудили. Как и в "Пастушке", там тоже будут использоваться самые разнообразные куклы. Работа интересная, кукол много.
- В юбилейный для вас год не могу не спросить о дальнейших планах...
- Хочется поставить пушкинские "Сказку о попе и его работнике Балде" и "Золотую рыбку". Хочется набрать актёрский курс в институте искусств. Возможно, на следующий год смогу это осуществить. В новом сезоне у нас появились две новые молодые актрисы – выпускницы 2009 года. Пока я дал им задание отсмотреть репертуар, подумать, что бы хотели играть. А когда определятся, я проведу с ними репетицию. Пусть учатся у опытных актёров. Когда-то в Академии художеств существовала такая практика: на первом курсе студенты копировали великих мастеров.
- Думаю, не одна я помню ваши потрясающие концертные миниатюры для взрослых с участием Людмилы Удаловой, Алексея Ефимова. Нет намерения поставить что-либо подобное?
- Мне интересно и программу по поэмам Твардовского подготовить с куклами. Но не всё сразу.
- Ну что ж, будем ждать новых двухэтажных сказок. И ещё раз поздравляю с творческим юбилеем!