И в разруху думали о культуре
Как бы ни оценивалась сегодня Октябрьская революция, надо отдать должное новой власти, которая сразу же активно начала проводить в жизнь многие декреты и постановления, касающиеся культуры. В этом отношении для Смоленщины показателен 1919 год, когда шла ещё Гражданская война и в стране была разруха. Однако первые культурные мероприятия наблюдаются по документам уже в 1918 году. Ведущая роль в культурном строительстве принадлежала дореволюционной интеллигенции, несмотря на то, что нередко командовали ею невежественные партийные руководители. Достаточно упомянуть здесь М.И. Погодина, педагога, краеведа, этнографа, музейного работника, земского деятеля, который помог выйти в люди крестьянскому пареньку Михаилу Исаковскому, будущему поэту-песеннику. И таких людей в губернии было немало. Они всеми силами стремились сохранить лучшее из наследия прошлого. Посмотрим, что говорят об этом архивные документы.4 апреля 1919 года вышло постановление губоно о музеях и охране памятников искусства.
В октябре 1918 года создана народная консерватория. Деятельность её видна из августовского отчёта совета народной консерватории. Смоленская народная консерватория основана по инициативе местного подотдела оркестрантов, внешкольного подотдела городского совета народного образования и группы местных музыкантов-специалистов, которыми и выработана программа и конституция народной консерватории. Насколько велика была потребность в ней, свидетельствует то обстоятельство, что для приёма поступило свыше тысячи прошений... Совет консерватории стремится как можно чаще давать учащимся слушать музыку. С этой целью еженедельно устраивались для учащихся концерты, которым предшествовали краткие биографические сведения об исполняемых композиторах. Таких концертов в стенах консерватории было дано семь. С 30 марта эти концерты переносятся во Дворец труда, чтобы посещать их имели возможность широкие массы рабочих и красноармейцев. Началу концерта предшествует лекция. Кроме того, консерваторией дано было пять летучих концертов в селениях: Новый Двор, Талашкино, Кощино, Вонлярово и Кардымово. Летучие концерты предшествуются также лекцией. Всего бесплатных концертов дано 23. Задача консерватории — насаждение музыкального просвещения в рабочей среде, а также подготовка специалистов-регентов, которые в течение трехлетнего курса должны ознакомиться со всеми деталями техники управления хором и составлением программ для народных концертов. Особое внимание обращается на изучение ими русской народной и художественной песни.
Об открытии в Смоленске художественного музея говорится в корреспонденции quot;Известий Смоленского Советаquot; от 20 сентября 1919 года: quot;Губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников старины и искусства в помещении подотдела (здание бывшего губернского земства) открыт музей картин. (В настоящее время – здание горсовета. – Прим. авт.). Открытие этого музея – крупное культурное приобретение для Смоленска... Большинство находящихся в музее картин и других предметов искусства собрано подотделом из разных мест Смоленской губернии, преимущественно из помещичьих усадеб, где им угрожала опасность расхищения и гибели. В музее имеются произведения русских художников Маковского, Шишкина, Пастернака, братьев Александра и Альберта Бенуа, Малютина, Рериха, Стеллецкого, Ходовецкого (мастер начала прошлого столетия) и других. Среди работ заграничных художников есть имена Тенирса (старинный голландский мастер), Штеска (немецкий художник), Брандта (польский художник прошлого столетия) и многих других. Имеется несколько работ, принадлежащих кисти неизвестных мастеров... Посещается музей очень слабо — заходят местные художники и любители искусства, обозреватели из массы совершенно отсутствуют. Это можно объяснить тем, что о музее мало ещё кто знает. Между тем посетить музей нужно рекомендовать каждому, такие музеи в провинции редкость, и Смоленск случайно оказался в этом отношении счастливее других. Подотдел по делам музеев должен приложить все усилия, чтобы привлечь в музей как можно больше посетителей-массовиковquot;.
Тогда же в губернии было создано несколько секций, работа которых видна из отчёта подотдела искусств с октября 1919 г. по январь 1920 г. О театральной секции. quot;Разработав в начале октября план организации при подотделе искусств мастерских: костюмерно-прокатной, костюмерно-производственной, декоративной, бутафорской и мастерской по изготовлению грима театральная секция, войдя в соглашение с Союзом работников искусств, работали над созданием в Смоленске первого пролетарского государственного театра. 27 декабря 1919 г. состоялось открытие названного театра, а на 1 января 1920 г. всего в театре дано было спектаклей драматических – два, оперных — два, всего четыреquot;.
В октябре 1919 г. была организована фотокиносекция. О ней в отчёте сказано: quot;1. Фотокиносекция снабжает уездные кинотеатры, отпуская в прокат из имеющейся при секции фильмотеки кинофильмы. 2. Устраивает сеансы бесплатные для красноармейцев гарнизона г. Смоленска. 3. Секцией в начале декабря произведён учет фотосырья и фотофабрикатов в городе. Соответствующее распоряжение сделано и по губернии, из некоторых уездов уже начали поступать сведения по фотоделу. Учёт сырья фотофабрикатов произведён с целью создания фотографического кабинета при фотокиносекцииquot;.
И о секции детского творчества. Она была создана 15 сентября 1919 г. quot;Задачи секции — теоретическая разработка вопросов эстетического воспитания в обновлённой школе, организация показательных спектаклей, выставок, мастерских и т.п., а также всемерная помощь школам в этой области, если начинания школы не расходятся коренным образом со взглядами секции. Полагая, что работа секции должна протекать при живом и непосредственном участии школьных работников, секцией был организован для них ряд докладов, бесед и лекций по вопросам эстетического воспитанияquot;.
Как видим, для основной массы неграмотных и малограмотных жителей Смоленщины, особенно подрастающего поколения, эти первые начинания по культурному строительству имели огромное значение, объективную оценку которому дало время.