Культура

Николай Коншин, первый красный генерал

11 сентября 2012 года в 14:11
Центральное телевидение завершило показ четырёхсерийного документального цикла «Генералы против генералов». Его герои – генералы царской и белой армии, в разное время перешедшие на сторону советской власти. Смолянам этот фильм может быть особенно интересен тем, что в одной из главных ролей снялся актёр нашего драматического театра, заслуженный артист России Николай Коншин.

Герой Коншина – «первый красный генерал» Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, старший брат секретаря Ленина Бонч-Бруевича. Мы встретились с Николаем Коншиным и попросили рассказать о его киноработе.

– Фильм сделан в жанре документально-постановочного кино, – говорит Николай Сергеевич. – Михаилу Дмитриевичу Бонч-Бруевичу посвящена первая серия картины. Мой герой находится в кадре, там всё время происходит какая-то жизнь – он рассматривает карты, отдаёт приказы и так далее, а его голос, читающий дневники, звучит за кадром. Общей фигурой, связывающей все четыре серии, является рассказчик, это популярный актёр Даниил Страхов.

После революции множество царских генералов оказалось на стороне красных. Часто они были вынуждены примыкать к ним под угрозой расстрела родственников, поскольку брали в заложники их семьи. Другие, меньшая часть, переходили по идеологическим соображениям. Были страшные столкновения, страшные! Михаил Дмитриевич описывает, как убили генерала Духонина#8194;– пьяная матросня подняла его на штыки, а ведь они были большими друзьями, вместе учились… Дневники Бонч-Бруевича звучат в фильме.

– Как режиссёр определял характер вашей роли? Кто ему был нужен?

– Ему был нужен человек, у которого на лице написано, что да, это генерал! У нас сегодня стереотип в обществе: белый генерал – значит, белая кость, лицо должно быть каким-то особенным. Хотя у Михаила Дмитриевича – я посмотрел по фотографиям – очень простое лицо, немножко восточного типа…

– Так каким был настоящий Бонч-Бруевич? Вы же наверняка изучали исторические документы, перед тем как взяться за роль.

– Это был первый начальник штаба Красной Армии. Он многое успел сделать. Например, остановил германское наступление на Петроград в феврале 1918-го. Летом, когда началась гражданская война, он не стал в ней участвовать, ему удалось уйти в сторону.
Его друзья-однокурсники – Корнилов, Духонин, Алексеев. Один круг. И трагедия этих людей, что они оказались по разные стороны баррикад.

Это наш единственный «красно-белый» генерал, который умер в своей постели в 1956 году. Ведь все военные спецы были уничтожены, в том числе преподававшие в академии генерального штаба Красной Армии, тот же Слащёв, Снесарев… Остался генерал Карбышев, но его убили немцы. А к 1930 году были уничтожены все бывшие генералы, служившие у красных.

– Вы в чём-то подозреваете своего героя?

– Нет. Судя по его дневникам, это был глубоко порядочный человек. Спасло его, наверное, только то, что его младший брат Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, который не попал под репрессии, прикрыл своего брата.

– Чувствую, ваши симпатии по большей части на стороне белых генералов…

– В общем-то да, хотя среди них первый предатель – генерал Алексеев. Ведь императора все предали, никого рядом не осталось… Так что они тоже, в общем-то, «молодцы» – и получили за своё предательство.

– Как вы попали в картину?

– Режиссёр Юрий Михайлович Кузавков к 100-летию Твардовского снимал фильм «Три жизни поэта». Он приезжал в Смоленск, мы случайно познакомились, и я пригласил его, будучи в Москве, на свой спектакль «Портрет» по Гоголю в музее писателя. Он пришёл на спектакль, очевидно, я ему понравился, и он пригласил меня на роль Бонч-Бруевича. Иначе он, конечно, никогда бы на меня не вышел. Провинциальных артистов сейчас снимают в кино крайне редко.

– Ожидаете продолжение вашей кинокарьеры?

– Режиссёр Кузавков собирается снимать для телеканала «Культура» серию документально-постановочных фильмов «Москва – Берлин. 1939-1941 годы». Предполагается, что я тоже приму участие.
Законсервированная эпоха
«Рисую Ким Бессинджер и понимаю – кубизм какой-то…»

Другие новости по теме