В погоне за мечтой
Культура

В погоне за мечтой

15 мая 2022 года в 19:45

Много лет живёт в Смоленске художник – бесценный свидетель времени и беззаветный служитель искусства. На его глазах город разрушался и отстраивался после войны, с его участием формировал собственную культуру.

Смоляне уже привыкли, что с начала 2000-х каждые пять лет открывает двери новая персональная выставка Николая Григорьевича Карташова. И каждый раз зрители удивляются необыкновенной творческой активности автора.

В этом году Николай Карташов подготовил масштабную ретроспективную выставку, приуроченную к его 90-й годовщине. Произведения живописи и графики, создаваемые художником на протяжении шести десятилетий творческой деятельности, экспонировались зимой в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых. Эта выставка демонстрировала творческую эволюцию художника, выросшего и сформировавшегося в советской стране и продолжающего работать в современной России.

Путь в искусство

Николай Карташов родился 25 декабря 1931 года в большой крестьянской семье в деревне Барсуки Починковского района. В том, что мальчик станет художником, ни у кого не было сомнения: маленький Николай не расставался с карандашом и тетрадью, в которой старался запечатлеть события окружающего мира.

В Смоленск семья перебралась, когда Николаю исполнилось пять лет, – жизнь в городе была немного полегче. Но жизненные планы разрушила война. Люди, спасаясь от бомбёжек, с детьми и скудным домашним скарбом пешком уходили из города. Николай Григорьевич не может забыть, как десятилетним мальчиком в 1941 году вместе с матерью и соседями стоял в камышах в днепровской воде на Соловьёвой переправе, пытаясь хоть как-то спрятаться от огня и взрывов. Помнит также, как глотал попадающие в рот капли, и было непонятно, чего в них больше – воды или человеческой крови. Позднее военная тема нашла развитие во многих произведениях Н. Карташова. Так, спустя почти 70 лет на основе этих событий была написана жанровая картина «Смоленск. 1943 г.», в центре которой изображена усталая женщина с детьми, присевшая отдохнуть после долгого пути.

Путь в искусство Николая Карташова не был быстрым и коротким. Первый шаг по этой дороге был сделан, когда Николай поступил в строительный техникум, на архитектурном отделении которого большое внимание уделялось рисунку. Окончить удалось только два курса – студента призвали в армию на три года и восемь месяцев. Молодой солдат был уверен, что после армии он продолжит обучение, – много рисовал, оформлял стенгазеты. Служба проходила в Луганске, где находилось одно из старейших в стране художественных учебных заведений – Луганское художественное училище. Сюда и поступил демобилизованный солдат Н. Карташов.

Студент сразу привлёк к себе внимание своей серьёзностью и ответственным отношением к делу. Почти в первый же день учёбы преподаватель сказала: «Староста группы у вас уже есть. Это Карташов!» Николай был удивлён: он относился к общественной работе лишь как к необходимости, а главным делом жизни считал искусство. Но слово «надо» было ему хорошо знакомо. Видимо, военным детством были воспитаны в Николае такие качества, как целеустремлённость, прямота, желание добиваться и отстаивать справедливость. Сегодня Николай Григорьевич говорит: «Я в те годы был корчагинец». Павка Корчагин, бескомпромиссный герой романа Н. Островского «Как закалялась сталь», был кумиром поколения.

Николай Карташов старался многое узнать и успеть, он был избран секретарём комсомольской организации, председателем местного комитета. Общественная работа отнимала много времени, которое Николай компенсировал за счёт отдыха и развлечений.

Успешно окончив художественное училище, Николай Карташов поступил в Киевскую академию художеств. В настоящее время это учебное заведение носит название «Национальная академия изобразительного искусства». Полвека назад это был один из самых авторитетных вузов страны, в котором преподавали художники, считавшиеся классиками советского искусства.

Учёба в академии сразу захватила Н. Карташова. Профессиональная подготовка, полученная в училище, серьёзное отношение к жизни позволили сразу занять достойное место в коллективе. Опыт общественной работы пригодился и здесь. Студенты часто обращались к Николаю за советом и помощью. Н. Карташов был избран старостой курса, председателем студенческого совета общежития, редактором факультетской газеты.

От афиш и плакатов – до лирических пейзажей

После окончания академии Николай Карташов приехал в Смоленск. Казалось, все двери открыты перед молодым художником, получившим широкую квалификацию художника-педагога, методиста художественного воспитания, учителя черчения и рисования. Ещё в годы обучения в Академии художеств Н. Карташов проходил практику в Смоленском педагогическом институте. Его здесь помнили (за практику он заслужил блестящий отзыв и оценку «отлично») и готовы были принять на работу. Но обещать хоть какое-нибудь жильё даже в отдалённом будущем в институте не могли.

Николай Карташов был принят на работу в Смоленское отделение Художественного фонда СССР. В те годы существовала большая потребность в оформлении агитационных стендов, поясняющих плакатов, афиш. Организация прежде всего предоставляла художникам работу оформительского характера, что давало им средства к существованию. Николай Карташов старался привносить элемент творчества в самую рутинную работу. Работал он также и над произведениями вне обязательных заданий. В основном в те годы из-под его кисти выходили лирические пейзажи.

Искать красивые уголки смоленской природы долго не приходилось, они открывались прямо из окна мансарды нового дома. Этот дом был возведён Николаем Григорьевичем собственными руками ценой нелёгкого труда и свободного времени. Но и строительную работу Николай воспринимал как акт творчества. Именно здесь в разные годы были написаны картины, наполненные тонким лиризмом: «Весеннее бездорожье» (1982 г.), «Сельский мотив» (2002 г.), «Весна приближается» (2010 г.). В этих картинах Николай Карташов выступает как тонкий колорист, чувствующий нюансы настроения, передаваемого природой.

Н. Карташов был неизменным участником областных, республиканских, международных выставок, неоднократно устраивал персональные выставки.

Общественная работа по-прежнему не оставляла художника: он был активным членом местного комитета, партийного бюро. При обсуждении любого вопроса Николай Карташов руководствовался принципами справедливости и порядочности, ориентируясь на идеалы своей юности. Известно, что бескомпромиссная жизненная позиция не способствует получению каких-либо жизненных благ. Н. Карташов не был обласкан чинами и почестями. Первая попытка вступления в Союз художников была предпринята в 1980 году и окончилась неудачей. После этого художник решил, что в искусстве главное не поиски признания, а само искусство, и сосредоточился на работе.

В Союз художников он был принят только в 2003 году. Рекомендовавший его кандидатуру народный художник РФ В.В. Ельчанинов заметил, что «только скромность Н. Карташова помешала ему стать членом Союза художников значительно раньше».

Ориентируясь на идеалы юности

Временной промежуток между произведениями юбилейной выставки в КВЦ – около 60 лет! Самые ранние работы (эскизы, рисунки) относятся ко времени учёбы в Академии художеств.

Графика Н. Карташова демонстрирует хорошо развитое пространственное видение и понимание формы. Интересен живописный автопортрет, написанный в 1967 году (время приезда в Смоленск), свидетельствующий о поисках художником собственного стиля. Пластическое решение портрета направлено на создание ощущения осязаемого объёма.

В произведениях, созданных Николаем Карташовым в последние годы, жанровая картина занимает важное место. Наряду с построением многофигурных композиций на военную тему («Соловьёва переправа») художника привлекает поэзия обыденной жизни. В картине «Рыбалка удалась» (2021 г.) повествовательный сюжет и лаконичность композиции демонстрируют стремление автора подчеркнуть ценность каждой минуты бытия.

В той же повествовательной манере в минувшем году написан полный теплоты портрет жены. Художник назвал его «У книжной полки», переводя портрет в жанр картины. В этом заключается стремление автора рассказать как можно больше об изображённом человеке. Н. Карташов создаёт образ Зинаиды Фёдоровны как самодостаточной, интеллектуальной личности.

Творчество, дом, семья, дети и внуки – сегодняшний мир художника Николая Григорьевича Карташова. Но кругом личных забот сегодня не ограничивается мир художника.

Как и в юности, Н. Карташов остаётся художником-гражданином, болеющим душой за судьбу страны. Своим программным живописным произведением последних лет он считает картину «Гроза», на которой изображены фигуры коней. Это – «русская тройка», только не скованная уздой, а находящаяся в открытом пространстве в свободном кружении.

Приближается гроза, окрашивая небо красными всполохами. Фигуры чёрного и гнедого коней под этими вспышками приобретают синий и красный оттенок. В результате группа из трёх коней символически представляет цвета российского флага (белый, синий, красный). Картина пронизана тревожным ожиданием: закроет ли туча небо, долго ли продлится гроза? Картина представляет собой аллегорический образ России, который сегодня приобретает особую актуальность.

Заслуги Николая Григорьевича Карташова были оценены. В день юбилея ему была вручена грамота президента Российской Федерации В.В. Путина с благодарностью за творческую деятельность, многолетнее служение отечественному искусству.

Итог подводить рано. Свою юбилейную выставку художник назвал «В погоне за мечтой», а мечта никогда не остаётся на месте, за ней надо идти всегда, как это делает Николай Григорьевич Карташов. За это жизнь вознаградила его творческим долголетием, любовью родных, уважением коллег и зрителей.

Фото: предоставлено автором

Антонина ПОЛУЛЯХ, искусствовед

Лариса Шулика: Из жизни простых вещей
Ушел из жизни солист Смоленской областной филармонии Никита Степанов