Поле Васильева
В музее племзавода quot;Доброволецquot; собраны уникальные материалы, рассказывающие об истории хозяйства, которому в этом году исполняется 80 лет. И более половины этого срока им руководил Фёдор Степанович Васильев – человек, известный не только в Смоленской области, но и среди видных аграриев страны.Родился Васильев в крестьянской семье в деревне Буцынино Смоленского района в 1919 году. Окончил сельскую школу, фабрично-заводское училище, а вскоре подошёл срок служить в армии. Направили под Таллин в авиационную часть. Быстро освоился, пригодились знания, полученные в училище, освоил ещё и радиодело. В Эстонии его и застала война.
Батальон аэродромного обслуживания перебросили под Ленинград, в пригород Сосновку, где располагался военный аэродром. Его беспрерывно бомбили, поэтому в конце 1941 года воинскую часть перевели в Плеханово под Волховом. Аэродром гудел от взлетающих и возвращающихся самолётов, радиостанция поддерживала связь с экипажами и командованием. В сложном положении – между двух колец – оказались после захвата немцами Тихвина. Самолёты перевели на другой аэродром, а радиостанция с шестью бойцами осталась. С Новой Ладоги пришло подкрепление, моряки отогнали фашистов.
Вернулись лётчики с обслуживающим персоналом, и аэродром стал снова действовать активно.
Во фронтовой жизни было и холодно, и голодно: 200 граммов хлеба, мутная водичка вместо супа. Васильев похудел, весил не больше 40 килограммов, ветром качало. Однажды механик Гаркуша накопал где-то ведро картошки, сварили и съели вдвоём. Вот это был праздник, который запомнился на всю жизнь.
Началось наступление наших войск, радисты перемещались с одного аэродрома на другой. О фронтовом пути Фёдора Степановича рассказывают медали: quot;За боевые заслугиquot;, quot;За оборону Ленинградаquot;, quot;За освобождение Варшавыquot;, quot;За взятие Берлинаquot;, quot;За победу над Германиейquot;, ордена Отечественной войны первой и второй степени. На фронте вступил в партию.
Отгремела война. В 1946 году Васильев приехал в разбитый, разрушенный Смоленск. Куда податься? Конечно, в родное ФЗУ. Взяли воспитателем, надо было растить молодое поколение. А через два года перешёл в райфо старшим экономистом. Эта должность позволила ему глубоко вникнуть в экономику района. И когда в 1954 году коммуниста Васильева вызвали в райком партии и предложили перейти на конкретную работу в сельское хозяйство, долго не думал, согласился, понимая, что кому-то надо поднимать деревню. Привезли на общее собрание, предложили колхозникам избрать Васильева председателем. В деревне люди послушные – проголосовали. Шагал по полям в кирзовых сапогах, что отмерили почти всю Европу, думал, с чего начать, с людьми советовался.
Весна, скоро сеять, а семян – ни зёрнышка. Поехал в райком партии. quot;Без хлеба не поднимемсяquot;, - сказал. В райкоме партии и так знали положение, работали там такие же фронтовики, как и Васильев. Страна помогала освобождённым районам. Нагрузили подводы зерном, поехали. На пути речка разбушевалась. Сани опрокинулись. Васильев бросился в холодную воду, стал вытаскивать мешки. Спасли семенное зерно. quot;Крепкий мужик, – заговорили в деревне. – Авось не сбежитquot;.
Не сбежал. Тянул лямку наравне со всеми. Вот и первый свой хлебушко, и скромная копейка в кассе, и ситцевый платочек в подарок лучшей доярке.
Любил Фёдор Степанович хороших тружеников, поощрял, как мог. Как-то в колхозном музее показал портреты передовиков, хвалил: quot;Какие были люди, работящие, безотказные. Они вытянули колхоз. Я бы каждому дал Звезду Героя Социалистического Трудаquot;. Но так как звёзд на всех не хватает, Васильев поступил по-другому: попросил художника нарисовать портреты десяти наиболее заслуженных колхозников для музея, именами пяти из которых назвал улицы в Синькове и Суходоле. Это Григорий Павлович Ковалёв, Василий Лазаревич Лисовский, Татьяна Митрофановна Романова, Григорий Тимофеевич Гутин, Анис Захарович Рычков.
Человек твёрдой воли, крутого характера (за что иногда обижались), он всегда добивался поставленной цели. Завёл породистый скот, вывел хозяйство в племзавод, а по уровню урожайности зерновых не уступал кубанцам. Как этого добивались, коротко не скажешь: специалистов подобрал, сам с рассвета до заката на полях и фермах, за опытом ездил в другие колхозы, в Белоруссию. И учился. Заочно получил экономическое образование. На его рабочем столе всегда были журналы сельскохозяйственного профиля, газеты. И не просто лежали, а прочитывались, важное подчеркивалось красным карандашом. Зацепится за что-то – постарается проверить на практике в своём колхозе.
Бывая в других хозяйствах, я невольно сравнивал их руководителей с Фёдором Степановичем, он был эталоном, по которому можно равняться: Герой Социалистического Труда, заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, почётный гражданин Смоленского района, отмечен шестью медалями ВДНХ. Строит, обновляет село: прекрасная школа, детсад, Дом культуры, две крупных фермы. Колхоз-миллионер, награждён орденом Ленина. Но у славы бывают и завистники. Уж очень захотелось бойким ребятам занять кресло в богатом колхозе. Стали копать, выискивать недостатки, писать жалобы во все инстанции. Посыпались комиссии, поехали проверяющие. Дошло до обкома партии, вынесли вопрос на бюро. Помню, до полуночи устраивал quot;прокурорский допросquot; бывший первый секретарь обкома партии Власенко, грозил исключить Васильева из партии и снять с работы, спросил мнение всех членов бюро, кто-то согласился, кто-то промолчал, а что могла сказать рядовая трактористка, никогда не бывавшая в quot;Добровольцеquot;?
Встал Фёдор Степанович и сказал: quot;Я в партию вступал на фронте и званием члена партии дорожуquot;. Ограничились выговором, освободить председателя могло только колхозное собрание, а оно единогласно поддержало Васильева. Тот же Власенко позднее побывал в quot;Добровольцеquot; и сказал, что здесь надо организовать школу передового опыта. Вот так! А нервы-то потрепали…
Фёдор Степанович работал с прежней энергией, в годы перестройки старался сохранить колхоз, искал пути повышения доходов, открыл пекарню, торговал своим хлебом, кстати, очень вкусным. Перестраивал севообороты, завёл долголетние культурные пастбища. Вернувшись из санатория, тут же поехал по хозяйству. Но сердце не выдержало, 20 ноября 2000 года остановилось прямо в поле, за рулём машины. Это поле теперь называют полем Васильева.
Фёдор Степанович готовил преемников. Сперва им стал Александр Григорьевич Панфилов, а сегодня племзаводом quot;Доброволецquot; руководит Фёдор Владимирович Башкиров, которого вырастил Васильев из рядового тракториста, поднял до главного инженера. И quot;Доброволецquot; по-прежнему крепко стоит в ряду лучших хозяйств области.