Реальное милосердие
Епархиальная добровольческая служба «Милосердие» уже девять лет оказывает поддержку разным категориям нуждающихся людей Смоленска. Одним из самых первых и важных направлений деятельности службы является помощь бездомным. Это направление развивается не только за счёт спонсорской помощи и пожертвований неравнодушных смолян, но и благодаря участию службы в грантовых конкурсах.
В прошлом году был реализован проект – победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива» – «Обеды надежды». В его рамках было закуплено необходимое оборудование, которое используется по сей день и позволяет оказывать помощь подопечным на более высоком уровне.
В настоящее время направление помощи бездомным службы «Милосердие» является единственным, которое продолжает свою деятельность в полном объёме. Сейчас люди, у которых нет крыши над головой, оказались в ещё более затруднительной ситуации, чем прежде, поскольку привычные источники поиска пропитания стали недоступны, и нуждаются в поддержке, как никогда. К тому же количество смолян, которым необходима продуктовая помощь, возросло. Каким образом служба поддерживает обездоленных людей в условиях пандемии, в каком режиме осуществляет свою деятельность, рассказала «Смоленской газете» координатор работы с добровольцами епархиальной службы «Милосердие» Мария ТИТОВА.
Добровольческие будни митрополита
– Маша, что изменилось в работе службы в период пандемии?
– Прежде всего поездки добровольцев в подшефные учреждения: дома престарелых, детские учреждения, больницы, – приостановлены, поскольку все учреждения сейчас на карантине. Тем не менее мы стараемся поддерживать своих подопечных дистанционно: продолжаем передавать для пожилых людей из социальных учреждений памперсы для взрослых, средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), средства дезинфекции, для детей – канцелярские товары, фрукты, соки, печенье. Наши добровольцы не встречаются с детьми и стариками, а просто привозят помощь и оставляют на территории учреждений. Также недавно в Доме ребёнка в Красном Бору координатор направления помощи нашим самым маленьким подопечным Анна Кирикова и другие добровольцы обновили, покрасили детские площадки. Сестринские посты в 1-й городской больнице и больнице скорой медицинской помощи «Красный крест» тоже пока не осуществляют свою деятельность, но направление помощи бездомным продолжает работать в прежнем режиме: мы раздаём обеды нуждающимся ежедневно. Сейчас количество получателей такой помощи увеличилось практически вдвое – за горячим питанием приходят не только бездомные, но и пенсионеры, и те, кто остался без работы. Также с 1 апреля на базе «Милосердия» начала свою работу горячая линия Смоленской епархии.
– Расскажи подробнее о том, как она работает...
– Телефон горячей линии 67-97-77 работает круглосуточно. Все звонки принимает координатор помощи бездомным Надежда Петрусёва. В среднем за день к нам поступает до десяти звонков самого разного характера: кто-то просит привезти продукты, кто-то – съездить за лекарствами или погулять с собакой. Дежурные добровольцы отправляются по адресам и оказывают необходимую помощь. Но больше всего, конечно, запросов на продуктовую помощь, которую все просители получают у нас безвозмездно. Все наборы мы формируем из тех продуктов, которые жертвуют неравнодушные смоляне, а также из наборов, предоставленных российскими продовольственными благотворительными фондами.
– Насколько я знаю, в доставке продуктовой помощи благополучателям принимают активное участие не только добровольцы службы, но представители духовенства…
– В первую очередь митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор показывает пример всему духовенству. Владыка старается совершать не менее двух выездов к благополучателям в неделю, вручает им продуктовые наборы, памятные подарки. Конечно, пожилые люди очень тронуты таким вниманием – приглашают зайти на чай, но обстановка сейчас, как вы сами понимаете, не позволяет этого сделать. Семьи тоже радуются подобным визитам: дети выбегают, просят благословения. Священнослужители всех благочиний епархии вовлечены в эту работу и систематически навещают прихожан, которые находятся на самоизоляции.
Звонят семьи, готовые поделиться продуктами
– Сложно ли работается координаторам и добровольцам службы в новых условиях?
– Cначала, когда руководитель отдела Смоленской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель службы «Милосердие» иерей Дионисий Давыдов принял решение, что мы не уйдём на самоизоляцию, потому что нужны нашим подопечным и тем, кто оказался в сложной ситуации в связи с пандемией, и когда Его Высокопреосвященство митрополит Исидор принял решение об открытии горячей линии, было сложно, потому что до этого мы не работали в таком режиме, в таких условиях, – не было необходимого опыта. Но буквально за неделю мы наладили систему помощи. На каждый день у нас есть дежурные добровольцы, дежурный автомобиль, который забирает людей и груз и направляется по адресам, налажена система коммуникаций между координаторами и добровольцами. Сейчас уже проблем у нас не возникает – всё отлажено.
– А как обеспечиваете безопасность добровольцев и подопечных?
– Если раньше помещения социального отдела Смоленской епархии, где базируется служба «Милосердие», убирались один раз в день, то сейчас не менее двух раз в день со специальными дезинфицирующими средствами.
На вызовах горячей линии у нас работают добровольцы в возрасте от 18 до 55 лет. Некоторые из наших добровольцев, которые не входят в эту возрастную группу, даже расстроились, но мы попросили их сейчас поберечь себя, чтобы, когда ситуация вернётся в привычное русло, иметь возможность вернуться и продолжать помогать нуждающимся. Также в работе у нас не участвуют добровольцы с хроническими заболеваниями – такими, как бронхиальная астма, с аллергическими реакциями, люди, перенёсшие острые респираторные заболевания. Перед каждым выездом всем членам команды измеряют температуру. Ну и, естественно, наши добровольцы и сотрудники обеспечиваются одноразовыми масками, перчатками, соблюдается социальная дистанция. А также благодаря нашим помощникам, благотворителям у нас есть возможность для каждого просителя в продуктовый набор положить ещё и многоразовую маску.
– Произошли ли какие-то изменения в количестве добровольцев и жертвователей? Многие ли готовы продолжать работу в таких условиях?
– Естественно, не все наши добровольцы сейчас участвуют в деятельности службы: у кого-то маленькие дети, у кого-то пожилые родители, – все они несут ответственность не только за себя, но и за своих близких. Но мне кажется, что численность добровольцев в этот период у нас даже увеличилась за счёт тех, кто ушёл на работе в отпуск и изъявил желание в это время помогать. Появилось много новых автодобровольцев. Количество жертвователей тоже увеличилось. Примечательно то, что звонят семьи, говорят, что готовы поделиться продуктами с теми, кто в этом больше нуждается, и просят приехать и забрать. Также приходят люди на Урицкого, 15, спрашивают, какие продукты в настоящее время необходимы, чего не хватает в наборах, и потом приносят нужные продукты. Мы постоянно принимаем продукты длительного хранения: крупы, растительное масло, фрукты, овощи, рыбные консервы, тушёнку, сладости, молоко в тетрапаках. Стараемся, чтобы продуктовые наборы были более разнообразными. На призыв о помощи откликнулось и бизнес-сообщество. Так, например, один из смоленских фитнес-клубов пожертвовал более тонны картофеля для нуждающихся семей, а буквально на днях организация, которая регулярно участвует в нашей деятельности, сделала большое пожертвование – 30 тысяч масок, которые в ближайшее время будут переданы социальным учреждениям Смоленской области.
Милосердие онлайн
– Сейчас традиционные добровольческие встречи в службе «Милосердие» не проходят. Продолжаете ли встречи с добровольцами в онлайн-формате, как многие сейчас делают?
– Да, координаторы и добровольцы службы встречаются в общем чате, обсуждают предстоящие акции, дела, обмениваются информацией по поводу того, какая помощь нужна подшефным учреждениям. Кроме того, мы активно участвуем в онлайн-акциях, которые проводят в социальных сетях другие организации. Так, недавно мы присоединись к акции «Росгвардия. Книги детства»: наши добровольцы и координаторы зачитывают на видео отрывки из детских произведений. Также участвовали в акции, посвящённой 75-летию Победы: добровольцы читали на видео стихи поэтов-фронтовиков, исполняли военные песни. Ещё записывали видеопоздравления с Пасхой и с 9 Мая для наших подопечных из Дорогобужского КЦСОН. Кстати, что касается Дня Победы, в рамках работы горячей линии мы провели акцию «Мы вместе» и смогли поздравить 120 граждан, имеющих статус дети войны, и ветеранов Великой Отечественной. Всем вручили цветы и продуктовые наборы весом около десяти килограммов.
– В настоящее время у людей много тревог по поводу того, что ждёт всех нас, в том числе и благотворительные организации, в будущем? Есть ли такие переживания у команды «Милосердия»? И что думаешь по этому поводу ты сама?
– Конечно, команда «Милосердия» переживает по поводу того, как будет складываться наша деятельность дальше, сможем ли мы продолжать так же качественно помогать нашим подопечным. Безусловно, всё то, что сейчас происходит, скажется и на сфере благотворительности, но нам хочется надеяться, что наши подопечные не лишатся поддержки спонсоров и жертвователей. Лично я думаю, что большим подспорьем может стать поддержка от частных жертвователей – тех людей и семей, которые сами пережили трудную ситуацию, понимают, каково тем, кто оказался в сложных обстоятельствах, и готовы протянуть руку помощи. Все, кто хочет и готов помогать, могут узнать подробности о деятельности службы «Милосердие» и связаться с её координаторами в официальной группе «СмолМИЛОСЕРДИЕ» (vk.com/miloserdie_67) в социальной сети «ВКонтакте».
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда "Православная инициатива"
Фото: vk.com/miloserdie_67
Татьяна Борисова