Церковь и общество

Митрополит Исидор: «Мода быть православным прошла. А число искренне верующих людей, приходящих в храмы, – увеличилось». Продолжение

9 января 2020 года в 12:08

О судьбе разрушенных храмов

– Владыка, Вы упомянули 15 восстанавливаемых храмов в Смоленской епархии. Смоленщина среди других регионов богата на старинные храмы. Но, с другой стороны, это ведь и серьёзная проблема, на которую также требуется немало средств и сил…

– Это очень важный вопрос, касающийся имущественных отношений и имущественных обязательств Церкви. Церковь – это общность людей, объединённых единой верой во Христа, в таинствах Церкви. Но Церковь – это и древние храмы, которые, слава Богу, дожили до наших времён и требуют уважительного, бережного отношения. И, конечно же, реставрационных работ. Храмы XII века в Смоленске находятся на особом счету у государства, являются федеральными памятниками культуры. Большого объёма реставрационных работ, а также постоянных противоаварийных и иных поддерживающих мероприятий требует и Успенский кафедральный собор Смоленска, чтобы сохранять его в должном состоянии как историко-культурный объект.

И в этой связи Церковь несёт определённые обязательства перед государством в соответствии с федеральными законами. Но без помощи государства и общества невозможно полностью, только лишь со стороны Церкви, обеспечить необходимое поддержание в должном виде всех этих памятников.

В нашей епархии 119 действующих храмов. А сколько храмов, которые не находятся на балансе Церкви, потому что находятся вне населённых пунктов, вне жизни церковных общин, когда конкретные люди во главе со священником не имеют возможности взять храм под своё попечение и он находится в руинированном состоянии! Трагедия большинства этих храмов уходит корнями в прошлое – и в годы атеистических гонений на Церковь, и в лихолетье Великой Отечественной войны, и в тот период, когда многие сёла были объявлены так называемыми бесперспективными… Всё это в совокупности и создало удручающее состояние храмов в глубинке.

И их, к сожалению, немало. В наступившем, 2020 году мы совместно с департаментом Смоленской области по культуре и туризму при поддержке губернатора Алексея Владимировича Островского будем проводить дополнительные мероприятия по уточнению реестра этих храмов, находящихся в отдалении от населённых пунктов. Этот реестр есть, но надо его уточнять, уточнять состояние этих памятников и затем, конечно, положительно решать вопрос об их судьбе. Каким образом? Надо думать совместно – и Церкви, и власти, и обществу, поскольку дело это финансово очень затратное и в плане реставрации, и в плане дальнейшего их содержания и использования. Как, впрочем, и дело возрождения архитектурных шедевров многих старинных усадеб – они также требуют нашего общего внимания. Конечно же, и государство в лице федеральной власти, как мне представляется, должно принимать в этом активное участие. Я убеждён, что Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл делает всё необходимое для того, чтобы государство обратило внимание на эту проблему. В меру своих финансовых возможностей прилагает усилия в решении этой проблемы и наша региональная власть. Поэтому голословные обвинения со стороны так называемых «друзей» Церкви в том, что она абсолютно не заботится о руинированных храмах в глубинке, не выдерживают никакой критики. Церковь всегда готова пояснить по каждому конкретному случаю, что происходит, какие она предпринимает усилия.

О законопроекте про семейно-бытовое насилие

– Ещё одна болезненная для общества тема, буквально взорвавшая в конце минувшего года информационное пространство, – законопроект о так называемом семейно-бытовом насилии. У Церкви, насколько известно, есть своя позиция по этой теме…

– Если позволите, я отвечу не только как представитель Церкви и смиренный послушник Патриарха, но и как кандидат юридических наук. Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» без пояснительной записки, как это обычно принято, был размещён для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года, а затем был уточнён 22 декабря 2019 года.

Но в том виде, в котором он есть на сегодня, законопроект, безусловно, вызывает определённую общественную дискуссию. В том числе и определённые размышления со стороны Церкви. И потому Святейший Патриарх Кирилл и некоторые специалисты от лица Церкви посчитали необходимым прокомментировать его. И это абсолютно правомерно: поскольку текст опубликован для общественного осуждения, то почему бы Церкви как представителю гражданского общества также не поучаствовать в его обсуждении. Ведь этот законопроект, если он будет принят в качестве закона в том виде, в котором есть сейчас, очень во многом фундаментально определит ситуацию, связанную с семьёй в нашем обществе. Не случайно Церковь называет семью малой церковью. Ведь именно там, в малой церкви, зарождаются, воспитываются и развиваются основы жизни общества. И те ценности, в том числе духовно-нравственного характера, которые возникают, формируются и кристаллизуются в семье, – они потом ярко выражаются в жизни всего общества.

Что касается конкретно законопроекта, то его текст, который сейчас размещён на сайте Совета Федерации, явно расходится по своим действительным целям с декларируемыми его авторами целями по обеспечению профилактики насилия в семьях. Публично заявленные цели законопроекта не совпадают с прогнозируемыми реальными результатами его реализации в случае принятия данного проекта закона, поскольку все его положения в действительности, как мне представляется и представляется другим специалистам, более компетентным, чем я, не будут способствовать решению задач профилактики семейно-бытового насилия. В проекте данного предлагаемого закона отсутствует надлежащие фактические и юридические основания, детерминирующие необходимость принятия этого законопроекта: не изложены те основания, которые объясняют необходимость его принятия. Законопроект характеризуется множеством критических недостатков, в том числе концептуального и юридического характера. Он противоречит целому ряду статей Конституции Российской Федерации, международным актам о правах человека, Семейному кодексу Российской Федерации. По прогнозируемым результатам реализации он значительно расходится с целями и задачами государственной семейной политики, принятой в Российской Федерации. Поэтому принятие данного законопроекта в определённом смысле, как это представляется, вступит в существенное противоречие с фундаментальными международными и конституционно гарантированными правами семей. Прежде всего – семей с детьми, детей и их родителей, законных представителей, с публичными интересами и публичным порядком в Российской Федерации. Законопроект в случае его принятия будет способствовать массовому нарушению конституционных прав и законных интересов граждан, семей, прав ребёнка. И в некотором смысле послужит разрушению института семьи в России. Это связано именно с той редакцией, которая опубликована. В данном виде, в этой редакции проекта, он пока выглядит очень сырым и неприемлем с правовой и социальной точек зрения. Конкретику по данному вопросу высказывают очень многие представители Церкви и представители экспертного сообщества, дружественного с Церковью. Они, например, указывают на очень широкие права, которые даются этим законопроектом не совсем конкретно прописанным организациям, которые могут с разрешения государства в соответствии с этим проектом федерального закона вмешиваться в личную семейную жизнь каждой конкретной семьи. Компетентность подобных организаций или лиц и, что принципиально важно, их ответственность вообще нигде не прописаны, что может вызвать очень негативные последствия.

Словом, сама идея законопроекта благая, но он совершенно очевидно требует значительной доработки и широкой общественной дискуссии, в которой должны принять участие все заинтересованные стороны. В том числе – Русская Православная Церковь.

Мне представляется, что при работе над законопроектом обязательно должен быть услышан голос Церкви! Церковь готова представить целый ряд своих предложений. Её компетентные эксперты (я про себя не говорю, поскольку не являюсь экспертом в области семейного права) готовы внести существенный позитивный вклад в формулировки и положения проекта федерального закона, что позволило бы значительно его улучшить и убрать из него те противоречия, которые очевидны. Законопроект требует существенных доработок, это очевидно.

О попытках раскола и – единении

– Ещё одна тема в минувшем году волновала и, судя по всему, продолжит волновать всех, кому небезразличны судьбы Православной Церкви. Это – тема раскола, внесённого так называемой Украинской православной церковью Киевского патриархата, поддержанной Константинопольским патриархом Варфоломеем. По поручению Патриарха Кирилла Вы совершили ряд поездок и встреч с предстоятелями Поместных Церквей за рубежами нашего Отечества. Можно ли рассказать об этом подробнее?

– Отвечая на ваш большой сложный вопрос, считаю своим долгом сделать некоторые смысловые пояснения. Раскола как такового в Православной Церкви, как мне представляется, не произошло. Есть определённые раскольнические действия, которые совершают отдельные иерархи. И в первую очередь это действия патриарха Константинопольского Варфоломея. Но, как правильно обозначил в своём решении Священный Синод Русской Православной Церкви во главе Патриархом Кириллом, мы не разрываем наши добрые отношения с теми иерархами, с теми священнослужителями, с теми мирянами, которые остаются приверженными Единой Святой Соборной Апостольской Церкви и неизменно сохраняют учение Вселенской Православной Церкви. Точечные, выверенные формулировки, которые предлагаются Священным Синодом, говорят о том, что мы прекращаем поминовение иерархов Константинопольского патриархата, не участвуем в совместных богослужениях с теми, кто вступил с раскольниками на Украине в евхаристическое единение. Но мы считаем своим долгом продолжать братские взаимоотношения с теми иерархами, которые не совершили этих шагов. Это решение Священного Синода строго выверено в древних канонах Православной Церкви. Но с теми архиереями, даже в рамках той поместной Церкви, предстоятель которой отступил от Православной веры, которые не придерживаются этих раскольнических позиций, мы продолжаем поддерживать братские взаимоотношения. Это правильная позиция Патриарха Кирилла, которая в целом поддерживается всей Русской Православной Церковью и, безусловно, поддерживается и нашей Смоленской митрополией.

По поручению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках братских паломнических визитов я совершил поездки в Польшу, Эстонию и Финляндию. И везде было общение с предстоятелями Церквей.

Позиция Польской Православной Церкви в отношении раскольников на Украине и действий Константинопольского патриарха абсолютно чёткая: Польская Православная Церковь всем Архиерейским Собором осуждает раскольничество и поддерживает усилия Русской Православной Церкви. Поэтому были мои самые добрые встречи с Предстоятелем Польской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Саввой, совместные служения с ним, с архиереями Польской Православной Церкви.

В Эстонии я посещал Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Таллиннского и всея Эстонии Евгения, служил с ним. Там, поскольку эта Церковь является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, нет никаких тенденций к каким-либо раскольническим действиям.

В Финляндию я совершал поездку в связи с юбилеем прихода Московского Патриархата в Хельсинки. И по поручению Святейшего Патриарха Кирилла встречался с Предстоятелем Финляндской Православной Автономной Церкви архиепископом Львом. Юридически подчиняясь Константинопольскому патриарху Варфоломею, несмотря на многолетние отношения и даже давнюю дружбу с Патриархом Кириллом, он вынужден, как это он сам формулирует, придерживаться позиций Константинополя. Но он максимально, насколько это возможно, старается не вступать в общение с украинскими раскольниками.

В ситуации, касающейся раскольников на Украине, как об этом открыто говорит Святейший Патриарх Кирилл и свидетельствует председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, на Поместные Церкви чувствуется сильное давление со стороны государственной власти и даже надгосударственных сил. Тех сил, которые заинтересованы в сокращении, а в конечном итоге – полном прекращении братских отношений между Русской Православной Церковью и иными Поместными Православными Церквами.

Ситуация очень сложная. Соответствующие представители иных стран в ранге чрезвычайных и полномочных послов приезжают к предстоятелям Поместных Церквей и начинают оказывать определённого рода давление, говорят им о том, какой позиции они должны придерживаться. Конечно, найти этому буквальное подтверждение очень трудно, нужно быть во время этой встречи. Но те сведения, которые к нам поступают из различных проверенных надёжных источников, к сожалению, об этом прямо свидетельствует. И есть определённый интерес со стороны так называемых «друзей» Церкви за океаном, которые осуществляют эту политику и высказывают недружественную позицию по отношению к Русской Православной Церкви, которая, безусловно, в нашем Отечестве, в нашем обществе, несёт очень важную миссию. Эта миссия Церкви прежде всего связана с тем, что она создаёт стабильность и мирные межрелигиозные и межнациональные отношения в нашем обществе. Русская Православная Церковь свидетельствует о мире, о правде Божией, и это в определённом смысле создаёт духовное благополучие в нашем обществе. Эта важная роль Русской Православной Церкви огромна, она очевидна и понятна даже людям, живущим за пределами нашего Отечества. Видна активность Церкви, видна её решающая роль в социальной политике, видна её помощь на всех уровнях нуждающимся людям, её миротворческая миссия. И не секрет, что у ряда сил, недружественных России в целом, существует заинтересованность эту роль Церкви умалить, снизить её роль в обществе и её роль на внешнецерковных уровнях. Поэтому за рубежом, на территориях иных канонических Поместных Православных Церквей существует, к сожалению, в определённом смысле вот такое внешнеполитическое давление…

– И прогнозы, похоже, пока неутешительные?

– Трудно давать какие-то прогнозы. У нас всегда была и будет надежда на то, что Пастырь и Начальник наш Христос – Господь наш, который является Главой всей Церкви, поможет преодолеть эти непонимания, поможет нам выстоять в этом противостоянии с противниками Церкви. Поможет нам, представителям Поместных Православных Церквей, наладить друг с другом взаимопонимание и преодолеть раскольнические тенденции, которые наметились во Вселенской Церкви. Поверьте, есть очень много здравомыслящих иерархов, пастырей, есть очень много добрых мирян, которые не хотят никаких раскольнических действий, и в этом мы все вместе должны им и друг другу оказать всяческую поддержку.

– Дай Бог! Эту поддержку в минувшем году можно было видеть и на примере Смоленской епархии. Это и замечательная фотовыставка в КВЦ имени Тенишевых, посвящённая Православию в Польше, и встречи на смоленской земле с представителями Польской Православной Церкви. В новом году эти контакты планируется продолжить?

– Да. Мы планируем обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу за благословением на проведение в Смоленске выставки, посвящённой архитектуре, культуре и святыням святой горы Афон. Планируем провести эту выставку по благословению Святейшего Патриарха в новом году в нашем городе. Те благотворители, которые в разных Поместных Церквах проводят эту выставку, готовы откликнуться на мою просьбу. С ними я встречался в рамках посещения празднования памяти Святителя Николая Чудотворца в Бари, и там мы разговаривали о том, что можно было бы с выставкой, посвященной святыням Афона и афонской жизни, познакомить православных смолян.

Кроме этого, получено благословение Святейшего Патриарха экспонировать в Смоленске выставку, посвящённую Туринской плащанице. Дата уточняется, но мы надеемся, что это событие произойдёт в первой половине года. Об этом мы получили уже все необходимые извещения и будем ждать указаний Московской Патриархии, когда выставка может быть привезена в наш город. В один, если я не ошибаюсь, из пяти городов, которым благословлено проведение этой выставки.

В новом году планируется и много других культурных и церковных мероприятий. Мы постараемся сделать так, чтобы жители города Смоленска, все верующие православные, да и неверующие люди, – чтобы все смогли почерпнуть то впечатление, которое Православная Церковь оставляет своим присутствием в светском обществе.

О визите Патриарха, юбилее Победы и – ежедневных подвигах служения

– Позвольте уточнить: чем ещё будет знаменателен наступивший год для Смоленской епархии?

– Прежде всего – это визит Святейшего Патриарха Кирилла, который планируется на конец летнего периода. Святейший Патриарх помимо богослужений в Смоленске и встречи со смолянами хотел бы совершить свой Первосвятительский визит в город Гагарин. Об этом он сказал мне и губернатору Алексею Владимировичу Островскому 4 ноября 2019 года, когда по его приглашению делегация смолян участвовала в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Московского Кремля. Он сказал, что в своё время обещал жителям Гагарина сделать всё, чтобы был восстановлен Благовещенский собор города. И он хочет сдержать своё слово. В этой связи он обратился к губернатору и к Вяземской епархии, а также в целом к Смоленской митрополии с просьбой предпринять совместные усилия и привлечь благотворительные, внебюджетные средства на то, чтобы общими усилиями восстановить Благовещенский собор. Святейший хотел бы совершить в нём богослужение в дни своего визита на Смоленщину в 2020 году.

Алексей Владимирович Островский по возвращении из Москвы оперативно провёл на месте, внутри Благовещенского храма, рабочее совещание, где определил сроки, реализация которых достижима, чтобы достойно подготовиться к визиту Святейшего.

Мы искренне надеемся, что с Божьего благословения и при поддержке определённых благотворителей мы сможем общими усилиями восстановить к визиту Патриарха в город Гагарин и его встрече с дорогими его сердцу жителями города Гагарина этот величественный храм.

Безусловно, следующий год ознаменован юбилеем Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Всё духовенство епархии, прихожане, все приходы примут самое активное участие в подготовке к этому юбилею, ещё раз пристально обратив внимание на живых ветеранов войны, оказав им всяческую помощь и духовную поддержку. Обратив внимание и на те памятники, которые стоят на могилах погибших героев, на необходимость совместно с обществом, государством приведения их в должный порядок.

Среди важных событий наступившего года, конечно же, и успешно реализуемый Смоленской епархией проект по развитию международного молодёжного культурно-познавательного туризма «Жемчужное ожерелье Святой Руси», второй его этап, который был, как и первый, поддержан конкурсом Президентских грантов. Предстоит большая работа по реализации этого проекта: поездки в Брест, Минск, Москву и в наши малые города, в регионы России и Беларуси, которые объединены этим проектом.

Немало полезных и интересных патриотических мероприятий пройдёт в рамках воскресных школ. Наши священники пойдут в общеобразовательные школы, в том числе – с рассказами об объективно положительной роли Церкви в годы Великой Отечественной войны в рамках общей борьбы нашего народа за Победу.

Это – из крупных мероприятий. Но есть и текущая работа, которая никуда не денется, – ежедневная богослужебная жизнь приходов. Это те радости и те скорби, которые переживает конкретно каждый приход, совершая своё служение Богу, совершая своё служение ближним, выполняя действительно огромную духовную, просветительскую, образовательную, культурную работу.

Каждый год у нас не одна сотня культурных мероприятий проходит и на уровне региона, и на уровне муниципальных образований, и на городском уровне. Из ближайших, весенних, – Фестиваль постной кухни, Пасхальный концерт, а также большой концерт, посвящённый юбилею Победы. Всеми этими мероприятиями мы свидетельствуем о том, что мы на самом высоком уровне стараемся осуществлять православную миссию на нашей древней смоленской земле…

Если позволите подвести итог, то я ещё и ещё раз искренне хотел бы поблагодарить «Смоленскую газету» за то, что редакция газеты во главе с главным редактором находит возможным публикацию материалов о жизни православных приходов, о судьбах священников и мирян. О замечательных людях, которые, может быть, незаметны в обществе в целом, но которые вносят свой существенный вклад в нравственное, духовное оздоровление общества каждый на своём, как говорится, боевом участке. Почему боевом? Да потому что прежде всего в духовной жизни нам приходится бороться с самими собой – со своей леностью, своим нерадением, с желанием побольше отдохнуть, с поиском каких-то развлечений и радостей. Но это не значит, что Православие – это безрадостная религия. Это неправда! Господь создаёт всё необходимое для того, чтобы все мы радовались нашей жизни в Боге. И он даёт нам силы и способности преодолевать свою греховность и помогать людям совершать свой жизненный путь со всеми теми трудностями, которые есть.

Жизнь священника специфична. И так называемая тема выгорания от священнического служения, которая сегодня так часто звучит, она связана именно с тем, что к священнику люди приходят, как правило, не с радостями, а в основном с горестями. И священник все эти их горести близко к сердцу принимает, впитывает в себя, сопереживает, реагирует теми пастырскими методами, которые возможны. И, конечно же, на нём отражается весь тот негатив, все те беды, несчастья, которые в обществе происходят. Но Господь каждому, искренне совершающему своё служение, – и священнику, и мирянину – даёт необходимую, глубочайшую, непередаваемую радость, опираясь на которую возможно совершить любые, самые невероятные позитивные подвиги, к которым человек призван.

Поэтому, дорогие мои, каждый на своём поприще давайте будем искренне совершать своё служение: священники – священническое служение, миряне – своё служение мирянина в качестве врача, педагога, рабочего, крестьянина, чиновника… И тогда Господь, если мы будем искренне совершать наше служение, даст всё необходимое – и радость, и здоровье, и благополучие. Конечно же, Он пошлёт нам и испытания, чтобы мы не расслаблялись, но в целом даст нам возможность благодарить Его и саму жизнь за то, что она у нас есть!

Наступил новый календарный год, мы отметили и светлый праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Я хочу поздравить читателей «Смоленской газеты» с наступившим новолетием и праздником Рождества Христова. Искренне желаю всем читателям, всем жителям нашего региона помощи Божией, благословенных успехов в труде, благополучия в семьях, здоровья и всего того, что служит на благо нашего Отечества и на пользу каждому человеку, живущему в нашем регионе!

Фото: пресс-служба Смоленской епархии

Игорь Красновский

Анонс богослужений и мероприятий с участием митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
Митрополит Исидор: «Мода быть православным прошла. А число искренне верующих людей, приходящих в храмы, – увеличилось»