«Разумейте дух времени»
В 2014 году была утверждена Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области. О том, какие задачи достигаются этой концепцией, о работе, проводимой администрацией области во взаимодействии с Церковью, мы побеседовали с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии протоиереем Василием МОВЧАНЮКОМ. Эта встреча стала, по сути, продолжением разговора, который состоялся не так давно и был посвящен интеграции светской и духовной культуры в целом.
– Отец Василий, в прошлом интервью вы сказали, что «на Смоленщине положение дел в сотрудничестве религиозного и светского образования такое продуктивное, что другим регионам даже не снилось». Тогда вы отметили несомненно огромную роль Святейшего Патриарха Кирилла в достижении этого результата и в то же время подчеркнули заслуги светской власти, то есть администрации региона. На чем основана ваша оценка и из чего складывается это сотрудничество?
– Ровно год и десять дней тому назад я был назначен на должность руководителя епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации. Конечно, свою работу я начал с того, что ознакомился с работой отдела, а также поехал в несколько регионов Российской Федерации, которые считаются флагманами в вопросах религиозного образования, катехизации и соработничества со светскими властями. Мне было очень интересно познакомиться с их опытом, и я должен сказать, что хотя работа в них поставлена хорошо, но она все равно не носит такой характер, как на Смоленщине. В самом начале этой работы мы – устами ныне Святейшего Патриарха Кирилла и светской власти того времени – озвучили главное: если мы говорим о соработничестве, то оно должно быть системным! Благодаря такой позиции и священноначалия, и светских властей мы никогда не гнались, не гонимся и, я надеюсь, не будем гнаться за какими-то цифрами, за каким-то «охватом», когда экскурсии детей в духовно-просветительские центры проводятся ради галочки. Мы такую цель не ставим.
Для нас это в первую очередь работа с родителями, педагогами, для того чтобы каждый для себя ответил на вопрос: светское общество – это атеистическое общество или все-таки что-то другое? Мы декларируем, что Россия – светское государство, соответственно, школа – светская. Но светскость – это значит не занимать ни крайне левую, ни крайне правую позицию, и мы пытаемся достичь этого понимания… Есть такое выражение: «Палкой никуда не загонишь». Нельзя палкой загнать – надо, чтобы человек внутренне проникся пониманием, что есть некие идеалы, вокруг которых нужно выстраивать свою жизнь. И если мы постоянно эти идеалы будем людям навязывать, мы, конечно, получим и некое отторжение, потому что это вопрос взросления нации. Если мы будем ее постоянно к чему-то подталкивать, понукать, это вызовет деформации, которые исправить потом будет сложнее, нежели потихоньку, спокойно пытаться людям донести то, что мы считаем важным. И мне, конечно, приятно, что в подавляющем большинстве ориентиры, которые отстаивает Церковь, это те ориентиры, которыми живет подавляющее большинство общества.
– Духовно-нравственное воспитание, как, безусловно, и всякий воспитательный процесс, должно начинаться с самых малых лет – и ребенка, и общества. В школе, например, эта работа ведется в рамках предмета «Основы православной культуры». А что еще включено в Концепцию духовно-нравственного воспитания?
– Она, во-первых, охватывает законодательную базу, на которую мы опираемся в работе. Но самое главное – наши ориентиры и ценности. Если говорить о концепции в Смоленской области, ее лейтмотивом стали слова президента Владимира Владимировича Путина, сказанные им 12 декабря 2012 года в обращении к Федеральному Собранию: «На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен – все и так развалится само по себе». Эту же тему президент развил через год, выступая на заседании клуба «Валдай»: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России».
Если говорить о направлениях реализации концепции, то это, во-первых, культурно-историческая традиция как основа духовно-нравственного развития личности гражданина России. Затем – интеграция ценностей светского и религиозного образования. Ее цель – паритетное взаимодействие образовательных организаций с религиозными, основанное на духовных идеалах и традиционных моральных нормах.
Духовно-нравственное развитие и воспитание – сфера педагогической ответственности. Здесь мы хотим вернуться в первую очередь к тому, чтобы воссоздать авторитет учителя, который должен быть в глазах не только школьников, но и всей общественности. Церковь уже не первое десятилетие бьет в набат: мы считаем, что одна из самых больших проблем в нашем обществе – размытие ценности и авторитета учителей, докторов, то есть людей, от которых в обществе зависит все… Мы должны понимать, что у взрослого человека может быть свой взгляд на определенные вопросы и проблемы, но ребенку нужно сначала вложить какие-то знания. Я никогда не забуду, как в начале 90-х, когда священникам только разрешили приходить в школы, молодой учитель на родительском собрании сказал: «Вы знаете, мы не можем детям навязывать, дети должны вырасти и сделать выбор». Одна мама подняла руку и сказала: «Вы меня простите, но вы сказали, что ребенок должен выбрать. А меня родители всегда учили, что для того, чтобы было из чего выбирать ребенку, в него нужно положить». То есть если ребенок обладает какими-то знаниями, допустим, школьными – физика, химия, он сделает выбор: буду химиком или физиком. Если бы мы не обучали его ничему, что бы он выбрал в 18 лет? То же самое и с духовными ориентирами и ценностями: ребенок должен четко понимать, что хорошо, а что – плохо.
– То есть выбор должен быть основан на знании самых разных мнений, ценностей, которые, например, предлагают различные религии?
– Именно так. При этом мы акцентируем внимание на том, что не нужно вводить общественность в заблуждение, говоря, что «в школах ввели Закон Божий». Закон Божий – это, образно говоря, когда дети должны встать и прочитать молитву, то есть когда присутствует культ. Когда же мы говорим о предметах, которые сегодня преподаются в школах, – они абсолютно культурологические, со стороны культурного наследия рассказывают детям, почему на православном храме купол, что такое иконостас, например. Я думаю, что для человека, живущего на Смоленщине, естественно понимать такие вещи. Есть и такое мнение: что у детей нагрузка большая, и они, может быть, этой информацией никогда не воспользуются… В качестве примера, поскольку я выступаю за честность диалога, можно привести введение изучения второго иностранного языка. Но у нас даже первый иностранный язык немногие знают, и это же реалии, и многие школы, особенно если говорить о районных центрах, не готовы к введению второго иностранного языка.
Возвращаясь к тому, к чему призывает Церковь, скажу, что еще одна проблема – в том, что общество постоянно затягивается в виртуальное общение, где люди зачастую обрастают коркой озлобленности, недовольства. К сожалению, человек уходит в свой мир, и рядом не оказывается никого и ничего, что помогло бы ему вернуться к нормальной, обычной, реальной жизни. Поэтому, когда мы говорим о концепции духовно-нравственного развития, нам очень важно попытаться ребенку если не привить желание выстраивать свою жизнь вокруг некого стержня, то сделать так, чтобы он хотя бы понимал: в жизни есть этот стержень. Ведь самое страшное – когда дети в 13–14 лет пишут друг другу: «Нет смысла жизни». Вы знаете, у меня как у отца сердце сжимается, потому что я понимаю: его родители не учат дурному, не говорят ему, что жить – глупо. Но это происходит, и значит, мы что-то упускаем – где-то молчаливо, где-то отмахиваясь…
– Отец Василий, Смоленщина сейчас готовится к проведению IV Рождественских чтений, тема которых – «Молодежь: ответственность и свобода». На ваш взгляд, какую роль эта площадка играет в духовно-нравственном воспитании?
– Тема чтений в этом году выбрана животрепещущая, но и сложная для нас: трудно найти формы общения с современной молодежью, особенно той ее частью, которая по возрасту находится между школьной скамьей и 3–4-м курсом вуза. Эти люди настолько ритмичны во всем, что нам сложно подстроиться под них. Нам иногда нужно просто порассуждать о чем-то, а молодежь не всегда готова рассуждать – она готова принимать решения и нести за них ответственность. И в этом плане молодежь всегда одинакова. Как написал апостол Павел: «Разумейте дух времени». Вот она, молодежь, соответствует духу времени, и, работая над Рождественскими чтениями, мы стараемся организовать площадки так, чтобы разговор получился. Мы, конечно, рады, что священноначалие Церкви выбрало такую тему, и я надеюсь, что думающая часть молодежи поймет: раз Церковь выбирает такую тему, значит, она обеспокоена ею, и не потому, что борется за прихожан.
Мы движимы любовью и состраданием, потому что для нас самое страшное – когда молодой человек говорит «нет смысла жизни», страшно и больно, когда человек говорит, что нет любви или дружбы… Нам нужно бороться с равнодушием, с людьми, которые равнодушны ко всему, не только к судьбе Отечества, а самое главное – к самому себе. Мы хотим пробудить в людях интерес к моральным, нравственным идеалам. Мы – и Церковь, и педагогическое сообщество – готовы к диалогу, чтобы ребенку, ученику помочь, пробудить в нем желание рассуждать на эту тему, чтобы если он пришел к нам с вопросом, то найти такие ответы, которые если не сразу будут приняты человеком, то хотя бы лягут в ту сокровищницу, из которой рано или поздно ребенок их достанет и будет на эти знания опираться.
Фото: Екатерина Дмитракова
Материал опубликован при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018».
Алексей Матвеев