Молитва – первое, духовное оружие
Работа с военнослужащими – контрактниками, а теперь и гражданами, призванными в Вооружённые силы Российской Федерации в рамках частичной мобилизации к участию в специальной военной операции, не ограничивается только слаживанием подразделений и подготовкой их к участию в боевых действиях. Не менее важная задача – поддержать тех, кто снова вернулся в строй. И выполняют её не только заместители командиров по военно-политической работе, но и священники. Об их труде, поддержке вновь мобилизованных смолян и членов их семей мы поговорили с руководителем отдела Смоленской епархии по взаимодействию с Вооружёнными силами, настоятелем храма святого мученика Меркурия Смоленского протоиереем Владимиром Дмитриевым.
Наука побеждать
– Отец Владимир, мы с вами встречаемся не первый раз и обычно говорим о том, как возрождается военное духовенство и вообще религиозная жизнь в Вооружённых силах России. Чем сейчас живёт ваш приход?
– Приход продолжает свою деятельность, духовно окормляя военнослужащих военной академии, Смоленского гарнизона и, конечно, прихожан из близлежащего района Смоленска. В храм также обращаются семьи военнослужащих: обвенчаться, крестить детей…
Конечно, к нам приходят военнослужащие военной академии, поскольку храм по благословению ныне Святейшего Патриарха Кирилла был построен в первую очередь для них. Мы проводим занятия с курсантами, когда некрещёные ребята приходят знакомиться с истинами православной веры, приходят курсанты с развитым религиозным чувством, которые испытывают потребность в посещении богослужений, в исповеди, причащении. Храм востребован.
– Изменилось ли число прихожан в церкви – и курсантов, и местных жителей?
– В последнее время, конечно, прихожане стали активнее посещать храм, потому что есть такая потребность: идёт специальная военная операция, и появилось намного больше записок о наших воинах, которые проходят служение в зоне спецоперации. Конечно, члены семей волнуются, переживают, так же, как и все мы, молятся, чтобы Господь сохранил их жизни, сохранил от ран, плена и смерти, чтобы они были живыми и здоровыми.
Конечно, мы говорим, чтобы все они молились, потому что молитва – духовное оружие, она действительно помогает и спасает жизни наших воинов, да и вообще любого человека, потому что, когда мы молимся, Бог принимает участие в нашей жизни. Он даровал человеку свободу, это – дар Божий, и её не отнимают даже у преступника, который может грешить, но покаяться и исправиться – у человека, слава Богу, есть такая возможность. И когда мы обращаемся к Богу, Он отвечает на наши просьбы. Для этого надо просто сказать: «Господи, помилуй, благослови» – это самая краткая молитва, которая помогает нам, воздействует и меняет обстоятельства жизни. А когда человек ощущает дар Божий, он сам меняется: его вера укрепляется, и человек понимает, что помимо материальных ценностей есть и духовные, которые намного важнее, чем то материальное, что нас окружает.
– Много ли в храм приходит тех, кто призван на службу по частичной мобилизации?
– В основном мы встречаемся и проводим с мобилизованными беседы в пунктах, где они проходят специальные занятия по военной подготовке, вспоминают, как обращаться с оружием, вспоминают свои навыки. Им читают различные лекции, а священники проводят беседы, обращая внимание на то, что есть наука побеждать, которая от века была и есть в наших войсках, и одним из ярких выразителей этой науки является генералиссимус Александр Васильевич Суворов. И первое правило – «Молись Богу – от Него победа», и второе правило, которое можно выделить, – «Не греши». Его нужно подробно расписать: во время боевых действий нельзя, например, сквернословить, ругаться, и есть исторические примеры таких запретов. Скверные слова призывают нечистую силу, и когда мы произносим эти слова, начинаем раздражаться, злиться, она приходит, а цель её – погубить человека. Вместо этого нужно произносить молитву, хотя бы самую краткую: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Мы эту и другие молитвы даём воинам, и они задумываются над этим.
Конечно, это необходимо, потому что ребята, которые уже были в зоне специальной военной операции и читали эти молитвы, говорят, что они в самом деле помогают. Человек, который попадает, например, под обстрел, испытывает чувство страха и может впасть в панику, что ни в коем случае недопустимо для воина: если человек начинает паниковать, это равносильно гибели. А когда он начинает читать молитву, уходит страх, и приходит чувство безопасности: воин не теряет свою боеспособность и дееспособность. Он готов, он не боится, и вот это чувство даёт молитва. И все, кто участвовал в боевых действиях, говорят, что молитва может помочь. Молитва необходима тем, кто отправляется в зону специальной военной операции, и воинам важно знать её, потому что она действительно помогает. У человека обостряется чувство интуиции, он знает, где опасность, где и что его ожидает, – всё это дает молитва.
– Мои коллеги-журналисты были на заключении браков мобилизованных смолян, а венчаться они приходят?
– Были и венчания. В воскресный день, буквально накануне отправки, в нашем храме венчался мобилизованный военнослужащий – они с женой были зарегистрированы, но не венчаны, и они решили обвенчаться, чтобы уже перед Богом быть мужем и женой.
Молитва вселяет уверенность
– Отец Владимир, вы сказали о молитве как о духовном оружии и частично даже повторили слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им в одной из проповедей о специальной военной операции, которую он назвал не столько физической, сколько метафизической борьбой со злом. Как вы можете охарактеризовать отношение смоленских священнослужителей, прихожан к спецоперации?
– Они поддерживают её, переживают и молятся за наших воинов, потому что все понимают, что наши воины идут сражаться не потому, что они ненавидят, а потому что они любят своё Отечество, любят своих ближних и идут защищать их.
Я встречался с добровольцами, которые отправлялись в зону спецоперации, задавал им вопрос «зачем вы идёте?», и в ответ слышал: «нечисти много развелось, мы идём бороться с ней, чтобы её стало меньше». И действительно, все эти нацистские формирования одержимы ненавистью, а это явное, откровенное зло, с которым надо бороться, и бороться с ним надо с оружием в руках, но, конечно, помнить о самом первом средстве – молитве как духовном оружии. Когда человек молится, повышается его внутренняя самоорганизация, он становится духовно мобилизован… Тело можно мобилизовать, но если воин духовно не готов, проку от него очень мало будет, а через молитву происходит духовная мобилизация – мобилизация духа человеческого. Он мотивирован: он знает, зачем идёт, почему идёт, за что он идёт.
Здесь, конечно, на первый план выходят духовные ценности, потому что когда человек получает повестку, происходит осмысление его личного отношения к жизни, вере, вопросам бытия. И многие начинают задумываться, некрещёные крестятся – например, сегодня крестили мобилизованного воина, которому совсем немного осталось до отправки. Многие обращаются к нам, просят молитвослов, и мы даём молитвослов, даём пояса «Живые в помощи Вышнего», совершаем специальный молебен к воинам, идущим на брань, окропляем их святой водой, воины получают благословение и иконки. Эти моменты духовно укрепляют воинов, потому что вера есть уверенность в невидимом, и когда человек уверен в правоте своего благого дела, его дух укреплён, он идёт, не сомневается и даже не боится. Когда он уверен, у него в голове нет плохих мыслей о том, что с ним может что-то случиться.
Идти без веры защищать Отечество очень трудно, внутренне трудно, потому что человек, который не верит в победу, не верит в то, что с ним всё будет хорошо, благополучно, начинает смущаться, тревожиться за себя. И встаёт вопрос, стоит ли вообще идти защищать… Он не уверен, боится за себя, а вернуть эту уверенность помогает именно молитва, обращённая к Богу. Она вселяет уверенность, и человек, зная, что Бог помогает ему, Бог за него, Силы Небесные за него и помогают ему, – он укрепляется духовно и спокойно совершает своё дело.
– Вы как руководитель отдела Смоленской епархии по взаимодействию с Вооружёнными силами участвуете в церемониях отправки мобилизованных в зону спецоперации, встречаетесь с воинами до этого. На что ещё кроме науки побеждать и необходимости молитвы вы обращаете их внимание?
– На духовные ценности и веру. Без веры очень сложно и трудно, и радует, что мы встречаем понимание. Мы также объясняем правило святого праведного воина адмирала Фёдора Ушакова, который настаивал, чтобы его подчинённые знали и читали 26-й, 50-й и 90-й псалмы, которые помогают человеку пройти сквозь испытания, побывать в бою и остаться живым и невредимым. Это воспринимают, и многие к этому правилу серьёзно относятся.
На первой церемонии отправки мы совершили молебен, передали воинам стяги с изображением Спаса Нерукотворного, святого благоверного князя Александра Невского и Архистратига Божиего Михаила – начальника воинства Сил Бесплотных. Командиры получили эти стяги – знамёна русского воинства – после молебна, воины подошли и поцеловали знамёна. Мы также раздали пояса «Живые в помощи Вышнего», иконочки для молитвы, потому что кто-то из мобилизованных уже воцерковлён и знает молитвы, но есть и те, кто не совсем знает «Отче наш». Всем говорим о том, что это важно, и никто в ответ не сказал «мне это не нужно». Все серьёзны, потому что вопрос жизни и смерти – вопрос, который решает Господь Бог, и когда человек обращается к Богу, кается в своих грехах и даёт Богу обещание вести благочестивую жизнь, то, конечно, меняется его судьба – всё будет во благо.
– В начале беседы вы описали, что чувствуют воины, которые принимали участие в спецоперации, как они настроены. А как настроены те, кого сейчас призывают на службу?
– Настрой, конечно, бывает индивидуальным. Кто-то насторожён, потому что он жил, работал, а его в одночасье взяли из этой среды, из семьи, вручили повестку и дали ему форму. Это бывает непросто, но человеку нужно пережить это в себе, настроиться на другой лад, ведь на его плечи возлагается крест защиты Отечества с оружием в руках, это его судьба и его доля. Вот к нам обратился человек, с некой обидой он говорит «меня же забрали». И я ему отвечаю: «Это ваша судьба, ваша доля – защита Отечества, и вам нужна молитва, потому что Господь в силе сохранить вашу жизнь в любых экстремальных обстоятельствах, и всё благое и доброе будет пребывать с вами, но только нужно не оставлять молитвы». А кто-то сам, имея троих маленьких детей, пошёл добровольно – без призыва – в военкомат и мобилизовался, то есть этот человек мотивирован.
Разное отношение бывает, но в основном они понимают, что это суровая необходимость по защите Отечества, это их доля, судьба и крест. Это мужество прежде всего, терпение, терпеливое перенесение лишений, неудобств военной и походной жизни, это и скорбь, и переживание, и боль… Это и любовь к Отечеству, своим ближним, своим семьям, потому что любовь – самая совершенная сила. Она сильнее страха и боли. Когда любит человек, любовь всё преодолевает и побеждает, поэтому наши воины идут с любовью к своему Отечеству, своим ближним, своей стране, и это даёт надежду, что они вернутся с победой.
О помощи воинам и семьям
– Для Русской Православной Церкви как её части служение воинам – не только молитва, но и участие священнослужителей, прихожан в непосредственной помощи им. Как в Смоленской епархии проводится эта работа?
– При епархии есть и «Смоленский дом для мамы», и добровольческая служба «Милосердие», где собирают вещи, необходимые для воинов, – от вещмешков и носилок вплоть до вещей и продуктов питания, если они необходимы. В каждом приходе рассказывают прихожанам о том, что есть возможность помочь.
– Охотно откликаются наши земляки?
– Да, отклик всегда есть – наши люди очень добрые.
– Мобилизованные военнослужащие отправляются в зону спецоперации, где будут выполнять поставленные перед ними задачи, но на Смоленщине остаются их семьи. Смоленская епархия планирует продолжить свою работу с ними?
– Да, мы в штабы частей передаём для военнослужащих информацию о том, где их семьи могут получить психологическую и гуманитарную помощь – и продукты питания, и даже место, где, если что-то случится, можно будет просто пожить какое-то время. Прежде всего, конечно, речь идёт о психологической помощи: есть опытные психологи, которые уже могут оказать её. Священники нашей епархии также будут оказывать помощь, без поддержки мы никого не оставляем и не оставим.
Сила веры и молитвы
– Отец Владимир, какие слова напутствия вы могли бы сказать и воинам, которые уезжают для участия в спецоперации, и членам их семей, для которых это – всё равно разлука, неизвестность?
– Всем нашим воинам прежде всего хотелось бы пожелать помощи и милости Божией. Господь помогает человеку, и у него всё получается: ему сопутствует успех, удача, благополучие, всё доброе и благое будет пребывать с ним.
Конечно, хотелось бы пожелать, чтобы на первом месте в их жизни была молитва, потому что это первое, духовное оружие. Господь сказал: «Если вы будете соблюдать Мои заповеди, Я дам вам силы. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму». Сила воина, когда ему помогает Господь, прибавляется в десятки и сотни раз – ему бояться просто нечего.
А членам семей военнослужащих, для которых, конечно, это всегда переживание, – прежде всего молиться за них, потому что молитва ближних всегда укрепляет дух воина и помогает ему. Недавно я читал письмо от одной бабушки, в котором она рассказала, что уже в годах и не совсем может делать земные поклоны, но когда началась операция, пишет она, она стала делать земные поклоны, потому что один поклон – одна пуля мимо наших воинов, два поклона – два осколка мимо наших воинов. Вот такая вера.
Молитва помогает, укрепляет и спасает жизнь наших воинов. Поэтому всем нам нужно молиться в то время, когда наши воины сражаются, чтобы Господь не оставлял их своей милостью и помощью, чтобы благословение Божие пребывало со всеми – и с воинами, и с членами их семей, и со всем нашим обществом. Но для этого и от общества требуется, опять же, молитва. Это труд, духовное делание, которое созидает и формирует человека, и он от этого ничего не теряет, а только приобретает: становится духовно сильным, способным решать многие и многие проблемы, которые ставит перед ним жизнь, и всё преодолевает.
Алексей Матвеев