Общество

К защите прав готовы

23 марта 2018 года в 20:21

На минувшей неделе студенты филиала Международного юридического института соревновались в конкурсе «Молодой потребитель Смоленска». В течение нескольких раундов участники трёх команд показывали свою правовую грамотность, отвечая на теоретические вопросы и разбираясь в ситуациях из практики. Вот так креативно и с пользой здесь отметили Всемирный день защиты прав потребителей…

Касается каждого

Сам праздник был учреждён ООН в 1983 году. Хотя Всемирная организация союзов потребителей, ставшая на защиту интересов участников процесса товарообмена, была основана ещё в начале 60-х годов прошлого века. А в 1962 году американский президент Джон Кеннеди выступил со своей знаменитой речью, в которой сформулировал термин «потребитель» и заявил, что «потребители – это все мы». Собственно, и дата праздника была позже приурочена к годовщине именно этого исторического события.

Традиционно в этот день принято проводить массовые мероприятия, где активисты различных организаций обсуждают вопросы соблюдения прав потребителей. Не обходится и без образовательных лекций, где люди могут повысить свою правовую грамотность.

В России День защиты прав потребителей отмечается с 1996 года – после вступления страны во Всемирную организацию союзов потребителей. Хотя Союз потребителей РФ существует ещё с 1990 года и федеральный закон «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году.

Традицией российского праздника стало провозглашение девиза следующего года. Так, в 2017-м он звучал как «Потребительские права в цифровую эпоху». В нынешнем году тема была продолжена и сформулирована уже как «Сделаем цифровые рынки справедливыми и безопасными».

Теория и практика

Идея отметить День защиты прав потребителей студенческим конкурсом принадлежит смоленской областной общественной организации «Региональный центр защиты прав потребителей», которая выступила и главным организатором мероприятия. При, надо отметить, довольно представительной поддержке: Смоленской областной Думы, Министерства юстиции РФ по Смоленской области, уполномоченного по правам человека в Смоленской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области.

– Хочется искренне поблагодарить всех, кто помог нам в подготовке и проведении этого конкурса, и прежде всего – самих участников, – говорит руководитель Регионального центра защиты прав потребителей Виолетта ЕТИШЕВА. – Для нас этот проект стал полностью волонтёрским. Мы не истратили ни одного рубля из средств Фонда президентских грантов, который финансирует наш социально значимый проект «Ваши права – защищаем вместе!», в рамках реализации которого, собственно, и родился конкурс «Молодой потребитель Смоленска».

Площадкой проведения первой интеллектуальной игры был выбран Смоленский филиал Международного юридического института. Отнюдь не случайно.

– Когда мы общались со студентами в рамках семинаров по потребительской грамотности, то увидели, что ребята интересуется этой тематикой, живо участвуют в дискуссиях о том, как защищать свои права в той или иной ситуации, – продолжает Виолетта Етишева. – Тем более что институт выпускает юристов – тех, кто в будущем, возможно, станет помогать потребителям. И дополнительное привлечение внимания к этой теме поможет им не только досконально ознакомиться с законом «О защите прав потребителей», но и умело применять его на практике.

На перспективу

По словам директора Смоленского филиала Международного юридического института Анны Березиной, сами студенты с удовольствием откликнулись на предложение поучаствовать в конкурсе.

Были созданы три команды, участники которых проштудировали закон «О защите…». Кроме того, региональный центр организовал для них установочные семинары, чтобы каждый мог достойно выглядеть за игровым столом и более-менее свободно ориентироваться в теме. Тем более что задания на конкурсе касались не только элементарных теоретических знаний, но и довольно сложных практических ситуаций, вызвавших споры даже у членов жюри.

– Мне понравился уровень знаний участников, – замечает Виолетта Етишева. – По тому, как они хорошо ориентировались, можно сказать, что наша идея попала на благодатную почву. Студентам интересны и тема, и сама форма конкурса. К тому же они уже обладают определённым уровнем знаний, который надо только расширять. Я рада, что победа досталась действительно достойной команде. Ребята показали отличное знание потребительского законодательства, сообразительность, активность. Сложно даже определить, кто из них был лучше. Их успех – это слаженность и умение работать в команде.

По сути, первый конкурс «Молодой потребитель Смоленска» получился пилотным проектом, продолжение и развитие которого непременно последует.

– Когда мы только готовились к этому мероприятию, то поняли, что ничего подобного не было не только в Смоленской области, но и в России, – признаётся Виолетта Етишева. – Поэтому первый конкурс мы и решили провести в рамках только одного института. Но уже сегодня этой темой заинтересовались и руководители других учебных заведений, выпускающих юристов. Так что следующий конкурс мы, скорее всего, проведём в более расширенном составе, сделав его межвузовским. По крайней мере, планы такие есть. И они согласованы с областной администрацией, которая тоже поддержала наш проект…

Экспертное мнение

Николай Мартынов, заместитель председателя областной Думы:

– Наша страна живёт сегодня в условиях рыночной экономики. И мы все в той или иной мере являемся участниками товарооборота. Поэтому, когда возникают спорные ситуации, потребители должны уметь пользоваться правом защитить свои интересы. К сожалению, далеко не все покупатели у нас обладают достаточной правовой грамотностью. И такие мероприятия, как конкурс «Молодой потребитель Смоленска», позволят студентам повысить полученные во время учёбы знания и научиться применять на практике навыки в сфере защиты прав потребителей.

Наталья Михайлова, уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области:

– Очень важно, что такие мероприятия отрабатывают у будущих юристов именно практические навыки. Студенты сталкиваются с реальными ситуациями, которые возникают в жизни. Но самое главное – такие мероприятия способствуют правовому просвещению, а оно является основой предупреждения нарушения прав людей – в данном случае потребителей.

Лариса Омельченко, начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Смоленской области:

– Конечно, уроки потребительской грамотности, всевозможные олимпиады и конкурсы – все просветительские мероприятия играют важную роль в повышении уровня юридической грамотности нашего общества. Что особенно актуально сейчас, когда всё вокруг очень быстро меняется. Например, активно развивается новое направление цифровых рынков, предоставления услуг и торговли через интернет. И в 2017 году был принят ряд стратегически важных документов, которые касаются непосредственно защиты онлайн-потребителей. Понятно, что люди должны быть информированы об этом. Тем более когда речь идёт о будущих юристах.

Виктория Михайлова, специалист Регионального центра защиты прав потребителей:

– Грамотный потребитель – это человек, который не только знает свои права, но и при необходимости умеет их защищать. Поэтому важно не только побуждать молодёжь к изучению соответствующего законодательства, но и воспитывать у неё потребительскую культуру и грамотное поведение при приобретении товаров и услуг. И цель нашего конкурса как раз в этом: развитие у студентов интереса к актуальным вопросам защиты прав потребителей, формирование у молодёжи культуры потребительского поведения и повышение уровня соответствующих знаний и навыков. Хотелось бы, чтобы в перспективе этот проект получил распространение не только в учебных заведениях Смоленска и области, но и в других регионах.

Ольга Снежко

Генеральный директор ООО «Банкон» Вадим Пережилин: «Мы планируем развивать предприятие»
Пьяный смолянин гонялся с ножом за бывшей супругой

Другие новости по теме