Дороги

Двойные стандарты высшей школы

23 августа 2012 года в 10:04
В последние два месяца мы неоднократно обращались к теме дальнейшей судьбы выс¬шего образования как в России, так и у нас, в Смоленской области. В очередной раз возвращаясь к теме, «Смоленская газета» попросила высказаться одного из самых авторитетных педагогов региона, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ Владимира Петровичу Губу.

Система находится в «вечном поиске»

Система высшего образования в современном россий¬ском обществе испытывает огромные трудности, связанные с противоречиями между производителями и потребителями образовательных услуг.
Исходя из сегодняшних реалий, следует подчеркнуть, что система высшего образования находится в «вечном поиске», и думаю, что ещё долгое время будет в нём находиться, всё больше отставая от европейских стран, пока окончательно не решится вопрос о единых правах и обязанностях всех вузов – государственных и негосудар¬ственных, выясняя и определяя для себя всё то, что уже давно прописано и установлено в других странах.

Существенное увеличение количества российских вузов в основном за счёт негосударственных учреждений и заметный рост числа студентов в последние годы повлекли за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия.

Кадровый вопрос и лицензирование

На первый взгляд всё неплохо. Много вузов, высока доля населения, получающего высшее образование, но более 40% учебных заведений#8194;– это филиалы. Эти учебные заведения только с большой натяжкой можно назвать вузами. В них нет профессоров и доцентов, нет диссертационных советов и напрочь отсутствует научный сектор. Как правило, в подобных вузах слабая материально-техническая база, почти нет современного оборудования, достаточных библиотечных фондов, а учебные помещения арендуются.

К сожалению, в Минобрнауки сложились двойные стандарты: с одних вузов требуют то, что не всегда требуют с других.

Существующая система лицензирования и аккредитации вузов в России совершенно устарела и практически имеет нулевой эффект. Рособрнадзор в год отзывает лицензии у 10 вузов, и в то же время выдаются лицензии на открытие 35-40 новым. Число вузов увеличивается как снежный ком. В мировой практике считается, что на подготовку открытия вуза необходимо около 5-10 лет, у нас это можно сделать за полгода, собрав справки и определив учредителей.

В настоящее время реальные требования намного выше к негосударственным вузам, и они находятся в гораздо более тяжёлых конкурентных условиях. Поэтому они становятся более мобильными в плане ответов на потребности населения, так как гораздо больше вынуждены думать о качестве учебного процесса, о том, чтобы привлекать к нему лучших преподавателей. Именно эти вузы вынуждены стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее нормативам количество докторов и кандидатов наук, они стараются приглашать на работу лучших учёных и педагогов и достаточно быстро избавляются от преподавателей, которых студенты оценивают негативно. В государственных вузах студенты годами вынуждены слушать лекции преподавателей, которые не соответствуют требованиям высшей школы, но избавиться от них практически невозможно.

Качество высшего образования

Высокий спрос на высшее образование, вызванный убеждённостью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привёл к резкому расширению коммерческого приёма в вузы, а вместе с этим – и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса.

В России возник интересный феномен платного образования: многие студенты считают, что если они заплатили деньги, это значит, что диплом уже куплен. Отметку профессор им обязан поставить, деньги-то уплачены. Эти студенты не понимают, что они заплатили за право доступа к знаниям, плохо им объяснили, что за свои деньги они должны требовать знаний. Процесс откупа от знаний – правильно это назвать покупкой по частям государственной бумаги-диплома – начался не сегодня. Во многих вузах в последнее время можно откупиться от лабораторной работы, практикума, курсовой работы, купить зачёт, экзамен, если есть деньги. Такова нравственность части нашего народа, в частности, студентов и преподавателей. Не хотелось бы рассуждать на тему нравственности отдельных педагогов и студентов, а также говорить об оплате труда в высших учебных заведениях – пусть это останется на совести государства, превратившего элитную профессуру в выживающих пенсионеров. И это просто здорово, когда отдельные руководители вузов доплачивают своим элитным педагогам хоть какие-то деньги.

Необходимо считаться с тем, что значительная часть студенчества сочетает учёбу с постоянным заработком, тогда как низкие оклады преподавателей вынуждают до трети из них либо к расширенному совместительству, либо к репетиторству.

Об интеграции в общее европейское образовательное пространство

В последние десятилетия процессы глобализации охватывают всё больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Одним их таких процессов является совместная интеграция европейских стран в общее европейское образовательное пространство. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции Россия тоже включилась в этот процесс, подписав Болонскую декларацию, где общее число европейских стран достигло сорока.

Характерно, что в настоящее время существуют различия в функционировании многоступенчатой системы в европей¬ских странах и России.

Большинство стран мира работает по двухуровневой системе, и нам целесообразно следовать в данном направлении. Однако слепо копировать не стоит. Представляется вполне оправданным внедрение бакалавриата на гуманитарных и естественно-научных специальностях. Четырёхлетний цикл даёт вполне качественное образование и отвечает требованиям практики. А вот на врачебных, математических, инженерных и военных специальностях следует оставить пятилетнюю программу обучения. Здесь цикл образования более длительный, требуется больше практической подготовки (непосредственно на предприятии, в лечебном учреждении и т.д.). Выпускник может называться «бакалавр» или (во втором случае) «высокий бакалавр». Эти понятия нужно ввести, убрав промежуточное название «специалист».

Вторая ступень – магистратура – одинакова для всех направлений и включает два года подготовки. В большинстве стран поступление в магистратуру возможно только при условии двухлетнего стажа работы и обязательно по избираемому в магистратуре направлению. У нас же внедрили систему набора в магистратуру без производственного стажа. Можно поступить в магистратуру сразу после бакалавриата, что сейчас на 80% и делается.

С 2010 года введены дипломы бакалавров и магистров, но Министерство труда не переаттестовало рабочие места со специалитета на бакалавриат и магистратуру. Те вузы, которые перешли на бакалавриат раньше, 5-7 лет назад, вынуждены доучивать бакалавров ещё один год до специалистов, ибо с бакалаврским дипломом сейчас не найдёшь рабочего места. Необходимо срочно ликвидировать это несоответствие. Высшая школа должна быть встроена в новую квалификационную систему страны.

К чему должна стремиться современная высшая школа

Деятельность большинства вузов сводится к заполнению многочисленных форм, никому не нужной отчётной макулатуры. Сомнительна роль таких бюрократических надстроек, как учебно-методические объединения. Необходима свобода вузов в формировании образовательных программ с учётом специфики региональных рынков труда, особенностей научных школ и кадрового потенциала вузов. Сегодня, благодаря новым коммуникационным и информационным возможностям, университеты не испытывают никаких проблем в обмене опытом, развитии сотрудничества как в России, так и за рубежом. Две недели назад ректор МГУ на встрече с Президентом назвал три основных условия, по которым работает университет:

– общее шестилетнее образование;

– свои учебные стандарты;

– новейшая компьютерная техника.

Вот к чему должна стремиться современная высшая школа.

В целом остаётся проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищённости педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.

«Утечка умов» является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. В пределах программы указанная проблема становится очень актуальной проблемой сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.

Научная деятельность

Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов и научно-педагогических работников, а также повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд – программы – гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учёта реально сложившихся научных направлений и школ.

В международных рейтингах вузов на первом месте как раз идут результаты научной деятельности вуза и его сотрудников (открытия, цитируемость, внедрение и т.д.). У нас этого практически нет. Начав объединять и укрупнять вузы, мы этот недостаток так и не устранили. По существу четыре-пять вузов механически собираются в один, не меняя принципиальной схемы функционирования. Объединяются корпуса, ректораты. А преподаватель как был перегружен педагогической работой, так и остался. Науки как не было, так и нет.

Практически отсутствует взаимодействие высших учебных заведений с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведёт к снижению качества учебного процесса, прежде всего свёртыванию энергоёмких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.

Невесёлые выводы

Подводя итог, можно кратко выделить следующие проблемы высшего профессионального образования: вузы готовят кадры по устаревшим специальностям для «уходящей» ресурсозатратной экономики; коммерциализация высшего образования ставит преграды для способных молодых людей из низших социальных слоёв; устаревшая материально-техническая база вузов не соответствует информационным технологиям; произошла подмена ценности образования ценностью диплома о высшем образовании; снизился интеллектуальный потенциал молодёжи, у студентов исчезли установки на труд, научную деятельность, общественно-политическую активность, а усиливает проблемы высшего образования курс федерального правительства на двухуровневую подготовку, известную как Болонский процесс. Развалив одну из лучших систем образования в мире, мы продолжаем реформировать и бюрократизировать, а зачем?
Школьные территории взяли под видеоконтроль
Готовы ли смоленские школы принять детей

Другие новости по теме