Кто защитит защитников? Только Губернатор?
Военные. Приказы выполняются. Беспрекословно, точно и в срок. Кстати, приказа на перебазирование полка ещё нет, но офицеры уверены – будет, всё к тому идёт. Чтобы выполнить приказ с наибольшей эффективностью, надо осознать его целесообразность и необходимость. А вот тут – сомнения. Неужели нужно повышать обороноспособность страны выводом воинских частей из приграничных регионов в глубь страны? (Ни для кого уже не секрет, что шаталовский полк переводят в Воронеж.) Натовцы, наоборот, к нашим границам почти вплотную лезут. Проанализировав много факторов и сравнив шаталовскую базу (взлётно-посадочная полоса, инфраструктура и т.д.) с воронежской, военные приходят к выводу не в пользу Воронежа. К тому же, чтобы солдат (лётчик, штурман) уверенно выполнил боевую задачу, у него должен быть крепкий тыл. Жилья на новом месте нет. Это подтвердил высокий военный начальник из Воронежа. И в ближайшее время не предвидится. А спокойствие и стабильность в семье иногда важнее, чем харчи и боеприпасы. Значит, боеспособность будет падать. Однако приказ о передислокации будет выполнен.Гражданские. Гарнизон в Шаталове ухоженный. Жилые дома, как в советские времена, без железных дверей на подъездах: кругом все свои. Два детских садика, школа. Школа – одна из лучших в области. Недавно завоевала два президентских гранта. На эти средства сделали ремонт, купили новую мебель, обновили на 50% компьютерный парк. Директор школы Татьяна Черепня очень озабочена складывающейся ситуацией. В настоящее время в школе занимаются более 370 детей из гарнизона, близлежащих деревень, Шаталова, Дмитровки, Азаровки, Данькова. Большую часть педколлектива составляют учителя высшей категории. Если уйдёт полк, школа протянет до конца этого года, а потом начнёт разваливаться. Финансируется она в зависимости от количества учеников. Если учиться будет некому, то и денег учебное заведение получать не будет. Здание, оборудованные кабинеты, два спортзала, новая мебель – всё это будет невостребовано. Нестабильность (гарнизон лихорадит уже с весны), неуверенность в завтрашнем дне отражаются на детях, их успеваемости, она заметно падает. А ведь школа готовит будущее страны.
Кроме общеобразовательной средней школы, в гарнизоне есть интернат, ДЮСШ, музыкальная школа, пять магазинов, рынок, почта, ФАП. Всё это создавалось годами. Очень печально, если в одночасье всё будет разрушено. А так и случится, если отсюда уйдёт полк и если гарнизону (в будущем – бывшему) не помогут выжить районные и областные власти. Татьяна Сергеевна с огорчением добавляет: quot;Нас ждёт судьба всех брошенных гарнизонов, с отключённой водой, светом, газом, выбитыми окнами, сорванными с петель дверьми. Перспектива жить на две семьи никого не радует. В Воронеже семьям жить негде, там своих бесквартирных хватает. Самолёты перебросить можно. Но на них летают и обслуживают их люди. А люди не мусор и не фигурки на шахматной доскеquot;.
Забастовок, митингов протеста в гарнизоне никаких нет, это абсурд, люди здесь военные, дисциплинированные. Однако все с напряжением ждут 1 октября (по слухам, тогда начнётся перебазирование полка). Плохо, что нет никакой достоверной информации, с людьми никто не беседовал, их никто не готовил. Это не способствует стабилизации социальной обстановки. Складывается впечатление, что высокие военные чины в Москве крайними и ответственными за обстановку в гарнизоне делают региональную власть.
Ветераны военной службы. В настоящее время в Шаталове около 1200 безработных. Цифра, безусловно, увеличится с уходом полка, потому что часть личного состава будет уволена с военной службы. Люди все грамотные, ведь авиация – это элита Вооружённых сил. Масса работоспособных, грамотных людей будет (в рамках закона, конечно) бороться за свои права, что не добавит социальной стабильности. В отсутствии полка большое количество людей останется и без работы, и без квартир. Это прежде всего уволенные с военной службы. Для них и их семей работы ни в Шаталове, ни в Починке нет. Квартиру по жилищным сертификатам купить, увы, невозможно.
Кроме того, на территории военного городка проживает достаточно большая прослойка людей не защищённых: немолодые пенсионеры, неполные семьи. Все они весьма зависимы от жизни гарнизона, который в одночасье перестанет существовать.
Женсовет. В гарнизоне это достаточно авторитетная общественная организация. Однако в беседе с нашим корреспондентом её активистки выглядели растерянными.
Тревогу женщин можно понять: 60 лет полк на Смоленской земле, в гарнизоне порядок, инфраструктура нарабатывалась годами. Налаженный быт, стабильные условия для службы военных, жизни семей, воспитания и учёбы детей. Председатель женсовета Наталья Голикова рассказала про спортивные секции, работу в которых ведут офицеры гарнизона, кружки, работающие на базе Дома офицеров. Здесь же функционирует образцовый хореографический коллектив quot;Мечтаquot;, лауреат нескольких конкурсов, неоднократно выезжавший за границу – в Болгарию, Польшу.
Семьи военных будоражит уже более полугода. Причина, скорее всего, в отсутствии объективной, достоверной информации. Это крупная, как нам кажется, недоработка военного руководства.
Председатель комитета ветеранов гарнизона полковник запаса Николай Палалога отметил, что недавно была создана комиссия для решения социальных проблем Шаталовского гарнизона. В состав комиссии вошли представители областных властей, ветеранских организаций, службы занятости, администрации Починковского района. quot;Комиссия – хорошо, - поделился Николай Васильевич, - только поздно спохватились. Надо было зимой или весной начинать решать эти проблемыquot;. Комитет ветеранов отправил письма в высокие инстанции: министру обороны, главкому ВВС, премьер-министру и даже Президенту России. Какие получены ответы на эти письма, председатель комитета ветеранов не конкретизировал, но сказал, что комитет 11 сентября проведёт в местном Доме офицеров собрание всех жителей гарнизона. Решается вопрос и о проведении митинга здесь же, у Дома офицеров, чтобы возможно было достучаться до властей различного уровня.
Да, в Шаталовском гарнизоне внешне всё спокойно, но в воздухе витает тревожное ожидание: военные помнят, какая участь постигла коллег и их семьи в подобных ситуациях в 90-е годы, когда перестали существовать многочисленные военные городки. Неужели опять наступаем на те же грабли? Видимо, действительно областные и районные власти не были вовремя поставлены в известность военным руководством, чтобы вовремя принять действенные меры по недопущению социального нарыва на богатой военной историей Смоленской земле.