Дороги

Цены и тарифы: нужны сдерживающие факторы

9 сентября 2009 года в 14:40
Федеральные власти неуклонно проводят курс на приближение цен на энергоносители на внутреннем рынке России к мировым. Хорошо это или плохо – не тема этой публикации. Сейчас мы хотим проинформировать читателей о возможной величине роста тарифов на газ, электричество и тепловую энергию. Точных параметров пока нет. В прошлом году параметры тарифов на энергоресурсы были названы Правительством РФ в конце ноября, и на принятие экономических мер времени у хозяйствующих субъектов практически не оставалось – приходилось срочно верстать бюджеты и пересчитывать статьи доходов и расходов. Тогда многие выражали недовольство сроками принятия такого важного решения. В этом году областная Администрация решила заранее предупредить все заинтересованные стороны о возможных масштабах подорожания.
Проблематике предстоящего роста тарифов было посвящёно заседание недавнего quot;круглого столаquot;, на которое приглашались представители ресурсоснабжающих предприятий и потребителей – промышленного сектора, строительной отрасли, сельского хозяйства, а также профсоюзов. В работе quot;круглого столаquot; приняли участие и депутаты Смоленской областной Думы Артём Туров и Артём Малащенков.
Провёл заседание заместитель Губернатора Геннадий Гомонов. Основным докладчиком выступил начальник Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Олег Рыбалко.
Он подчеркнул, что окончательные цифры роста тарифов ещё не утверждены, однако существуют сценарные планы Минрегионразвития и Федеральной службой по тарифам, которые будут реализованы с высокой долей вероятности. В соответствии с этими планами можно составить прогноз для нашей области.
Базовой в энергетике Смоленщины является цена на газ. quot;Круглый столquot; принял к сведению, что Минэкономразвития предполагает рост цен на газ в среднем на 26,5% для всех категорий потребителей, кроме населения. Для него цена на газ вырастет дважды: с 1 января – на 5%, с 1 апреля – ещё на 15%.
Приоритетами тарифной политики Правительства РФ на ближайшее время являются оптимизация операционных расходов субъектов естественных монополий, сокращение стоимости инвестиционных проектов и отказ от проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна, а также повышение энергоэффективности экономики. Инвестиционные программы естественных монополий на 2010-12 годы и размеры их финансирования пересмотрены в сторону снижения в связи с сокращением спроса основных потребителей. Так, Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике уменьшены инвестиционные планы филиала quot;МРСК Центраquot; – quot;Смоленскэнергоquot; на 40% (это 119 млн. руб.) и филиала ТГК-4 quot;Смоленская региональная генерацияquot; на 23% (33 млн. руб.). В инвестпроектах сохранены расходы только на социально значимые и переходящие объекты, например, бесхозные сети (на территории области таких сетей, между прочим, около трёхсот!).
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 году является рост цен на топливо и либерализация рынка. Доля электрической энергии, продаваемой по свободным ценам, повысится с 30% от всей отпущенной в 2009 году до 53% в 2010 году, при этом свободные цены, как правило, выше, чем в регулируемом секторе. Предполагается, что к 2011 году произойдёт полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистемах. Кроме того, при установлении тарифов на 2010-12 годы Правительством РФ поставлена задача по приоритетному развитию сетевого хозяйства, что может потребовать опережающего повышения тарифов по сравнению с другими видами деятельности в электроэнергетике. Нужно отметить, что в сценарных условиях Минэкономразвития не учитывалась ситуация с Саяно-Шушенской ГЭС.
В следующем году потребление электроэнергии в целом по России прогнозируется на уровне 2009 года, по Смоленской области предполагается снижение потребления на уровне 2%. Темп роста тарифов для нашей области, по оценке департамента, может составить от 14% для населения и 12% и выше для прочих категорий потребителей. Нужно отметить, что экономически обоснованный тариф для населения в настоящее время составляет у нас 3 руб. 68 коп., однако смоляне платят 2 руб. 2 коп., а в сельской местности – 1 руб. 42 коп. Более высокие темпы роста тарифов для населения связаны с необходимостью прекращения перекрёстного субсидирования согласно действующим постановлениям Правительства.
Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает только рост затрат на топливо и электроэнергию. Уровень затрат на оплату труда, капитальные вложения из прибыли прогнозируются без роста, на уровне 2009 год. Прочие затраты планируются со снижением на 10%. Однако на Смоленщине при определении тарифов также приходится учитывать снижение полезного отпуска тепловой энергии. Рост тарифов на тепловую энергию может составить в среднем более 14%, а для тех энергоснабжающих организаций, где удельный вес затрат на газ более 50%, – выше 18%. Рост цен на уголь для котельных ожидается на уровне 7,4%.
С учётом всего вышеизложенного департамент считает целесообразным обратиться в Федеральную службу тарифов с просьбой о необходимости сдерживания федеральных факторов для Смоленской области.
Начальник департамента обратил внимание присутствующих на то обстоятельство, что в ближайшее время может быть изменена методика расчёта регулируемых тарифов и цен, что потребует скорого реагирования многих организаций Смоленщины. Для предупреждения сбоев при переходе на новые методики предприятия могут направить своих представителей в департамент.
Кто защитит защитников? Только Губернатор?
Наша задача – привлечь инвесторов

Другие новости по теме