Новые стандарты общего образования: вопросов больше, чем ответов
Дороги

Новые стандарты общего образования: вопросов больше, чем ответов

26 июня 2012 года в 11:10
1290

В силу вступили новые федеральные государственные стандарты общего образования, по которым изменятся порядки обучения и в особенности аттестации учеников школ нашей страны. Соответствующий приказ профильного министерства, уже опубликованный в «Российской газете», преобразует системы образования в старших классах и сдачу итоговых экзаменов. Корреспондент «СГ» выяснил, насколько нововведение может повлиять на успеваемость старшеклассников и насколько модернизируется единый государственный экзамен.

Зачем нужен тьютор?

По новым стандартам все школьные дисциплины разделятся на два уровня – базовый и углублённый. Вдобавок к русскому и математике появится (правда, нескоро) третий ЕГЭ – по иностранному языку. Введут своеобразную градацию выпускных экзаменов, по которой школьник сам сможет поднять или понизить планку сложности итоговых испытаний. Несмотря на опасения отдельных учителей и родителей, общее учебное время не сократится, а даже немного возрастёт. Аттестацию по отдельным предметам можно будет пройти уже в 10 классе. Кроме того, всем выпускникам отечественных школ, за каждым из которых закрепят так называемого тьютора (наставника, например, из числа студентов старших курсов), предстоит, помимо сдачи экзаменов, подготовить также собственную работу – научное исследование или проект на заданную тему. Кстати, подобный тест уже давно действует в американских школах.

Ранее хотели ввести более радикальные стандарты, однако из-за волны возмущений учительского сообщества и видных педагогов Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром, приостановил новшество, «завернув» законопроект на доработку. В Минобрнауки это учли, решив модернизировать систему постепенно.

Шесть профилей образования

Без изменений остался, пожалуй, главный пункт прошлой версии законопроекта – набор обязательных курсов, число коих решили увеличить с четырёх до шести. К «обязаловке» из физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности и указанного выше проекта (именно этот набор вызвал массу критических отзывов) добавились русский язык и литература, математика и на выбор история или дисциплина «Россия в мире». Оставшееся большинство предметов смогут распределять по шести областям, правда, не меньше одного и не больше двух дисциплин одной сферы. В число образовательных направлений входят «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультура и ОБЖ». По возможности образовательного учреждения появятся дополнительные занятия, к примеру, «Психология», «Искусство» или «Астрономия».

Система такого профильного обучения предполагает, что ученик старших классов самостоятельно сможет определить, какая из областей образования ему нужна. Соответственно получается пять готовых профилей: гуманитарный, технологический, естественно-научный, социально-экономический и для так и не сделавших точный выбор – универсальный. Но есть и шестой, по которому старшеклассник выбирает дисциплины сам. Проект практически полностью копирует систему среднего образования западного образца с той разницей, что из российского аналога предполагается исключить дополнительные творческие дисциплины.

Без литературы?

Специально для «СГ» своими мнениями о проекте поделились специалист сферы образования, чиновник профильного департамента и смоленский педагог.
Олег СЕРГЕЕВ, эксперт Всероссийского фонда образования (эта организация – один из главных критиков новых госстандартов):

– Система фактически уже вступила в силу с июня. Моё мнение, с которым согласны многие коллеги, таково: новые стандарты, принятые Правительством, если говорить грубо, «бесполые». Старый вариант, введённый Александром Кондаковым, был просто «амёбой», к которой, опомнившись, добавили необходимые предметы. Но забыли, пожалуй, самое главное – литературу, которая перешла в разряд дополнительных дисциплин. А ведь именно этот важнейший предмет заставляет думать, формирует сознание человека, что очень важно для наших старшеклассников. Мы считаем, что введение таких стандартов – это ошибка, равнозначная преступлению. В новшестве нет того, что педагоги называют термином «содержание образования», нет этого базисного ядра, без которого все усилия бесполезны и пусты.

Николай КОЛПАЧКОВ, первый заместитель начальника департамента по образованию, науке и делам молодёжи Смоленской области:

– Все нововведения уже утверждены, и на деле ничего в системе среднего образования не изменится. Сейчас настолько активно муссируются кривотолки относительно стандартов (к примеру, ходят необоснованные слухи о введении платного образования), что аж ругаться хочется. Но если говорить без эмоций, повторюсь: не изменится ровным счётом ничего. Более того: появятся даже плюсы, в особенности возможность выбора профильного обучения, но здесь многое зависит от самой школы, в том числе и в вопросе образовательных программ, которые она может предложить. А если говорить об отдельных новшествах, в частности, о третьем едином госэкзамене по иностранному языку, то его будут сдавать ещё не скоро – аж в 2020 году. До этого срока у всех есть время подготовиться. Если его ввести сейчас, то есть опасения, что учителям может не хватить должной квалификации, и дети смогут просто «не потянуть» аттестацию по этому предмету. Но плюсы очевидны – без знания иностранного языка получить престижную работу очень сложно.

Дмитрий БОРИСОВ, завуч Смоленской школы-интерната имени Кирилла и Мефодия:

– В новых госстандартах настораживает сокращение предметов, которые мы традиционно считаем базовыми и основными. Если вспомнить, в первой версии проекта предполагалось сократить учебные часы по гуманитарным дисциплинам, а сейчас могут пострадать уроки по точным наукам. В своё время дополнения и поправки к стандартам предлагали профессора МГУ и других ведущих вузов страны, но авторы законопроекта к ним фактически не прислушались. Опасения, конечно, есть, но вспомните, как в своё время боялись введения ЕГЭ… И посмотрите, как сейчас мы и ученики привыкли к единым госэкзаменам. Ещё одно, что вызывает опасения, – вопросы финансирования, ведь от введения профильного образования и выборов учениками дисциплин могут серьёзно пострадать малокомплектные школы, которые есть не только в районах Смоленщины, но и в самом областном центре. К стандартам очень много вопросов, и скоропалительное решение принесёт мало пользы. Здесь нужно взвешенное решение, обязательно с учётом всех сторон, в особенности учительских кругов, родителей и вузов.

Четыре дня в \"Гамаюнии\"
Эхо трагедии. Жизненно необходимые правила поведения детей

Rambler's Top100