Святыня земли Рославльской
Завтра исполняется 155 лет со дня начала крестных ходов из села Луги в город Рославль и 280-летие явления чудотвоной иконы Святителя Николая в селе Луги Рославльского уезда Смоленской губернии. В этот день в Лугах проходят торжества, посвящённые этим двум юбилеям. Организаторами торжеств выступили Смоленская атомная станция, Рославльское благочиние и православные граждане Десногорска и Рославля. Наш сегодняшний рассказ посвящён явлению этого чудотворного образа.Предание о чуде, которое произошло здесь, многие годы передавалось из уста в уста. Описание возникновения святого источника мы даём по книге А. Вознесенского и Ф. Гусева quot;Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в Россииquot;, которая была выпущена в 1899 г. в Санкт-Петербурге.
Авторы пишут, что около 300 лет назад на месте нынешнего села был только дремучий лес помещика Повало-Швыйковского... Во время одного из сторожевых обходов Богу угодно было явить дивный образ Своего Чудотворца. Был жаркий летний день, усталые и измученные лесники еле добрались до одного знакомого им уголка в лесу с родниковым ключом и спешили утолить жажду. Не доходя немного до ключа, приблизились к дереву и увидели на нем образ святителя Николая, разливавший вокруг себя тихое, чудное сияние. Поражённые этим явлением лесники пали перед образом с молитвой Чудотворцу, но не осмелились взять его с собой и поспешили сообщить о чудном образе своему господину.
Скоро весть о дивной иконе разнеслась по всем окрестностям, и тотчас нуждающееся в небесной милости человечество потекло к роднику с образом. Узнали об образе и в Смоленске. Высшее духовное начальство для своего и общенародного убеждения в чудесности образа сочло недостаточным одних рассказов о нем лесников и помещика и, опасаясь обмана и суеверия, приказало взять с сосны у родника новоявленную загадочного происхождения икону в Смоленск. Икона была поставлена в архиерейской ризнице, quot;впредь до какого-либо чудесного знаменияquot;. Такое чудное знамение не замедлило явиться.
Скоро помещик Швыйковский вдруг лишился зрения. Все старания его вылечить свои глаза остались безуспешными. В горе он обратился, наконец, со слезной мольбой о помощи к Господу. В ответ на молитву страдающего является ему во сне Святитель и велит отправиться в Смоленск помолиться там пред явленной его иконой и возвратить её на место явления. Швыйковский так и поступает: отправляется в Смоленск и здесь, после молитвы перед дивным образом, усердно просит преосвященного Гедеона, епископа Смоленского, отпустить к нему образ. Преосвященный удовлетворяет желание Швыйковского, и тот несёт с собой икону к роднику, где она явилась. Тогда совершилось новое чудо, обещанное Святителем. Уже после молитвы пред его образом в Смоленске Швыйковский почувствовал улучшение зрения, теперь же, когда он умылся водой на месте первоначального явления иконы из освящённого ею родника, зрение к нему совершенно возвратилось. Обрадованный и благодарный владелец тотчас же поспешил исполнить свой обет, данный Святителю пред епископом Гедеоном, и устроил для образа над родником часовню. Это было в 1730 году.
От Швыйковского место с родником и чудотворным образом перешло к новому владельцу, графу Николаю Николаевичу Салтыкову. Стечение поклонников к образу возрастало, и некоторые из них стали здесь жить. Селение получило своё название от изобилия сенных покосов и заливных лугов – Луги. В 1764 г. Салтыков построил недалеко от часовни деревянную церковь, куда перенесён был образ. Над целебным родником граф устроил колодец, получивший славу святого. С течением времени на жертвы благочестивых богомольцев над колодцем была выстроена красивая каменная часовня.
Деревянная церковь с годами обветшала, и, благодаря заботами и трудами местного священника Чижова, при содействии доброхотных жертвователей, был сооружён каменный двухпрестольный храм, освящённый в 1849 г. К 1858 году церковь расширили ещё одним приделом. Новый храм возводился в русском стиле. Главный престол, как и в прежнем храме, был посвящён святителю Николаю. Здесь за правым клиросом в особом выносном киоте и хранился чудотворный образ. Два других престола были посвящёнными св. Софии и Божией Матери Одигитрии Смоленской. В таком виде храм этот сохранялся до конца 30-х годов двадцатого века.
Святая чудотворная икона Николая Чудотворца имела продолговатую четырехугольную форму; она была написана на кипарисной доске. Святитель Николай был представлен в епископском облачении. Риза отличалась тонкой художественной работой и своим богатством: усеяна драгоценными камнями и покрыта разными богатыми украшениями. Риза на иконе и все её украшения — дар благочестивых жертвователей.
Главными чудесами чудотворного образа Святителя Николая можно смело назвать избавление Рославля от холеры, посещавшей город в 1831 и 1848 годах. Каждый раз её опустошительные действия прекращались после усердного общего моления Господу на городской площади перед чудотворным образом Святителя.
Особенно сильное испытание поразило город 18 июля (по старому стилю) 1855 года. До того времени пожары в Рославле случались редко и скоро прекращались. Этот пожар уничтожил большую часть городских построек и угрожал всему городу. И тут снова на помощь пришла икона Святителя Николая, которую принесли из Лугов. После общей молитвы пламя стихло, и вскоре пожар совсем прекратился. С тех пор появилась традиция крестных ходов из села Луги в Рославль.
В 20-х годах ХХ в. религиозное объединение верующих Луговской церкви было обложено высоким налогом. Решением облисполкома в 1932 г. Никольская церковь была закрыта, крестные ходы прекратились. С 1935 г. началось постепенное разорение церкви и надкладезной часовни. В 1938-1939 гг. каменная ограда и все церковные сооружения (кроме колокольни) были разобраны.
Чудотворный образ за грехи людские был бесследно утрачен, известно лишь, что часть икон, находившихся в церкви, оказалась у жителей окрестных деревень. Некоторые священнослужители были репрессированы, кто-то уехал в другие края.
Несмотря на то, что икона была утрачена, храм и надкладезная часовня разрушены, люди не забывали святое место. Сохранившийся колодец стал собирать к себе верующих. И до Великой Отечественной войны, и после тек ручеек поклонников в лес, к источнику с целебной водой. Спасо-Преображенский приход оставался единственным хранителем церковных торжеств на святом месте. В годы испытаний для Русской Православной Церкви прихожане этого прихода посещали Луги. Молились на холме, где стоял храм, молитвенно вспоминали усопших священников и селян, погребенных на этом холме. Затем шли в лес, к quot;Святому колодцуquot;, где шепотом читали акафист святому Угоднику, и брали воду для исцеления своих недугов и освящения домов.
После торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. власти изменили взгляды на Церковь. Верующие получили право свободно, без страха молиться Богу, строить храмы и посещать святые места, связанные с Россией не только духовно, но и исторически. В это время обретает второе рождение и Луговской источник. Впервые за многие годы колодец был вычищен.
Спасо-Преображенский монастырь города Рославля является хранителем quot;Святого колодцаquot;. Братия монастыря сохраняют традицию посещения этого святого места. В 1998 г. в судьбе источника наметился новый поворот – в сторону возрождения. Цех тепловой автоматики и измерений (ТАИ) Смоленской АЭС взял шефство над источником Николая Чудотворца и приступил к обустройству святого места.
В настоящее время возродившееся святое место все больше и больше притягивает к себе людей. О возрастающей славе источника Николая Чудотворца говорит и то, что на богослужение в день летнего Николы сюда стремится великое множество людей.
В 2001г. постановлением районной Думы муниципального образования quot;Рославльский районquot; источник села Луги включён в число наиболее важных объектов культуры и истории Рославльского района.
Сегодня сотни православных христиан посещают Луги. Причем бывают у родника не только жители Смоленской области, но и соседних регионов. Приезжают паломники из США, Италии. В 2002 г. 22 мая, в день святителя Николая, на источнике в Лугах было как никогда многолюдно. После более чем 70-летнего перерыва была возобновлена старинная традиция: от подножья холма, где стоял храм, до святого колодца был совершен крестный ход.
В 2004 г., после длительного труда, молодым иконописцем Ильёй Верещагиным в иконописных мастерских Успенского подворья Оптиной пустыни г. Санкт-Петербурга была написана точная копия чудотворного образа, которая ныне открыта для поклонения в храме Стефана Великопермского в Десногорске.