Людмила МАЛЮТЕНКО: Образование – карьере не помеха!
Профессиональное образование всех уровней призвано выполнять широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности, в социальном – повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда.Об эффективности работы этой системы рассказала в интервью quot;Смоленской газетеquot; начальник областного Департамента по образованию и науке Людмила МАЛЮТЕНКО:
- В настоящее время Смоленщина имеет развитую сеть учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, которая осуществляет подготовку квалифицированных кадров рабочих и специалистов для региона и выполняет существенную социальную функцию. У нас насчитывается 107 образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования федерального и областного (муниципального) подчинения, а также негосударственных учреждений профессионального образования. Система профессионального образования включает в себя 23 образовательных учреждения начального, 50 образовательных учреждений среднего, 34 образовательных учреждения высшего профессионального образования.
В системе начального профессионального образования, представленной 16 училищами и 7 лицеями, основной задачей является усиление ориентации содержания образования на потребности регионального рынка труда.
В общей сложности подготовка рабочих и служащих осуществляется по 135 профессиям для 13 отраслей экономики.
В системе среднего профессионального образования области 33 учреждения имеют статус государственных и 15 - негосударственных. Обучение ведётся по 127 специальностям среднего профессионального образования разного уровня. Структура профессиональных программ, реализуемых в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, распределилась следующим образом: специальности группы quot;Техника и технологииquot;, в том числе технология машиностроения, - 28,8%, что на 1,8% больше, чем в прошлом году, специальности группы quot;Экономика и управлениеquot; - 25,5%, по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился на 0,6%. Показатель подготовки по специальностям quot;Архитектура и строительствоquot; и quot;Транспортные средстваquot; вырос на 6%.
В системе высшего профессионального образования 8 образовательных учреждений являются самостоятельными, 26 представляют собой филиалы различных высших учебных заведений страны. Статус государственных образовательных учреждений имеет 21 вуз и 13 - негосударственных. В городе Смоленске расположено 27 учреждений, 7 филиалов функционируют в других городах области (Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево). Обучение ведется по 126 специальностям высшего профессионального образования.
- Итак, Людмила Николаевна, наблюдается, если так можно выразиться, развитие массовости высшего профессионального образования.
- Да, такое развитие и устойчивый рост контингента студентов вузов формируются требованиями не только экономики, работодателей, но и получателями образовательных услуг. Структура подготовки студентов в вузах так же, как и рост контингента, несёт на себе отпечаток запросов родителей на образование детей. Обучающиеся по специальностям группы экономики и управления составляют 40%, гуманитарное, социальное (в том числе юридическое) направление подготовки выбрали 19,5% студентов, педагогическое - 10,4%, техническое - 8,7%, транспорт - 3,1%, строительные специальности - около 1%.
За последние три года в образовательных учреждениях среднего профессионального образования открыто более 40 новых специальностей, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - более 25. С целью расширения подготовки инженеров-строителей открыт набор по направлению quot;Промышленное и гражданское строительствоquot; в Смоленском государственном университете, Смоленском филиале Московского государственного университета путей сообщения (СФ МИИТ). Специальность quot;Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийquot; открыта в Вяземском политехническом техникуме и Верхнеднепровском технологическом техникуме.
- Каковы перспективы профессионального образования в области?
- Администрация области, Департамент по образованию и науке в соответствии с Концепцией развития профессионального образования Смоленской области на 2008-2012 годы проводят работу по интеграции федеральных и региональных ресурсов, которая позволит создать в регионе единую многоуровневую систему образования и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
Основными векторами должны стать усиление многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности учебных заведений, а также интеграция образовательных учреждений различных профилей и типов, что позволит эффективно использовать и развивать имеющиеся ресурсы.
Современная государственная политика направлена на реструктуризацию сети высших учебных заведений России, на создание таких условий функционирования учреждений, при которых quot;недостойныеquot; будут вынуждены сами уйти с арены. Качество высшего образования зависит не только от каждого образовательного учреждения в отдельности, но и от структуры сети.
Разросшаяся сеть обусловила определённые особенности россий¬ской высшей школы. У нас самый большой в мире охват высшим образованием населения, но при этом в среднем каждый второй студент - заочник.
Отличительной особенностью является активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранить дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую и учебно-лабораторную базу. Объединение учреждений разного уровня образования при сохранении реализации программ присоединяемых образовательных учреждений позволяет сделать более эффективной систему непрерывного профессионального образования, способствовать развитию мобильности обучающихся, предоставляя возможность выстраивания собственной траектории.
Сейчас в области работают семь учреждений, реализующих одновременно программы начального и среднего профессионального образования. Это Смоленский колледж лёгкой промышленности и индустрии моды, Смоленский и Ярцевский индустриальные техникумы, Верхнеднепровский и Смоленский технологические техникумы, Вязем¬ский железнодорожный техникум, Козловский сельскохозяйственный техникум.
- А что такое ситуационный резерв?
- В условиях демографического спада, сокращения контингента обучающихся практически на одну треть создаётся ситуационный резерв для внутрисистемного манёвра ресурсами в целях рационализации сети профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В настоящее время планируется объединение учреждений начального профессионального образования – Профессионального училища №24 и Профессионального лицея №7, расположенных в городе Рославле, на региональный бюджет с 1 января 2010 года будут переданы образовательные учреждения начального профессионального образования, находящиеся в ведомстве Федерального агентства: Профессиональный лицей №3 Смоленска, Профессиональный лицей №10 Десногорска, Профессиональный лицей №5 Сафонова.
Интеграция имеющихся в регионе ресурсов будет осуществляться вокруг исторически сложившихся высших учебных заведений региона.
Предполагается провести поэтапную реорганизацию учреждений среднего профессионального образования путём присоединения в качестве структурных подразделений к ведущим высшим учебным заведениям региона с учётом отраслевой специфики и сохранением многоуровневой системы профессионального образования.
Такая система позволит осуществлять эффективное государственное управление и гибкое реагирование на потребность региональной экономики в квалифицированных профессиональных кадрах и эффективно использовать бюджетные ресурсы всех уровней.
Таким образом, ориентация на потребности региональной экономики обозначила несколько основных путей развития системы профессионального образования на ближайшую перспективу: повышение качества и конкурентоспособности профессионального образования; расширение спектра образовательных услуг в системе профессионального образования; развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной сферы экономики; развитие социального партнёрства для обеспечения качества профессиональной подготовки обучающихся и студентов, развития профессиональных компетенций (коммуникативной, информационной, правовой, языковой) и культуры профессиональной деятельности будущего рабочего и специалиста.
И здесь главная стратегическая цель состоит в том, чтобы привести структуру трудовых ресурсов в соответствие с требованиями рынка, так как недостаточная образованность, слабая техническая грамотность, невысокая профессиональная культура в наше время оказывают такое же отрицательное влияние на производство, как устаревшие техника и технологии, организация труда.
- В quot;Концепции модернизации российского образованияquot; сформулирована задача развития социального партнёрства как одного из направлений совершенствования системы профессионального образования. Как обстоят дела с этим направлением деятельности в нашем регионе?
- Работа по развитию социального партнёрства осуществляется в рамках трёхстороннего регионального соглашения по социально-экономическим вопросам, заключённого между Администрацией области, областным объединением профессиональных союзов и организацией предпринимателей quot;Научно-промышленный союзquot;. Она включает в себя мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, разработку и принятие региональных компонентов государственных образовательных стандартов по областям деятельности, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях развития региональной экономики и рынка труда.
Контрольные цифры приёма в областные образовательные учреждения НПО и СПО, утверждаемые ежегодно распоряжением Администрации области, формируются на основе договоров образовательных учреждений и предприятий области. В областных образовательных учреждениях СПО увеличилось количество мест для приема на бюджетной основе с 890 мест в 2006 г. до 975 в 2009 г. Доля бюджетного приёма по техническим, строительным и сервисным специальностям в учреждениях СПО увеличилась за последние три года в полтора раза. При этом 89% бюджетных мест открывается под конкретные заявки областных учреждений и организаций.
В целях улучшения системы информации потенциальных потребителей образовательных услуг о спектре направлений и специальностей, реализуемых учреждениями профессионального образования, Департамент Смоленской области по образованию и науке проводит специализированные выставки quot;Образование и карьераquot;, quot;Профтехобразованиеquot;, выпускаются сборники информационно-аналитических материалов об образовательных учреждениях.
В областной системе начального, среднего, высшего профессионального образования сегодня 211 предприятий, учреждений и организаций Смоленской области являются социальными партнёрами: организуют места для производственной практики - 197, места для производственного обучения - 169, принимают на работу выпускников - 177. Среди них крупнейшие промышленные предприятия и организации области: ОАО quot;ОСРАМquot;; Смоленское отделение МЖД - филиал ОАО quot;РЖДquot;; ЗАО quot;Смоленская чулочная фабрикаquot;; ЗАО quot;Смоленский автоагрегатный завод им. В.П. Отрохова АМО ЗИЛquot;; ОАО quot;Измерительquot;; ОАО quot;Авангардquot;; ООО quot;Фабрика quot;Шармquot;; ФГУП СПО quot;Аналитприборquot;; ООО quot;Смоленский завод ЖБИ-2quot;; ОАО quot;Вяземский машиностроительный заводquot;; ОАО quot;Рославльский вагоноремонтный заводquot;; ОАО quot;Сафоновский электромашиностроительный заводquot; и др.
- Приведите примеры деловых контактов предприятий и учебных заведений.
- На протяжении последних десяти лет поддерживает и развивает взаимовыгодные отношения с ведущими предприятиями лёгкой промышленности и предприятиями бытового обслуживания города и области Смоленский колледж лёгкой промышленности и индустрии моды. Практикуются различные формы работы: совместная разработка программ обучения, организация производственного обучения и практики студентов на предприятиях, привлечение специалистов колледжа к проведению занятий в период теоретического обучения, участие работодателей в определении требований к выпускникам и оценке качества их подготовки, трудоустройство выпускников, профориентация и консультирование, стажировки педагогов колледжа на предприятиях по изучению нового оборудования и современных технологий.
В настоящее время 65% работников ведущих предприятий лёгкой промышленности Смоленска по профессиям quot;швеяquot;, quot;портнойquot; и специальности quot;моделирование и конструирование швейных изделийquot; составляют выпускники колледжа.
Установление социального партнёрства с ЗАО quot;Смоленский автоагрегатный завод им. В.П. Отроховаquot; позволило Смоленскому технологическому техникуму перейти на подготовку квалифицированных кадров по такой востребованной на производстве профессии, как quot;оператор станков с программным управлениемquot; и специальности quot;техник технологии машиностроенияquot;.
ФГОУ СПО quot;Смоленский промышленно-экономический колледжquot; имеет учебно-научные, производственные комплексы в ОАО quot;Измерительquot;, ОАО quot;Авангардquot;, ОАО quot;Сафоновский электромашиностроительный заводquot;. На их базе планируется создание ресурсных комплексов.
Высокий уровень социального партнёрства с работодателями достигнут в Смоленском государственном университете (ректор – профессор Евгений Владимирович Кодин), филиале Московского энергетического института (технического университета) в Смоленске (ректор – профессор Геннадий Иванович Бояринов), Смоленской государственной медицинской академии (ректор – профессор Игорь Викторович Отвагин), Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (ректор – профессор Георгий Николаевич Грец), Смоленском гуманитарном университете (ректор - профессор Николай Евгеньевич Мажар), Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (ректор - профессор Анатолий Романович Камошенков), Смоленском институте бизнеса и предпринимательства (ректор - профессор Валерий Иванович Грушенко) и других вузах.
С сентября 2008 года учреждена и выплачивается 28 студентам стипендия Губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева в размере 2500 рублей.
Можно привести немало других примеров эффективного взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования с предприятиями и организациями всех форм собственности.
Значительные возможности для развития социального партнёрства открывает принятие Федерального закона от 22.06.2008 №158-ФЗ quot;О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие аспекты законодательства РФ о налогах и сборахquot;. Нормы, обозначенные в этом документе, позволяют работодателям-налогоплательщикам включать в состав расходов затраты на обучение физических лиц, заключивших с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее, чем через три месяца после окончания профессионального обучения, отработать у налогоплательщика не менее одного года.
Сложившаяся практика позволила инициировать разработку правовых основ, обеспечивающих формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в региональную систему профессионального образования. Так, в 2008 году принят областной закон от 30.10.2008 №121-з quot;О налоговых льготах на 2009 годquot;, предоставляющий льготную ставку налога на прибыль предприятиям и организациям, направившим средства на укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений профессионального образования.
- Как профессиональные учреждения региона участвуют в реализации приоритетного национального проекта quot;Образованиеquot;?
- В рамках реализации приоритетного национального проекта quot;Образованиеquot; в 2008 году в конкурсном отборе государственных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, от региона участвовал коллектив Смоленского промышленно-экономического колледжа. Этот коллектив стал победителем первого тура второго конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, с объёмом их государственной поддержки в сумме 30 млн. рублей.
Смоленский промышленно-экономический колледж стал победителем и третьего конкурса учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, с объёмом их поддержки из федерального бюджета в сумме 29,49 млн. рублей.
ОГОУ СПО quot;Смоленский техникум лёгкой промышленности и индустрии модыquot; включён в перечень образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта quot;Образованиеquot; в 2009 году.
Второй год подряд ОГОУ СПО quot;Смоленский педагогический колледжquot; стал победителем Всероссийского конкурса quot;100 лучших ссузов Россииquot;.
- Как обстоят дела с трудоустройством и профессиональной адаптацией выпускников образовательных учреждений?
- Одним из показателей соответствия подготовки кадров потребностям регионального рынка труда является показатель трудоустройства.
В 2008/2009 учебном году выпуск произведён по 118 профессиям общероссийского классификатора и составил более 11300 человек (очная форма обучения). Продолжили обучение 11%; подлежат призыву в Российскую Армию 18%; трудоустроились 56%.
Наиболее востребованными на региональном рынке труда стали рабочие и специалисты следующих групп специальностей: здравоохранения - 84,6% от общего количества выпускников очной формы обучения; энергетики и электротехники - 72%; образования и педагогики - 67,2%; сельского хозяйства - 52,2%; экономики и управления - 56,2%; технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров - 52,2%; архитектуры и строительства - 50,5%.
Больше шансов трудоустроиться было у тех, кто имеет начальное профессиональное образование: повар-кондитер, штукатур, каменщик, фрезеровщик, слесарь-сборщик (до 80% это рабочие вакансии). Для специалистов с высшим гуманитарным образованием рынок предоставляет совсем незначительный процент вакансий. Были востребованы инженерные, технические специальности.
Разработаны программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Смоленской области на 2009 год. В рамках этих программ предусмотрены организация стажировки для выпускников в целях приобретения опыта работы и организация временного рабочего места под конкретного выпускника. Чтобы специалист адаптировался, ему Центр занятости населения выплачивает пособие, а работодатель - заработную плату. Выпускники в этих ситуациях чувствуют себя более защищёнными: и опыт приобретают, и финансовая поддержка имеется.