На велосипеде по Смоленску. Безопасны ли поездки за здоровьем?
Время от времени в телевизионной рекламе мелькают счастливые лица обладателей велосипедов. Реклама настойчиво предлагает нам купить всё новые модели педальных машин. Однако часто ли вы видите велосипедистов в городе? С какими трудностями они сталкиваются в поездках? Насколько вообще нынешний Смоленск пригоден для велопрогулок? Может, стоит попытать счастье за городом?Раиса ИПАТОВА, поэт, помощник депутата Смоленской областной Думы:
- Деликатные велосипедисты, к которым я себя причисляю, вынуждены кататься на рассвете. Маршрут моих поездок таков: по улице Николаева через улицу Октябрьской революции – и на площадь Ленина. Выезжать приходится не позднее, чем в 6.45, иначе вообще невозможно проехать.
Ехать по проезжей части я опасаюсь, еду по тротуару. Тротуары захвачены магазинами. Если даже идёт всего один пешеход, то он занимает почти всё место, поскольку большая часть пешеходной части уже занята крыльцами. Я уж не говорю про жуткие бордюры, которые очень сложно преодолеть не только велосипедистам, но и инвалидам, мамам с колясками. Мне часто приходится спрыгивать с велосипеда, потому что съездов нет никаких.
Кроме того, очень опасны выезды из дворов. Еду деликатно, но меня могут в любой момент атаковать из дворов. То есть, проезжая часть просто опасна для жизни, а тротуары никак не приспособлены для езды на велосипеде. В общем, ужасная ситуация, хочется в Голландию (улыбается).
- Насколько вежливы пешеходы? Могут ли они толкнуть или оскорбить вас?
- Всё зависит от велосипедиста. Если он делает крюк, чтобы не нарушить права пешехода, – а я всегда так поступаю, – то никаких проблем не возникает.
- За город вы не пробовали выезжать?
- О, я мечтаю об этом, но как я это сделаю технически?! Я думаю, что такая поездка – просто угроза для жизни. Я раньше ездила в Реадовку, но сейчас перестала, поскольку там по пути постоянно машины выскакивают. Нет радости, потому что все силы уходят на преодоление стрессов.
Эдуард Чернов, сотрудник «Смоленской газеты»:
- Прошлым летом я купил велосипед. Поездил несколько недель и отдал его родственнику, поскольку понял, что сам ездить не смогу.
Наши дороги очень опасны. У нас практически отсутствуют дорожки для велосипедистов. Ехать по проезжей части очень опасно: ты становишься участником дорожного движения, но тебя ни в грош не ставят водители-автомобилисты. У обочин всегда много припаркованных машин, и чтобы их объехать, приходится выезжать на полосу интенсивного движения. Автомобили едут с большой скоростью, сигналят, пугают…
Если ехать по тротуарам, то там и бордюры высокие, и прогуливающихся пешеходов полно – с наушниками, с мобильными телефонами, которые не слышат велосипедного звонка... Родственник на этом велосипеде ездит через Реадовку на дачу, он не выезжает на автодороги.
КСТАТИ
В Беларуси движение по проезжей части запрещено. Выезд велосипедиста на проезжую часть допускается в исключительных случаях при совершенной невозможности двигаться за её пределами (см. комментарий к п.148 ПДД РБ).
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Евгений ЛОСЬ, старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД:
- Есть ли на Смоленщине специально оборудованные места для велосипедных прогулок?
- Нет.
- Насколько безопасны в этом плане дороги?
- Наши автодороги не предназначены для велосипедных прогулок.
- Что является основными причинами аварий с велосипедистами?
- Непредоставление преимущества в движении. Водители как правило игнорируют велосипедистов, а те зачастую не знают правил дорожного движения.
- Какие пожелания у сотрудников ГИБДД к велосипедистам?
- Ни в коем случае не выезжать на дороги федерального значения. Дело в том, что на них много большегрузных автомобилей, в просторечье – фур, которые при движении создают очень сильные ветровые потоки. Фура способна опрокинуть велосипедиста таким потоком, даже не соприкасаясь с ним.
- Где всё-таки можно покататься?
- Я могу порекомендовать Красный Бор – поездить по лесным тропинкам, где нет асфальта. Любителям велосипедного спорта можно попробовать проехать до Сокольей горы через Колодню – там длинный тяжёлый подъём, способный обеспечить мощную нагрузку. Только это нужно делать в часы, когда на дороге мало машин.
Ещё можно покататься в Дубровенке – по той стороне, где расположен кадетский корпус, там замечательные места. Раньше неплохо было в Реадовке, но сейчас слишком много пешеходов.
Блог «Голландия на колёсах»:
В Голландии для велосипедистов всё хорошо продумано и предусмотрено. Во-первых, почти везде есть специальные велосипедные дорожки, идущие по краю проезжей части и отделённые от неё белой пунктирной линией.
Во-вторых, на каждом перекрёстке на столбе с обычным светофором висит такой же, только маленький, светофор специально для велосипедистов! Подъехав к перекрёстку, велосипедист нажимает на кнопку, установленную на отдельно стоящем столбике или на самом столбе светофора, и ждёт, когда на маленьком светофоре загорится зелёный свет, по которому он может ехать.
Велосипед на дорогах Голландии часто имеет преимущество перед автомобилем, водители уступают велосипедисту дорогу. Там же, где дороги узкие и нет велосипедной дорожки, велосипедисты едут по краю обычной проезжей части и, в этом случае, автомобилисты, объезжая их, должны по правилам находиться от велосипедиста на расстоянии не менее полметра.
СВЕЖИЙ СЛУЧАЙ
25 мая в 14.50 в 1-м переулке Советской Армии в Шумячах водитель 1948 года рождения, управляя автомобилем ВАЗ111130 («Ока»), нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части. Он выехал на полосу встречного движения и совершил наезд на пятилетнего (!) велосипедиста.
Малыш с закрытым переломом большой берцовой кости левой голени госпитализирован в ЦРБ посёлка Шумячи.
В отношении водителя возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 12.24 ч.2 КоАП РФ.