История

Улица имени лётчика-испытателя

13 июля 2009 года в 10:06
3130

Если в Смоленске ехать по улице Николаева в сторону Краснинского шоссе и после оживлённого перекрёстка со светофором (там, где она пересекает улицу Нормандия-Неман) повернуть на следующем повороте налево, вы попадёте на улицу Воробьёва. Плавно изгибаясь влево, она протянулась от улицы Николаева до переулка Юннатов, пересекая на своём пути улицы Черняховского и Матросова. Многие жители Смоленска до сих пор путаются, в честь кого же названа эта улица. Некоторые считают, что в честь милиционера Воробьёва, оборонявшего наш город в 1941 году в составе милицейского батальона и погибшего в эти тяжкие дни. Припоминают другого Воробьёва, сложившего голову при освобождении Смоленска в 1943. Фамилия уж очень распространённая. Автору немало пришлось покопаться в различных источниках, чтобы достоверно выяснить, в честь какого Воробьёва названа эта улица. И вот что оказалось.
Решением горисполкома от 25 марта 1965 года улица названа в честь Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Ивана Воробьёва. Иван Григорьевич уже в мирное, послевоенное, время стал испытателем самолётов. А во время Великой Отечественной войны сражался на грозном штурмовике Ил-2. Для врагов «Илюша», как ласково называли самолёт наши лётчики, был действительно грозой. Он наносил сокрушительные удары непосредственно на поле боя, с бреющего полёта сея смерть среди врагов. Недаром захватчики прозвали его «Шварце тод» - «Чёрная смерть».
Иван Григорьевич родился 21 января 1920 года в деревне Гончарово Кардымовского района. После окончания неполной средней школы учился в Смоленском техникуме физкультуры, а одновременно постигал лётную грамоту в Смоленском аэроклубе, после окончания которого был направлен в военно-авиационное училище.
Воевать Иван Григорьевич начал с ноября 1942 года под Сталинградом. Войска Красной Армии ликвидировали окружённую группировку фельдмаршала Паулюса. В числе группы штурмовиков Иван Воробьёв участвовал в налёте на вражеский аэродром, на котором базировались немецкие транспортники Ю-52. И лично уничтожил один «Юнкерс», а также взорвал бомбами склад боеприпасов. За что получил свою первую награду – орден Красной Звезды.
Штурмовиком Иван Григорьевич владел в совершенстве. В его руках Ил-2, вооружённый двумя 30-мил¬лиметровыми пушками, бомбами и реактивными снарядами, буквально «перепахивал» поле боя. После Сталинграда штурмовой полк перевели на Южный фронт. Воробьёв участвует в освобождении Ростова, Новочеркасска и других городов. Учитывая мастерство лётчика, командование доверяет ему вылеты на «свободную охоту». Не каждому доверяют такой ответственный вид боевых действий, при котором лётчик самостоятельно отыскивает цель, уничтожает её, одновременно (если позволяет обстановка) ведёт воздушную разведку и передаёт данные в вышестоящий штаб. Ивану Воробьёву доверяли. Став заместителем командира эскадрильи, он обучает молодых лётчиков боевому мастерству, водит на задание группы штурмовиков. Подчинённые охотно идут с ним в бой. Даже из самых сложных боевых вылетов группы Воробьёва возвращались без потерь. Например, после успешного налёта на станцию Багерово на Керченском полуострове при возвращении на свой аэродром группа Воробьёва была атакована истребителями противника. Умело организовав воздушный бой, Иван Григорьевич лично сбил вражеский истребитель и без потерь привёл группу на свой аэродром.
И таких эпизодов в боевой биографии Ивана Воробьёва множество. После Крыма он сражался в Прибалтике. К августу 1944 года на его сче¬-ту – 129 успешных боевых вылетов, уничтоженная техника и живая сила противника. 26 октября 1944 года капитану Воробьёву присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны Иван Григорьевич выполнил 179 боевых вылетов, сбил три вражеских самолёта, уничтожил большое количество техники и солдат противника.
После войны он работал в гражданской авиации. За трудовые успехи был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Учитывая огромный опыт, лётное мастерство и грамотное владение авиационной техникой, Ивана Григорьевича приглашают на испытательную работу, в которой он вскоре достиг больших успехов. За что Верховный Совет СССР 21 августа 1964 года присвоил ему звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это очень высокое звание. Среди плеяды лётчиков это – элита. В их ряду такие известные имена, как Коккинаки, Амет-Хан Султан, Степан Микоян, Владимир Ильюшин и другие.
К сожалению, Иван Григорьевич прожил недолго. В возрасте 45 лет, 25 января 1965 года, он погиб при испытании новой авиационной техники.

Александр Школьников

Виват, смоленские полки!
Юбилей БАМа

Rambler's Top100